Программа родительского клуба "Вместе с мамой, вместе с папой"
методическая разработка (младшая группа)
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_roditelskogo_kluba_vmeste_s_mamoyvmeste_s_papoy.doc | 418 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» П. КУЙБЫШЕВ СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено и принято Утверждаю: на педагогическом совете №1 заведующий МДОУ ДС Солнышко
Протокол педсовета п. Куйбышев
от 02.09.19 г № 1 _____________ / Мороз М.А./
Приказ от 02.09.19г №
Программа родительского клуба
"Вместе с мамой, вместе с папой"
Составитель:
Бочарникова И.А воспитатель
2019год
Программа родительского клуба
"Вместе с мамой, вместе с папой"
Составитель:
Бочарникова И.А воспитатель
2019год
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление | Стр. | |
1 | Паспорт программы | |
2 | Пояснительная записка, цель и задачи программы. | |
3 | Актуальность программы | |
4 | Формы общения педагогов с родителями воспитанников | |
5 | Основные направления работы с семьей в ДОУ | |
6 | Перспективный план работы с родителями | |
7 | Ожидаемый результат освоения программы | |
8 | Список литературы | |
9 | Приложения |
- Паспорт программы
Наименование Программы | «Вместе с мамой, вместе с папой» |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 года; Закон РФ « Об образовании», Концепция дошкольного образования, Семейный кодекс Российской федерации, Договор с родителями Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ, приведенная в соответствии с ФГОС ДО. |
Заказчик Программы | МДОУ Д/сад «Солнышко» п.Куйбышев,родители (законные представители) |
Срок реализации | 1 год |
Составитель Программы | Воспитатель: Бочарникова И.А |
Цель Программы | Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности |
Задачи Программы | *Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье. *Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей. *Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей. *Формировать позитивные формы общения. *Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности. * Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей. |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ. |
"Человек рождается не для того, чтобы
исчезнуть никому неизвестной
пылинкой...Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, -воспитай своих детей".
В.А.Сухомлинский
2. Пояснительная записка
Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений. Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей. На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и ДОУ, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Однако есть родители, которые не уделяют должного внимания созданию благоприятных условий для развития личности своих детей, не готовы к взаимодействию ни с детьми, ни с педагогами образовательных учреждений. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как сотрудничать с семьей. Многое зависит от интуиции и мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Терпение и терпимость, великодушие и добрая воля нужны обеим сторонам, чтобы преодолеть все разногласия, прийти к единым взглядам на воспитание и развитие ребенка дошкольника. Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Именно поэтому наше образовательное учреждение отдало предпочтение этой форме работы. Клуб позволяет сделать общение с родителями более целенаправленным а, следовательно, эффективным.
3.Актуальность программы
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности.
Цель и задачи
Цель: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
Принципы взаимодействия с семьей:
1.Принцип партнёрства родителей и педагогов в воспитании детей.
2.Единое понимание целей и задач воспитания и обучения детей педагогами и родителями;
3.Помощь, уважение и доверие к ребёнку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4.Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5.Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
4.Формы общения педагогов с родителями воспитанников:
Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчёркивая необходимость связи ДОУ с семьёй и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы.
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Работа с семьёй по педагогическому просвещению разнообразна. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогические знания.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы», лектории, диспуты, вечера вопросов и ответов.
Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
К индивидуальным формам относятся консультации, поручения, посещения на дому, педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например посещение семьи. Особенность беседы – активное участие и воспитателя и родителей.
К групповым формам относятся работа с родительским комитетом, тренинги, родительские клубы.
Наглядно – информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы (сайты детского сада и группы, компьютерная презентация, стенды, выпуск газеты, буклетов, совместные выставки рисунков и фотографий, дни открытых дверей) общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Можно выделить четыре направления по вовлечению родителей в совместную педагогическую деятельность по воспитанию детей.
Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально- экономических, психологических условий.
6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.
Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.
5.Основные направления работы с семьей в ДОУ:
Анализируя формы работы с родителями, можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
- Познавательное направление.
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали:
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
- совместные экскурсии;
- открытые НОД.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
- утренние приветствия;
- Почта доверия;
- семейные проекты.
- Информационно-аналитическое направление.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
- тестирование.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
- Наглядно-информационное направление.
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
- родительский уголок, включающий различную информацию.
Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
- нормативные документы;
- объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;
- папка-передвижка.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».
- фотовыставки;
- выпуск газет.
- Досуговое направление:
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
- праздники, которые можно закончить чаепитием. Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.
- развлечения;
- знакомство с профессиями родителей;
- празднование дней рождения;
- выставка семейной коллекции
- акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
- дни добрых дел.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
6.Ожидаемый результат освоения программы
Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
7.Литература.
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М.,1994.
. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М.просвещение 1989
Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
Глебова С.В.Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей. ТЦ "Учитель",2005
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.. Детский сад и семья методика работы с родителями. Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В.. Семейный театр в детском саду, совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008
Зацепина М.Б.. . Развитие ребенка в театрализованной деятельности. ТЦ «Сфера» м. 2010
ЗвереваО.Л., КротоваТ.В. Общение педагога с родителями. Методический аспект
Доронова Т.Н.Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй.М.:"Сфера",2002
Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/-М..:Просвещение,2005
Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.
Практический журнал «Воспитатель ДОУ»
Журнал «Дошкольное воспитание»
Журнал «ребенок в детском саду».
Календарно-тематическое планирование программы клуба
"Вместе с мамой, вместе с папой" на 2019 -2020 учебный год.
Мероприятия | Предполагаемый результат | Продукт деятельности | сроки |
Анкетирование «Давайте познакомимся» | выявление запросов родителей по организации работы Клуба и успешного опыта семейного | анкеты для родителей | Август -сентябрь |
Тема: «Вместе к успеху». Деловая игра для родителей | повышение педагогических знаний и умений в вопросах воспитания детей, - выработка педагогических условий для воспитания счастливого дошкольника | банк данных «Ситуации успеха ребенка», памятки для родителей | сентябрь |
Мастер – класс «Волшебные краски»(родители и дети) | познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования (ватными палочками) и значением для детей | (нетрадиционная техника рисования) | сентябрь |
Тренинг для родителей воспитанников младшей группы «Психологическое здоровье младших дошкольников» | донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших дошкольников. | круглый стол с элементами тренинга. | октябрь |
Практическое занятие на тему: «В царстве капризов и упрямства» | познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; наметить пути преодоления острых кризисных проявлений: | Дискуссия «Симптоматика течения кризиса 3 лет». Решение педагогических ситуаций. | октябрь |
Вечер совместных игр (родители и дети) | изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка; познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку младшего возраста. | Дискуссия «Как научить малыша играть». Игры-развлечения (родители и дети) | ноябрь |
Практическое занятие: «Роль матери и отца в развитие ребенка в младшем возрасте | Содействовать осознанию родителями своей роли в развитии ребенка; определить разницу отцовского и материнского воспитания; выработать навыки взаимодействия с ребенком раннего возраста. | Дискуссия «Роль матери и отца в эмоциональном развитии ребенка». 2. Диагностика: методика «Ладошка» (изучение внутрисемейных связей). | декабрь |
«Крепкий малыш, здоровый малыш». | ознакомление родителей оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. | Мастер –класс(родители и дети) | декабрь |
Практическое занятие: »Детские страхи» | актуализировать проблему детских страхов и тревожности для профилактики их возникновения. | Консультация «Что такое страх?». Практическая часть | Январь |
Мастер –класс (рисование солью) (родители и дети) | познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования (солью) и значением для детей | (нетрадиционная техника рисования) | Январь |
Какие мы родители? | выявление отношений между родителями и детьми с помощью анкетирования. | Анкета для родителей | февраль |
«Развивающие игры своими руками». | способствовать проявлению творческих способностей родителей. | Творческая мастерская | февраль |
«Поговори со мною, мама» | Способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросе: развитие речи детей раннего возраста. | Консультация-практикум «Мама – первый логопед». «Игры на развитие дыхания» | март |
"Вместе с мамой, вместе с папой" (родители и дети) | создание обстановки психологического комфорта; сплочение коллектива родителей; повышение педагогической компетенций родителей. | Вечер –игр на тему по ПДД | апрель |
«Мы — не крошки, подросли немножко!» | Создать условия для полноценного общения, желания обменяться мнением. | Презентация «Мы — не крошки, подросли немножко!» • Вечер вопросов и ответов «Спрашивали? Отвечаем» • Чаепитие «Сладкий стол своими руками». | май |
Приложение №2
Тема: «Вместе к успеху». Деловая игра для родителей
Цель: формирование активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания
ребёнка в единстве с требованиями педагогов и учётом индивидуальных
особенностей дошкольника, повышение уровня психологической грамотности
родителей, в вопросах воспитания и развития, создание ситуации успеха
ребенка.
Задачи:
1 Систематизировать приемы и методы, способствующие повышению ситуации
успеха детей дошкольного возраста.
2 Разработать с родителями банк данных «Ситуации успеха ребенка», для
успешного становления и развития личности, сохранения психологического
здоровья дошкольника.
3 Расширить возможности понимания своего ребенка, улучшить рефлексию
взаимоотношений с ребенком.
Предварительная подготовка:
1 Подготовить видеоролик на тему «Счастливое детство»
2 Подготовить эпиграфы к деловой игре;
3 Подготовить столы, на которых заранее устанавливаются таблички с названиями
групп (определенного цвета), для лидеров - цветные платочки;
«Родители» - зеленого цвета;
«Дошкольное образование» - синего цвета;
«Социум: библиотека, школа, СМИ» - желтого цвета;
4 Подобрать музыкальное сопровождение к деловой игре.
Длительность - 60 минут.
Ход игры:
Вводная часть. Приветствие, сообщение плана работы, психологические упражнения на
знакомство друг с другом, упражнения на снятие эмоционального напряжения.
Распределение родителей на группы.
Основная часть. Просмотр видеоролика на тему «Счастливое детство». Работа в группах.
Психологические упражнения, решение проблемных ситуаций. Выступление спикеров
групп. Создание банка данных.
Заключительная часть. Подведение итогов игры. Рефлексия. Памятки для родителей.
Приложение 3
Мастер класс для родителей
«Волшебные фломастеры и ватные палочки». Нетрадиционная техника рисования «методом тычка».
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Поэтому тему свою считаю актуальной.
Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.
Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Задачи:
- познакомить родителей и детей с нетрадиционной техникой рисования «методом тычка»;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность, терпение;
- содействовать индивидуализации, самовыражению, самореализации.
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Материалы и инструменты, которые Вам пригодятся:
-лист, формат А -4;
- ватные палочки, фломастеры с одной стороны поролон, с другой трафарет поролоновый;
- гуашь;
- баночка под воду;
- салфетки.
Распечатываем из интернета раскраску или рисуем самостоятельно. Важно, чтобы рисунок был крупный, без мелких деталей. Разводим нужную краску на палитре, чтобы она была жидковатой. Обмакиваем ватную палочку или специальный фломастер, и заполняем отпечатками (кружочками) наш рисунок. Отпечатки надо ставить близко друг к другу, но без нахлеста.
Приложение №4
Тренинг для родителей воспитанников младшей группы «Психологическое здоровье младших дошкольников»
Цель: донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших дошкольников.
Задачи:
• показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни;
• познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;
• формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком;
• приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.
До начало собрания родители закрашивают геометрическую фигуру любым понравившимся им цветом.
Родители пишут своё имя на «бейдже».
- красный бодрое, активное настроение, хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
- желтый веселое настроение хочется радоваться всему;
- зеленый общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
- синий спокойное настроение хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно;
- малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
- серый скучное настроение – не знаю чем заняться;
- коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;
- черный грустное настроение - мне грустно, я расстроен.
Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психического и психологического развития ваших детей и о факторах влияющих на это.
Наше собрание пройдёт в форме круглого стола с элементами тренинга.
Выполнение упражнения «Комплименты по кругу»
Цель: знакомство участников группы
Участник берёт в руки клубок, называет своё имя, такое же как на «бейдже», и называет своё лучшее качество на эту же букву. Передаёт клубок дальше.
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.
Порядок выполнения и инструкция: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение «Снежинка»
Психолог: Сверните лист пополам, оторвите верхний правый угол. Снова сверните лист пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. Участники раскрывают лист, и обсуждается результат работы.
педагог: Все выполняли действия по одной и той же инструкции, но «снежинки получились у всех разные. Мы все воспитываем детей, казалось бы, по общим, принятым в обществе нормам, только дети у всех получаются разные.
Есть пословица «Дети - цветы жизни». Давайте нарисуем каждый свой цветок, и всех кто имеет отношение, к росту этого цветка.
(Участники группы рисуют свои цветы и всех членов семьи.)
Продолжая тему нашего тренинга хочется сказать, что так же психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.
Выделяют 4 типа семейного воспитания:
«Типы семейного воспитания»
•авторитетный (принимающий, демократический) ;
•авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный) ;
•либеральный (бесконтрольный, попустительский) ;
•индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).
Авторитетный стиль
Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.
Авторитарный стиль
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.
Либеральный стиль
Взрослый Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.
Индифферентный стиль
Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи. Прочитайте внимательно стили и отметьте для себя, к какому типу относитесь вы?
