Целевые ориентиры в раннем возрасте
консультация на тему
Целевые ориентиры в раннем возрасте согласно ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselevye_orientiry_obrazovaniya_v_rannem_vozraste.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Ребенок – не «объект» наблюдения, а развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями.
Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов проводится посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.
Сама деятельность детей в заданных образовательных условиях дает педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии.
При этом, функциональные приобретения ребенка не рассматриваются как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• Следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движения.
Планируемые результаты, как ориентиры,
освоения основной образовательной программы ДОУ для детей от 2 до 3 лет
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Навыки самообслуживания и действия с бытовыми предметами
- Подражает многим действиям взрослых с бытовыми предметами;
- В игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.);
- Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
- В игре исполняет определенную роль (мамы, машиниста...);
- Одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при незначительной помощи взрослого.
- Умеет самостоятельно есть.
- Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
- При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.
- Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
- Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Эмоциональное развитие
- Может сопереживать плачущему ребенку.
- Получает положительные эмоции от похвалы и одобрения со стороны взрослых; понимает психологическое состояние других людей.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихотворения).
- Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).
- Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии.
Развитие игровых навыков
- Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников.
- Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
- Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника.
- Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
- Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.
- Использует в игре замещение недостающего предмета.
- Общается в диалоге с воспитателем.
- В самостоятельной игре сопровождает речью свои действия.
Следит за действиями героев кукольного театра.
- Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагогов). Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.
- Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
- Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Ориентируется в 2-3 контрастных величинах предметов; подбирает по образцу взрослого 3 контрастных цвета;
- Имеет представление о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), 8 цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный)
- С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.
- Разворачивает игру вокруг собственной постройки.
- Различает один и много предметов.
- Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Узнает шар и куб.
- Различает и называет предметы ближайшего окружения.
- Называет имена членов своей семьи и воспитателей.
- Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.
- Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).
- Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).
- Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Понимает несложные рассказы по сюжетной картинке;
- Способен узнать то, что видел, слышал несколько недель тому назад.
- Начинает использовать сложные предложения;
- правильно реагирует на словесные указания; получает удовольствие от общения со сверстниками.
- Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.
- Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
- Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
- Сопровождает речью игровые и бытовые действия.
- С интересом слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы; рассматривает картинки, иллюстрации. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.
- Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога и самостоятельно
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий).
- Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
- Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.
- Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
- Проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.
- Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Изобразительная деятельность
- Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.
- Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
- Умеет раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивает их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая, их друг к другу.
- Лепит несложные предметы. Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Конструктивно-модельная деятельность
- Сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить самостоятельно.
- Ориентируется в помещении группы и участка детского сада.
- Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Подпрыгивает, одновременно отрывая от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом.
- Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.
- Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.
- Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
- Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
- Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
- Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
- При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Умеет самостоятельно есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выполнение целевых ориентиров с детьми раннего возраста"
К целевым ориентирам образования относятся социальные характеристики возможных достижений ребенка....
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте по ФГОС ДО
Буклет для родителей по ФГОС...
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте....
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка....
"Целевые ориентиры. Средний дошкольный возраст" Консультация для родителей
Консультация для родителей "Целевые ориентиры - cредний дошкольный возраст 4-5лет"...
Консультация для родителей:«Целевые ориентиры – средний дошкольный возраст 4-5 лет»
Материалы для консультации родителей по вопросам основных образовательных задач детей 4-5 лет...
Карта индивидуального физического развития ребенка. Целевые ориентиры – группа старшего возраста (5-6 лет)
Карта индивидуального физического развития ребенка в соответствии основной образовательной программы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе...