Программа родительского клуба "Вместе с мамой, вместе с папой"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 1 «Берёзка»
ПРИНЯТО на педагогическом совете № __ от УТВЕРЖДАЮ
«___»___________ 2017 г. Заведующий МБДОУ города
Нижневартовска ДС №1«Берёзка»
«___»___________ 2017 г.
Программа родительского клуба
"Вместе с мамой, вместе с папой"
Составитель:
Лысова Г.Ю., воспитатель
г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Берёзка»
Программа родительского клуба
"Вместе с мамой, вместе с папой"
Составила:
Лысова Галина Юрьевна
г. Нижневартовск
Содержание | ||
1 | Паспорт программы | |
2 | Пояснительная записка | |
3 | Принцип взаимодействия с семьей. | |
4 | Формы общения педагогов с родителями воспитанников | |
5 | Основные направления работы с семьей в ДОУ | |
6 | Перспективный план работы с родителями | |
7 | Совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию детей | |
8 | Семейные традиции | |
9 | Ожидаемый результат освоения программы | |
10 | Список литературы |
- Паспорт программы
Наименование Программы | Парциальная программа «Вместе с мамой, вместе с папой» |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 года; Закон РФ « Об образовании», Концепция дошкольного образования, Семейный кодекс Российской федерации, Устав МДОУ ДС№1 «Берёзка» Локальные акты МБДОУ ДС №1 «Берёзка» Договор с родителями Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ, приведенная в соответствии с ФГОС ДО. |
Заказчик Программы | МБДОУ города Нижневартовска ДС № 1 «Берёзка», родители (законные представители) |
Срок реализации | 1 год |
Составитель Программы | Воспитатель: Лысова Г.Ю. |
Цель Программы | Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности |
Задачи Программы | *Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье. *Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей. *Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей. *Формировать позитивные формы общения. *Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности. * Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей. |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ. |
"Человек рождается не для того, чтобы
исчезнуть никому неизвестной пылин-
кой...Человек оставляет себя прежде
всего в человеке. В этом высшее счастье
и смысл жизни. Если ты хочешь остаться
в сердце человеческом, -воспитай своих
детей".
В.А.Сухомлинский
2. Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В работах современных авторов (М. В. Рухлет, А. М. Майоров, В. П. Панасюк и др.) качество образования определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе норм, требований стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Семья для ребенка -это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение, поэтому в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. При разработке системы взаимодействия с семьями воспитанников, ориентируясь на последние исследования по данной проблеме, проведённые в Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, изучала работы учёных Института развития дошкольного образования РАО (А.Кошелева, М.Медведева, В.Кудрявцев), анализировала «Концепцию дошкольного образования». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Главное в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МБДОУ по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса. Субъективные причины возникают в некоторых случаях, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативное отношение может произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых, а также из средств массовой информации, периодической печати, интернета, которые содержат не всегда проверенные сведения, нанося тем самым вред системе дошкольного образования в целом. Другая причина конфликтов связана с тем, что педагог порой становится для родителей символом власти, контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда педагог говорит о ребенке, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем у педагогов возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу. Многие воспитатели и специалисты высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные. И к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые воспитатели признаются, что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе. Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно. Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению. Для актуализации в сознании молодых родителей и старшего поколения понимания самоценности дошкольного периода детства, как базиса всей последующей жизни человека, создана и успешно внедряется инновационная система работы по организации сотрудничества с родительской общественностью.
Актуальность программы
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности.
Цель и задачи
Цель: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
Принципы взаимодействия с семьей:
1.Принцип партнёрства родителей и педагогов в воспитании детей.
2.Единое понимание целей и задач воспитания и обучения детей педагогами и родителями;
3.Помощь , уважение и доверие к ребёнку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4.Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5.Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Формы общения педагогов с родителями воспитанников:
Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчёркивая необходимость связи ДОУ с семьёй и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы.
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с
семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Работа с семьёй по педагогическому просвещению разнообразна. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогические знания.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы», лектории, диспуты, вечера вопросов и ответов.
Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
К индивидуальным формам относятся консультации, поручения, посещения на дому, педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например посещение семьи. Особенность беседы – активное участие и воспитателя и родителей.
К групповым формам относятся работа с родительским комитетом, тренинги, родительские клубы.