Вывод: Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания, научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны. При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!
Упражнение «Цветок»
Педагог: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На лепестках положительные качества ребенка.
Вывод: лепестков много и видимо Вам очень, охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Рефлексия:
- Было трудно?
- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?
педагог: Иногда мы, взрослые не даём нашим «цветам» расти и раскрываться в полную силу. Сейчас мы узнаем, как это происходит.
Упражнение «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Сказка про Со-мнения. Эльфика.
Росток проклюнулся в субботу утром.
- Смотрите, новенький! – сказала роскошная Плакучая Ива. – В нашем обществе прибавление! Ну что ж, добро пожаловать!
- Только он какой-то странный, — качнула узкими зелеными листьями Драцена. – Я такого еще не видела. Что это за растение, интересно?
- Пусть подрастет, там видно будет, — сказал Дуб. – Если что, подправим.
Росток, воодушевленный столь доброжелательным приемом, стал быстро набирать силу, рос буквально не по дням, а по часам. И чем выше он становился, тем больше сомнений он вызывал у окружающих.
- Как-то слишком быстро он растет, — прокомментировала Осина. – Слышишь, малыш? Не надо так торопиться, у тебя еще слишком хрупкая сердцевина, ты можешь сломаться. Притормози, не спеши! Такое мое мнение.
Росток подумал и решил последовать совету. Теперь он рос гораздо медленнее, и Осина одобрительно шелестела листьями, глядя на малыша. Вскоре он выбросил первые веточки.
- Ну и куда ты размахался? – сурово спросил Кипарис. – Настоящее дерево должно быть стройным! Если будешь расти в разные стороны, из тебя в конце концов получится какая-нибудь кляпка-корявка, и будешь знать.
Росток не знал, как выглядит кляпка-корявка, но испугался и стал прижимать веточки к стволу. У него это получалось плоховато, но он старался. Кипарис был высокий, красивый, стройный, и уж наверное знал, что говорил.
- Не фонтан, конечно, но все-таки лучше, чем было, — оценил Кипарис, и Росток немного успокоился, продолжая тщательно следить, чтобы веточки не раскидывались.
- Ты толстеешь! – осуждающе сказала Береза. – Это недопустимо. Вот посмотри на меня, я – эталон! Недаром в народе говорят «стройная как березка». Ты давай-ка, сядь на диету! А то скоро поперек себя шире станешь. Все плеваться будут. Это мое личное мнение!
Росток очень забеспокоился и сел на диету: стал брать гораздо меньше питательных веществ из земли. Он перестал толстеть, но ствол его стал гораздо слабее.
- Ничего, ничего! – ободряла его Береза. – Красота требует жертв!
Между тем у Ростка уже появились листики.
- У тебя странные листья, — возмущенно всплескивала зеленой метелкой Пальма. – Слишком длинные, слишком жесткие, слишком острые. Неправильные листья! Вот посмотри на меня – мягкие, широкие, резные, просто загляденье! Ты давай, подтягивайся! Мое мнение — нельзя давать себе расслабиться, нужно трудитсья над имиджем днем и ночью!
Росток стал сутками уговаривать листики расти по-другому, чтобы они становились широкими и плоскими, как у пальмы. Это было неудобно и даже больно, но ему удалось вытянуть свои длинные и узкие листья в какое-то подобие лопаточек.
А между тем окружающие очень полюбили высказываться по поводу Ростка – ведь он никогда никому не перечил и старательно выполнял все рекомендации. Соседям уже даже интересно было, что из него получится.
- Хорошо, что ты не отказываешься от мудрости старших, — поучал его старый Бук. – В молодости так просто наделать ошибок, и тогда тебе никогда не стать полезным деревом. А опыт старших – это сила! Взрослые плохому не научат, а от опрометчивых шагов оберегут. В общем, прислушивайся к нашему мнению – и не пропадешь!
Росток уже давно преодолел юный возраст, но местное сообщество никак не могло определить, какое же он дерево. Никогда такого не видели: деревце было приземистое, с кривеньким корявым стволиком, с узловатыми, причудливо изогнутыми ветками, усеянными какими-то недоразвитыми листиками, в общем, если честно, страшненькое такое деревце. Уродец. К такому мнению постепенно склонились все деревья: и Плакучая Ива, и Пальма, и Старый Бук, и Драцена, и все другие тоже.
Деревце и не пыталось сказать что-то в свое оправдание: оно ведь никогда не было другим, и ему казалось, что вот таким нелепым и корявым оно и было задумано природой. Конечно, высокомерные вздохи и показное сочувствие высоких и сильных собратьев его задевали, но – что поделаешь? Не всем быть красавцами, радовать глаз статью и мощью. Есть и ошибки природы, что ж поделаешь.
А однажды среди деревьев появились люди. Мужчина, женщина и девочка.
- Боже! Этот ботанический сад – просто чудо! – оживленно говорила женщина. – Как хорошо, что мы сюда пришли! Смотрите, какой чудный кипарис – как свечка!
- А бук-то, бук! – вторил ей мужчина. – Красавец! Богатырь! Дочура, посмотри!
- Ой… А это что за деревце? – вдруг остановилась женщина напротив уродца. – Странное какое-то, покореженное… Вроде бы как даже не настоящее. .
- Нет, мамочка, оно живое! – сказала девочка, осторожно прикасаясь ладошкой к стволу.
- Дайте-ка я погляжу! – приблизился мужчина. – Вы знаете… Похоже, это изначально был ливанский кедр. Но что-то случилось, и он мутировал.
- Ну что ты, — усомнилась женщина. – Ливанский кедр – он же высокий, прямой, как струнка, и иголки у него, а не листики. А тут что-то непонятное.
- Я же говорю, мутировал, — стоял на своем мужчина. – Мало ли что могло случиться? В неблагоприятных условиях искажается природный облик любого существа, не только дерева.
- Но ты точно уверен? – все никак не могла поверить женщина.
- Да, я ж все-таки биолог, — улыбнулся мужчина. – Кора, ствол, расположение ветвей, да много признаков. Нет, точно кедр.
- Мама, папа, я нашла! – закричала девочка, которая тем временем достала из сумки ботанический атлас. – Вот он, ливанский кедр!
- М-даааа, — сокрушенно протянул мужчина, взглянув в атлас. – Эк тебя искорежило, бедняга…
- Похоже на деревце-бонсай, — огорченно сказала женщина. – Как будто ему расти свободно не давали.
- Смотри, деревце, какое ты по-настоящему, — сказала девочка и поднесла к нему развернутый атлас.
И деревце-бонсай, как его назвала женщина, увидело… себя. Оно вдруг каждой своей клеточкой, каждым изгибом ствола ощутило, что это – его Истинный Облик, и оно должно было вырасти именно таким!!! С высоченным прямым стволом, с раскидистыми ветвями, с длинными стрельчатыми иголочками…Но ему все время говорили «не так», «не туда», «неверно», и оно почему-то предпочло прислушиваться к чужому мнению, а не ощущать себя самим собой.
И когда люди ушли, деревце впервые, пожалуй, попробовало распрямиться во весь рост, насколько смогло, и пристально оглядело окружающих.
- А что, а что? – тревожно зашумели деревья. – Мы же тебя не заставляли, да? Мы просто советовали! А ты могло, между прочим, расти, как хочется, и не учитывать наши мнения.
- Да, я могло, — тихо сказало деревце-бонсай. – Но я выбрало другой путь – быть хорошим для всех. Мне казалось, что все вы, такие большие и умные, знаете лучше меня, каким мне расти и каким быть. Это моя ошибка. Теперь я знаю, что сомнения появляются, если собирать все мнения, а своего собственного не иметь. Я получило свой опыт, и теперь мне уже никогда не стать таким, каким я могло бы быть, если бы прислушивалось к себе. Но я вас не виню. Буду жить таким, какое есть.
И деревья стыдливо затихли, потому что каждый втайне думал, что все-таки немножко виноват в том, что маленький ливанский кедр уже никогда не будет таким, каким его задумала природа.
А вскоре неподалеку проклюнулся новый Росток.
- Интересно, что это за растение? – по привычке начала Плакучая Ива. – Я такое еще не видела…
- Кем бы оно не было, я беру над ним шефство, — строго сказало деревце-бонсай. – И никому не дам руководить его ростом! Даже себе! Ты слышишь меня, Росток? Слушай свое сердце и расти так, как тебе будет казаться правильным! И сомнения никогда не искривят твой путь и твой ствол.
И новый Росток затрепетал, словно засмеялся, и во весь свой маленький рост потянулся наверх, к солнцу.
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет своё имя. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все, чего не хватает вашим детям для того, чтобы расти успешными и счастливыми.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Упражнение «Памятка на каждый день»
В течение трех минут заполните, пожалуйста.
1. Я никогда не буду___
2. Всегда буду знать___
3. Всегда буду проявлять интерес к___
4. Я должна___
5. Я не могу___
6. Я не хотела бы ___
7. Я хочу___
Ведущий: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.