Наглядно – информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы (сайты детского сада и группы, компьютерная презентация, стенды, выпуск газеты, буклетов, совместные выставки рисунков и фотографий, дни открытых дверей)общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Можно выделить четыре направления по вовлечению родителей в совместную педагогическую деятельность по воспитанию детей.
Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально- экономических, психологических условий.
6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.
Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.
Основные направления работы с семьей в ДОУ:
Анализируя формы работы с родителями, можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
- Познавательное направление.
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали:
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
- совместные экскурсии;
- открытые НОД.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
- утренние приветствия;
- Почта доверия;
- семейные проекты.
- Информационно-аналитическое направление.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
- тестирование.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
- Наглядно-информационное направление.
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
- родительский уголок, включающий различную информацию.
Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
- нормативные документы;
- объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;
- папка-передвижка.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».
- фотовыставки;
- выпуск газет.
- Досуговое направление:
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
- праздники, которые можно закончить чаепитием. Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.
- развлечения;
- знакомство с профессиями родителей;
- празднование дней рождения;
- выставка семейной коллекции
- акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
- дни добрых дел.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Перспективный план работы с родителями
Название мероприятия | Участники | Ответственные | Срок |
Презентация детского сада | Родители вновь поступающих детей. | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель | июнь – август |
Анкетирование «Давайте познакомимся» | Родители вновь поступающих детей | Воспитатели | июнь – август |
Оформление информационных стендов в группах. | Родители всех возрастных групп | Зам.зав по ВМР, воспитатели | сентябрь |
Консультация «Первые в ДОУ» | Родители вновь поступающих детей | Воспитатели медсестра | Сентябрь- октябрь |
Групповые родительские собрания | Родители всех возрастных групп | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели | сентябрь |
Консультация «Разговор о правильном питании» | Родители | медсестра | сентябрь |
День здоровья | Родители | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели | сентябрь |
Заседание родительского комитета ДОУ | Члены родительского комитета | Заведующая | сентябрь |
Консультация «Если ребёнок медлительный» | Родители | Зам.зав по ВМР, воспитатели | октябрь |
Анкетирование «Что вы ждете от детского сада ?» | Родители | Воспитатели | октябрь |
Выставка детских поделок, работ «Осень, осень в гости просим!»» | Родители | Воспитатели | октябрь |
Концерт к Дню пожилого человека | Родители | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель | октябрь |
Утренники | Родители | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель | сентябрь-июнь |
Консультация «Почему дети кусаются?» | Родители | воспитатели | октябрь |
Открытые занятия | Родители | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель | сентябрь-май |
Анкетирование «Первый раз -первый класс» | Родители подгот. гр. | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель | ноябрь |
День открытых дверей(ознакомление родителей с деятельностью ДОУ) | Родители | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель | ноябрь |
Консультация «О воспитании правдивости в детях» | Родители | Педагог-психолог | ноябрь |
Оформление в уголках для родителей тематики «Мы за здоровый образ жизни» | Родители | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, медсестра | ноябрь |
Консультация «Что дети ждут от Деда Мороза? Как дарить новогодние подарки?» | Родители | воспитатели | декабрь |
Конкурс семейных работ «Зимушка хрустальная» | Родители | зам.зав по ВМР, воспитатели | декабрь |
Защита проектов « Чем занять ребёнка в выходной день» | Родители | зам.зав по ВМР, воспитатели | декабрь |
Анкетирование «Растем здоровыми» | Родители | зам.зав по ВМР, воспитатели | январь |
Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» | Родители | зам.зав по ВМР, воспитатели | январь |
Консультация «Здоровый образ жизни» | Родители | медсестра | январь |
Беседа с родителями об организации семейных прогулок | Родители | воспитатели | январь |
Групповые родительские собрания "Мир глазами ребёнка" | Родители | зам.зав по ВМР, воспитатели | январь |
Творческая гостиная «Мое солнышко» | Родители | зам.зав по ВМР, воспитатели | февраль |
Конкурс «Новогодние постройки» | Родители | воспитатели | февраль |
"Коли семья вместе, то и душа на месте" | Родители | зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель | зам.зав по ВМР, воспитатели |
Круглый стол "Полезные привычки" | Родители | зам.зав по ВМР, воспитатели | |
Спортивные состязания между командами родителей детей разных групп | Родители | зам.зав по ВМР, воспитатели | февраль |
Оформление уголков к 23 февраля. | Родители | воспитатели | февраль |
Анкетирование «Качество питания в детском саду» | Родители | Воспитатели медсестра | март |
Выставка детских работ «Весна красна» | Родители | воспитатели | март |
Оформление уголков для родителей «Мамочка любимая моя» | Родители | зам.зав по ВМР, воспитатели | март |