Заключение
Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. На выбор родителей закончить фразу: «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно…»
Участники группы заполняют анкету- отзыв.
Упражнение «Памятка на каждый день»
В течение трех минут заполните, пожалуйста.
1. Я никогда не буду___
2. Всегда буду знать___
3. Всегда буду проявлять интерес к___
4. Я должна___
5. Я не могу___
6. Я не хотела бы ___
7. Я хочу___
Ведущий: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.
АНКЕТА-ОТЗЫВ
1. Ваши впечатления от родительского собрания
___
2. Что Вам больше всего понравилось или не понравилось? ___
3. Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? Почему? ___
4. Собрание, посвященное какой теме, Вы хотели бы посетить в следующий раз?___
Благодарю Вас за сотрудничество!
Приложение№5
«В царстве капризов и упрямства»
Цель: расширить представление родителей об особенностях возраста трех лет. Выработать совместно с родителями формы помощи и общения с ребенком в этот сложный период.
Задачи: • Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
• Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
• Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.
ПЛАН 1. Приветствие, сообщение темы встречи «В царстве капризов и упрямства»
2. Теоретическая часть. Рассказ с использованием презентации «В царстве капризов и упрямства»
3. Практическая часть. Упражнение «Есть мнение» (решение наиболее распространенных педагогических ситуаций).
4. Обсуждение проблемных ситуаций. Упражнение «Ладошки».
5. Тест для родителей « Я и мой ребёнок»
6. Творческая игра: «Какой он - мой ребёнок?»
7. Заключение, обмен мнениями и подведение итогов встречи, прощание.
Оборудование: оборудование для демонстрации презентаций, бланки для тестовых упражнений, ручки, цветные сердечки.
Ход встречи. Звучит песня «Большой хоровод», муз. А. Хайта, сл. Е. Жигалкиной 1. Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые родители, я рада вас видеть! Наступила весна. Светит яркое солнышко. У меня в руках мандарин, он олицетворяет солнышко, тепло. К нам в группу поступили новые дети и соответственно в нашем коллективе новые родители. Давайте знакомиться и передавать друг другу мандарин как символ теплоты. Я, Елена Васильевна, воспитатель ваших детей. Мы с вами познакомились, передали частичку теплоты и стали добрее друг другу.
ВСТУПЛЕНИЕ
Притча «Всё в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Как замечательно слова этой притчи подходят к нашей теме встречи. Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап и педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребенка, и какими вырастут наши дети. Итак, тема нашей встречи «В царстве капризов и упрямства»
Воспитатель: «Все родители хотят вырастить здоровых, счастливых детей. Но иногда случаются ситуации, что опускаются руки даже у самых опытных и терпеливых родителей. Все рано или поздно сталкиваются с такими негативными особенностями детского поведения, как капризы, упрямство, истерики. Все у кого есть дети, знают, что это непросто. Ваш прекрасный малыш из-за сущего пустяка превращается в один миг в кричащего тирана. Родители не могут поверить, что такое может произойти, начинают разочаровываться в своей воспитательной позиции, появляется неуверенность в своей педагогической компетентности, а уж сколько сил уходит на борьбу! Кажется, что такое поведение теперь навсегда станет спутником вашей семьи, что теперь вы стали заложниками царства капризов и упрямства. Но на самом деле родители должны помнить, что капризы случаются со всеми детьми и для того, что бы, лучше разобраться в причинах и способах преодоления давайте обратимся к следующему материалу. Надеемся, что изучив карту страны капризов и упрямства, мы сможем найти из нее выход!» (Рассказ и показ презентации (Приложение №1)
2. Презентация «В царстве капризов и упрямства» (теоретическая часть). Педагог предлагает обсудить полученную информацию, обменяться мнениями, опытом.
3. Практическая часть. Упражнение «Есть мнение» (решение наибол распространенных педагогических ситуаций). Ведущий: «Давайте теперь, с учетом полученных нами знаний, разберем на конкретных примерах некоторые ситуации и подумаем, как взрослые могли бы в них поступать».