Консультация «Развитие речи детей 4-5 лет» | Родители | зам.зав по ВМР, воспитатели, логопед, психолог | март |
Консультация «Животные в доме» | Родители | зам.зав по ВМР, воспитатели | март |
Фольклорное развлечение «Масленица» | Родители | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель | март |
"День семьи" | Родители подг.гр. | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель | апрель |
Родительская фотовыставка «Моя семья» | Родители | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели | апрель |
Групповые родительские собрания | Родители | воспитатели | апрель |
Заседание родительского комитета, попечительского совета | Родители | Родительский комитет, попечительский совет | апрель |
Анкетирование по результатам года | Родители | Воспитатели логопед | апрель |
Консультация «Путешествие в детство» | Родители | Воспитатели медсестра | май |
Беседа «Детям знать положено правила дорожные» | Родители | Беседа «Ребенок на дороге» | май |
Консультация «Как отпраздновать день рождения ребенка?» | Родители | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, психолог | май |
Консультация «В школу без дефектов речи» | Родители подг.гр. | Воспитатели логопед | май |
"О чём мечтают дети" | Родители | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, психолог | май |
Анкетирование по оценке работы дошкольного учреждения и педагогов. | Родители | Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, | май |
Совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию детей в детском саду и дома.
Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.
Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.
Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.
Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.
Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.
Семейные традиции
Соблюдение и обогащение семейных традиций - одно из направлений Программы.
Цель данного направления: взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам.
Задачи взаимодействия с семьей:
- укреплять и охранять здоровье детей;
- развивать способность устанавливать простейшие связи между взрослыми и детьми;
-сообщать родителям о значении стиля общения с детьми для их развития.
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам
хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные
традиции. Мы предлагаем в ходе изучения социального статуса семьи, поинтересоваться и семейными традициями семей воспитанников детского сада, это поможет в проведении праздников в ДОУ, обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных мероприятиях, проводимых в детском учреждении, родители поделятся свои опытом по сохранению и продолжению семейных традиций.
Ожидаемый результат освоения программы
Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Литература.
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М.,1994.
. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М.просвещение 1989
Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
Глебова С.В.Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей. ТЦ "Учитель",2005
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.. Детский сад и семья методика работы с родителями. Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В.. Семейный театр в детском саду, совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008
Зацепина М.Б.. . Развитие ребенка в театрализованной деятельности. ТЦ «Сфера» м. 2010
ЗвереваО.Л., КротоваТ.В. Общение педагога с родителями. Методический аспект
Доронова Т.Н.Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй.М.:"Сфера",2002
Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/-М..:Просвещение,2005
Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.
Практический журнал «Воспитатель ДОУ»
Журнал «Дошкольное воспитание»
Журнал «ребенок в детском саду».
Приложение 1
Анкета для родителей "Знаете ли вы свою родословную?"
1.Знаете ли место рождения своих родителей?
2.Кто были ваши дедушка и бабушка?
3.Что вы знаете об их Родине?
4.Социальное происхождение бабушки и дедушки?
5.Владеете ли сведениями о своих прабабушке и прадедушке?
6.Знаете ли вы интересные случаи из жизни ваших предков?
7.Есть ли в вашем доме семейные реликвии, передающиеся по наследству?
8Рассказываете ли своим детям о ваших предках?
9.Как часто посещаете свою родину?
Приложение 2
Перспективный план занятий родительского клуба
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
«Моя семья» Цель: сформировать представления молодых родителей о семье. | «Детско-родительские отношения» Цель: помочь родителям понять характер взаимоотношений с ребенком. | «Общаемся с детьми» Цель: изменение родительских позиций с целью гармонизации стиля воспитания. |
Декабрь | Январь | Февраль |
«Психологический климат семьи» Цель: учить родителей моделировать наиболее комфортные отношения в семье | семье «Когда ребенок сводит Вас с ума» Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним. | «Я тебе доверяю» Цель: обучение конструктивному решению конфликтов. |
Март | Апрель | Май |
«Роль отца в семье» Цель: формировать представление о роли отца в семье, его отношения к воспитанию | Родительский практикум «Учусь быть родителем» Цель: коррекция взаимоотношений, формирование взаимопонимания, положительного эмоционального настроя. Закрепление полученных знаний. | «Ваш ребенок повзрослел» Цель: формирование системы представлений родителей о готовности семьи к взрослению ребенка. Повышение родительской компетенции по вопросу воспитания ребенка. Снижение тревожности перед трудностями адаптации к новым условиям |
Приложение 3
"Семейные праздники и традиции"
«Два мира есть у человека: один – который нас творил, другой – который мы от века творим по мере наших сил»
Н Заболоцкий.