Ситуация №»1 Ведущий: Вот так ведет капризница Таня. Ей предложили бульон, курицу с рисом и морс. Таня (с недовольным видом отворачивается от стола): Не хочу суп! Бабушка (всплеснув руками): Танечка, он такой вкусный, ешь, а то остынет. Таня: Я не люблю теплый. Я вообще не хочу! Суп остывает, Таня опускает в суп ложку и говорит: Фу пенки. Я не люблю пенки, они у меня в горле застревают! Бабушка (в отчаянии): Ну, а что ты будешь? Таня: Я ничего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнутым грустным видом жует хлеб). Бабушка (не может это вынести): Танечка, давай насыпем в суп вермишели, ты сама насыпешь и будет вкусно-вкусно. Ведущий: Таня с некоторой заинтересованностью соглашается. Бульон снова греют, Таня засыпает в него вермишель, ей это интересно. Таня (радостно говорит): Ой, как будто маленькие червячки пошли купаться! Они плавать будут... Ведущий: Бабушка рада, может ей удастся заставить внучку поесть. Суп на столе, и снова у Тани пропал интерес. Таня (недовольна): Я не хочу -у-у-у су-у-пу-у-у, тянет она. Я не люблю с у п . Ведущий: Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить девочку сама, рассказывает ей сказку - и все бесполезно: Таня отворачивается плачет. Удается впихнуть несколько ложек. После этого суп убирается и тоже самое повторяется с курицей. Не стоит удивляться, что на такой обед уходит около 2-х часов, а бабушка и внучка встают из-за стола совершенно измученными. Не наевшись, девочка не может заснуть после обеда, к вечеру переутомляется и капризничает еще больше, омрачая вечер себе и взрослым. Давайте уважаемые родители обсудим эту ситуацию. Какие ошибки были допущены, по-вашему, мнению бабушкой? Обобщение: Действительно, бабушке не нужно было предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка согласиться на что-то, а либо решительно лишить ее обеда (или только супа), либо уговорить ее съесть, но уж не как не идти на поводу у капризного «не хочу». Для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали все члены семьи. При этом очень важно единодушие - твердая выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: малыш легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека - именно того, кем можно управлять. Мне хочется напомнить народную мудрость: «Поверьте не стареющей примете: век плачу избалованные дети». Ситуация №2 Ведущий: Миша упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму. Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Миша (недоволен): Я хочу только компот! - заявляет решительно - И еще, с котлетой я люблю картошку, которая была вчера. Мама (терпеливо объясняет): Все нужно есть по порядку, первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Миша: Нет, сначала компот. Я его люблю. Мама (нервничает и повышает тон): Ешь без разговоров, как положено! Миша: Сначала я буду пить компот! Прямо сейчас! А твою котлету - после. Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама мальчика кормить борщом. Он выплевывает все на рубашку. Мама (разъяренно кричит): Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь! Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть борща на стол. Ведущий: эта сцена продолжается довольно долго, кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицая: Мама: За что мне такое наказание! У всех дети - как дети, а этот.. Ведущий: Ваше мнение, уважаемые родители? Какие ошибки допущены взрослым в этой ситуации? Обобщение: Мишина мама не должна была ставить на стол одновременно все блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже видела, что Миша настроен решительно, лучше было частично пойти ему на встречу, разрешить например, отпить глоток компота до еды. Но при этом «не делать ему одолжение». Не подчеркивать важность этого разрешения, и вообще не акцентировать внимания, а в мягкой форме сказать: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед» или « Отпей четверть стакана - это знаешь сколько? Это половина от половины стакана» Разумеется, что такие разговоры и уговоры неуместно за столом, но это все же лучше ссоры и конфликта. Ситуация №3 (педагог зачитывает ситуацию) Мама пришла домой с 4-летней Наташей. Девочка громко требует: “Хочу на улицу! Хочу еще погулять!! Хочу кататься на качелях!” Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мама кидается к ней, старается поднять Наташу, у нее не получается. Мама сама чуть не плача, продолжает уговаривать свою дочь... Вопросы для обсуждения: - каково ваше мнение, правильно ли поступила мама? - что на ваш взгляд могло стать причиной такого поведения девочки? - Как в такой ситуации поступили бы вы? - Какие ошибки были допущены взрослым? Вывод: В таких ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку - он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя. Правильным было бы уйти в другую комнату, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние! Надо иметь в виду, что такие бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих, поэтому важно увести ребенка «со сцены» домой или в спокойное место, где нет посторонних. Если малыш постоянно будет так себя вести, а вы не поддадитесь, то вскоре он убедится, что его вопли не волнуют окружающих, и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет. Если вы видите, что причиной стало переутомление ребенка и обычным такое поведение не является, то лучше перейти к телесному контакту (поглаживая ребенка, спокойным тоном, тихо, попробовать «отзеркалить» чувства ребенка «Наташа плачет, устала, ничего, бы вает.», монотонные движения и звуки успокоят вас и ребенка и позволят разобраться в ситуации). Воспитатель: Судя по вашей реакции, можно сделать вывод, что каждому из вас важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях ваших детей. В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию. Давайте проведем упражнение «Ладошки». Я прошу соединить ладони рук на уроне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, как и ребенок, у которого главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано. Избавиться от страха, стресса, помогает игротерапия, которая оказывает мягкое психологическое воздействие. (Проводиться игра с детьми «Поймай воздушный шарик» или «Кто больше лопнет мыльных пузырей»). Кроме того есть еще сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, трудотератия. Разные виды деятельности помогают преодолеть эмоциональное напряжение, вызывают положительные эмоции. 4. Тест для родителей «Я и мой ребёнок» Воспитатель: «А сейчас предлагаю вам небольшой тест. Самое важное в этом тесте не столько результат, ведь он может измениться, если вы захотите приложить усилия, а то, что вы наглядно видите те особенности своей воспитательной позиции, на которые вам стоит обратить внимание». Родителям раздаются бланки с тестами. Ключ к тесту: Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в одно очко. Если Вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы можете надеяться на хорошие результаты. Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка. Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания. (Источник:Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005.) 1. Творческая игра «Какой он - мой ребёнок?» Ведущий: «Ребёнок - это солнышко, ребёнок - это ветер, ребёнок - это главное, что есть у нас на свете». В заключение нашей встречи, предлагаю следующее задание» - Душа ребенка - это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ). Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами , характера он должен обладать? Какими качествами, вы бы хотели его наделить?) Рисунок 3 У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают ” сердечко в чашу. ) - Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым... - Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче? - Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми. 5. Заключение и подведение итогов встречи Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы побывали в «царстве капризов и упрямства» и убедились, что плохое поведение у детей - явление хоть и неприятное, но
Ключ к тесту: Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в одно очко. Если Вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы можете надеяться на хорошие результаты. Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка. Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания. (Источник:Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005.) 1. Творческая игра «Какой он - мой ребёнок?» Ведущий: «Ребёнок - это солнышко, ребёнок - это ветер, ребёнок - это главное, что есть у нас на свете». В заключение нашей встречи, предлагаю следующее задание» - Душа ребенка - это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ). Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами , характера он должен обладать? Какими качествами, вы бы хотели его наделить?) Рисунок 3 У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают ” сердечко в чашу. ) - Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым... - Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче? - Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми. 5. Заключение и подведение итогов встречи Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы побывали в «царстве капризов и упрямства» и убедились, что плохое поведение у детей - явление хоть и неприятное, но Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему
ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все
преодолеем».
Всего хорошего! До свидания!
Приложение 6
Какие мы родители?
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Проверьте себя, ответив на данные вопросы да, иногда или нет.
- Следите ли Вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли Вы книги на эту тему?
- Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли Вы в этом случае: не является ли его поведение результатом Вашего воспитания?
- Единодушны ли Вы с вашим(ей) супругом(супругой) в воспитании детей?
- Если ребенок предлагает Вам свою помощь, примите ли Вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
- Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
- Считаете ли Вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
- Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
- Признаете ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
- Сумеете ли Вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
- Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой: »У меня нет времени»; »Подожди, пока я закончу работу».
Ключ
0-6 баллов. О настоящем воспитании Вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем Вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
7-14 баллов. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое над собой и своими итогами в этой области Вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети Вас полностью за это вознаградят.
Более 15 баллов. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не попытаться ли Вам еще кое-что немного улучшить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительское собрание "День здоровья вместе с папой, вместе с мамой!"
Обучение родителей использованию здоровьесберегающих технологий в условиях семьи....
Программа родительского клуба "Вместе с мамой, вместе с папой"
Программа по работе с родителями...
Проект родительского собрания «Лего-мастерская вместе с мамой, вместе с папой…»
Группа: старшая (5-6 лет)Время проведения: первый квартал учебного года (октябрь)Форма проведения: мастерскаяЦель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родит...
Программа родительского клуба "Вместе с мамой, вместе с папой"
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь и...
Родительское собрание "Вместе с мамой, вместе с папой"
Родительское собрание "Вместе с мамой, вместе с папой"...
Родительское собрание "Вместе с мамой, вместе с папой"
Здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его нужно смолоду. Поэтому нет для взрослых задачи важнее, чем сохранение и укрепление здоровья детей.Физическое воспитание дет...
Отчёт работы родительского клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» за 2021– 2022 учебный год.
Отчёт работы родительского клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» за 2021– 2022 учебный год....