Родина, отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать, и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. У каждой семьи есть свои традиции, свои семейные обряды, свой исторический эпос и материальная культура. Семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. Именно с помощью загадок наши предки учили своих детей видеть мир и его составные части. Игры в народной культуре помогали освоению мира, социальных отношений людей через целостный художественный комплекс, сочетающий в себе пластическое движение, пение, речь, традиционное ролевое поведение персонажей; учили соблюдать отношения между участниками игры на основе правил, которые уважались всеми. Наши предки широко использовали народный фольклор – это игра на народных инструментах и произведения поэзии пестования – колыбельные, песни, потешки, прибаутки.
В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений. Вместе с родителями дети могут принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.
Не менее важно в семье поощрять певческие проявления. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку (небольшие по объему, ярки мелодии, удобный диапазон). Как можно чаще устраивать семейные дуэты (с мамой, папой, бабушкой и дедушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням. Поддерживать интерес к музыкально-двигательной деятельности детей и как можно чаще создавать ситуации для танцевальных импровизаций.
Эффективная форма общения взрослых и детей являются праздники. Праздник – это: встречи и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома и в саду, получение ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке, торжество, радость, веселье, которое разделяют и взрослые и дети.
Пройдут годы, дети забудут музыкальные произведения, которые звучали на празднике, танцы которые они исполняли и многое другое. Но они навсегда в своей памяти сохранят тепло общения, радость сопереживания, которое они с собой силой смогли ощутить именно рядом со своими родными и близкими. Примерные темы мероприятий, которые можно использовать дома с детьми для развития семейных традиций:
- Мир вокруг дома (мир природы и людей в их единстве).
- Строим дом (обряды и обычаи строительства старинного дома).
- Мой дом (интерьер дома).
- Кто живет в нашем доме (состав многопоколенной семьи).
- Имя – великое сокровище (знание своего имени и имен своих родственников).
- За семейным столом (старинные традиции застолья – способ укрепления семьи).
- У колыбельки (колыбельные песни; нежные взаимоотношения матери и ребенка: любовь как основа семьи).
- Готовим наряды к празднику (украшение помещения, изготовление костюмов).
- Игры (народная детская игровая культура).
Используемая литература:
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.
- Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
- Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду, 2006 г.
- Журналы «Музыкальный руководитель» 2006-2008 гг.
5.Журналы «Воспитание дошкольника» 2000-2008 гг.
6.Журналы «Ребенок в детском саду» 2001-2008 гг.
7.Чайковский П.И. Детский альбом (слушание музыки).
8.Загадки, игры, потешки, пестушки, песни.
Приложение 4
Анкета для родителей
"Знаете ли вы своего ребёнка?"
Выявление потребностей родителей в педагогических знаниях, анализ допускаемых ошибок, стимулирование наблюдений за детьми, стремление понять своего ребёнка.
Считаете ли Вы, что... | Ответы | ||
...понимаете внутренний мир ребёнка? | Да | Нет | Иногда |
...внимательно относитесь к его индивидуальным особенностям? | Да | Нет | Иногда |
...находите время побыть с ребёнком наедине? | Да | Нет | Иногда |
...отвечаете на вопросы ребёнка терпеливо? | Да | Нет | Иногда |
...часто используете наказания? | Да | Нет | Иногда |
-Какова реакция на них ребёнка?(плачет, обижается, упрямится, равнодушен, просит прощения, старается сделать наоборот...) | |||
-Часто используете поощрения? | Да | Нет | Иногда |
-Какова реакция на них ребёнка? (радуется, стремится повторить хороший поступок...) | |||
-В каком настроении чаще пребывает Ваш ребёнок? С чем это связано? | |||
-С помощью каких методов Вы устанавливаете контакт с ребёнком? (уговоры, юмор, разъяснения, обман...). | |||
-Самый эффективный из них? | |||
-По каким вопросам воспитания вы бы хотели получить консультацию специалиста? |
Приложение 5
Анкета для родителей «Семейные традиции»
Цель анкетирования: выявление семейных традиций, ценностей помощь родителям в осознание значимости семьи в жизни человека. Воспитателям и родителям помогает понять, как влияют обычаи и традиции на формирование толирантной личности, т.е. на наших детей.
Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.
1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
- да, обязательно;
- возможно, если они сами сложились;
- нет, это пережиток прошлого.
2.Какие семейные традиции Вы соблюдаете?
Дни рождения членов семьи;
Дни поминовения усопших;
Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;
Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. ;
Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др. ;
-День создания семьи;
-Профессиональные праздники;
-Выпуск семейной газеты;
-Оформление фотоальбомов;
-Воскресные семейные обеды (ужины) ;
-Проведение семейных советов
Другое _________________________
3.Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?
-Спорт рыбалка домашние животные
-Шитье шахматы чтение
-Рукоделие ,пение ,музицирование
-Коллекционирование сочинение стихов (рассказов, сказок)
Другое ____________________________
4.К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?
- спорт;
- рыбалка;
- домашние животные;
- шитьё,
- рукоделие;
- чтение;
- компьютерные игры;
- музыка;
- коллекционирование;
- другое______________________________
5.Какой труд объединяет Вашу семью?
-Общего труда нет у каждого свое дело уборка квартиры
-Работа в саду ремонт квартиры уход за домашними животными
-Индивидуальная трудовая деятельность
Другое _______________________________
6.Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в Вашей
семье?
-Отдельная комната для ребенка уголок в общей комнате
-Спортивный инвентарь музыкальные инструменты
-Библиотека компьютер
-Музыкальный центр кинокамера
-Фотоаппарат живой уголок (аквариум)
-Швейная машина вязальная машина
-Столярные (слесарные) инструменты развивающие игры
-Велосипед (сноуборд, мотоцикл)
Другое __________________________________
7.Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?
-Мама, бабушка ,прабабушка, няня, гувернантка
-Папа дедушка другие родственники
8.Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?
-Умственное развитие эстетическое развитие
-Культуру общения самостоятельность
-Интерес к знаниям желание идти в школу
-Внимание к близким страх перед воспитателем
-Страх перед взрослыми сквернословие
-Непослушание нервозность
-Грубость усталость
-Возбуждение нежелание ходить в дет. сад
Другое __________________________________
9. Организуется ли специально в Вшей семье деятельность ребенка?
-Совместное чтение прогулки на природе обучаем ручным умениям
-Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и др.)
-Играем в развивающие игры организуем спортивные занятия
-Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело
-Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами
Другое ________________________________
10. Ваши предложения педагогическому коллективу ДОУ
Приложение 6
Какие мы родители?
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Проверьте себя, ответив на данные вопросы да, иногда или нет.
- Следите ли Вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли Вы книги на эту тему?
- Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли Вы в этом случае: не является ли его поведение результатом Вашего воспитания?
- Единодушны ли Вы с вашим(ей) супругом(супругой) в воспитании детей?
- Если ребенок предлагает Вам свою помощь, примите ли Вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
- Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
- Считаете ли Вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
- Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
- Признаете ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
- Сумеете ли Вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
- Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой: »У меня нет времени»; »Подожди, пока я закончу работу».
Ключ
0-6 баллов. О настоящем воспитании Вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем Вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
7-14 баллов. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое над собой и своими итогами в этой области Вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети Вас полностью за это вознаградят.
Более 15 баллов. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не попытаться ли Вам еще кое-что немного улучшить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»
Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»...
Программа родительского клуба "Вместе с мамой, вместе с папой"
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь и...
Программа родительского клуба "Вместе с мамой, вместе с папой"
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь и...
Родительское собрание "Вместе с мамой, вместе с папой"
Родительское собрание "Вместе с мамой, вместе с папой"...
Сценарий заседания семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» ВЕЧЕР ДРУЖБЫ
сценарий "Вечер дружбы"...
Родительское собрание "Вместе с мамой, вместе с папой"
Здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его нужно смолоду. Поэтому нет для взрослых задачи важнее, чем сохранение и укрепление здоровья детей.Физическое воспитание дет...
Отчёт работы родительского клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» за 2021– 2022 учебный год.
Отчёт работы родительского клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» за 2021– 2022 учебный год....