ДЕТСКИЕ СПОСОБНОСТИ
консультация по теме
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Важная задача процесса воспитания в семье - развитие способностей малыша. Его способности начинают проявляться одновременно с началом процесса развития интереса к окружающей действительности. Некоторые родители начинают задумываться о способностях ребенка только после его поступления в школу. Психологи убеждены, что начало развития способностей должно приходиться на возраст от 1,5 до 5 лет.
ЧТО ТАКОЕ СПОСОБНОСТИ?:
Способностями называют особенности личности, которые отвечают требованиям определенной деятельности, а также являются условиями для их успешного выполнения. Для оценки способностей ребенка стоит понаблюдать за ним, погрузив в какую-либо деятельность.
Определить наличие и уровень способностей у вашего ребенка сможет специалист. Развивать способности возможно только в процессе систематических занятий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ДЕТСКИЕ СПОСОБНОСТИ?:
• Общие – это свойства ума малыша, которые позволяют достигать высоких результатов в различных отраслях. У таких детей с раннего возраста начинает проявляться повышенный интерес и стремление к познанию всего, что его окружает. Умственный труд приносит таким малышам большую радость и удовольствие;
• Специальные способности включают в себя те, которые нужны для занятий определенной деятельностью - спорт, музыка, рисование и другими. Для развития таких способностей важно создать соответствующие условия, которые должны окружать кроху с его рождения.
ПРИЗНАКИ НАЛИЧИЯ СПОСОБНОСТЕЙ:
• Ребенок с увлечением занимается определенным видом деятельности;
• Малыш просит купить предметы определенного вида деятельности: музыкальный инструмент, краски, мяч, конструктор и т.д.;
• Кроха продолжает заниматься любимым делом даже после запрета взрослого.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ :
• 1 – 2 года – начинают проявляться творческие способности малыша. Родителям необходимо обратить внимание на то, что больше привлекает их ребенка;
• 3 – 4 года – благоприятный возраст для начала регулярных и систематических занятий. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к познаниям всего нового. В этот возрастной период больше всего подходят такие увлечения:
1. Музыка;
2. Рисование;
3. Лепка;
4. Работа с конструктором.
• 5 – 6 лет – подготовка к поступлению ребенка в школу. Целесообразно начать посещать кружки и секции по интересам. Родителям необходимо уделять внимание развитию творческой активности малыша.
ЧТО РАЗВИВАЕТ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА?:
• Развивающие игры и игрушки;
• Слушание музыки;
• Изготовление поделок;
• Рисование;
• Чтение;
• Игры творческого характера (назвать положительные и отрицательные стороны предмета; дорисовка картинки; представить, если вдруг…).
КАКИЕ СПОСОБНОСТИ МОГУТ РАЗВИВАТЬ РОДИТЕЛИ У СВОЕГО РЕБЕНКА?:
• Интеллектуальные способности;
• Творческие способности;
• Умственные способности.
КАК РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА?:
1. Уделяйте внимание этому вопросу в период интенсивного развития интеллекта ребенка - от 2 до 12 лет;
2. Эмоционально поддерживайте малыша;
3. Предоставляйте ребенку возможность проявить самостоятельность;
4. Предъявляйте к ребенку требования и содействуйте обязательному их выполнению;
5. Повышайте самооценку малыша;
6. Организовывайте совместную игровую деятельность с ребенком;
7. Привлекайте ребенка к решению семейных проблем.
Развивать малыша нужно, но важно делать это правильно. Например, с 3 до 6 лет нужно стараться много читать ребенку и как можно больше с ним общаться, обсуждая прочитанное, увиденное, услышанное.
Если так хочется обучить кроху счету, то можно начинать вместе с ним считать пальчики, машины на улице, бездомных собак или кошек. Вот так, считая все, что попадается на улице и дома, можно приобщить кроху к счету. При этом не нужно забивать его голову цифрами, рисуя карточки или упражняясь с магнитной доской. В раннем дошкольном возрасте ребенок не способен адекватно воспринимать подобную информацию.
Простой и интересный способ развития интеллекта дошкольника в домашних условиях — это уроки совместного творчества. Вместе с ребенком родители могут:
- рисовать карандашами и пальчиковыми красками;
- лепить из пластилина или теста;
- делать аппликации, поделки и пр.
Старайтесь использовать как можно больше природных материалов. Пусть кроха клеит и лепит на коре дерева, делает аппликации, используя листья, шишки, засушенные цветы; предложите ему выжигать по дереву. Поддерживайте природный интерес малыша к занятиям такого рода, предлагая все новые идеи, организовывая собственную мини-выставку работ для друзей и знакомых.
КАК РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА?:
1. Развивайте у ребенка способности решать задачи разными способами;
2. Родителям необходимо реагировать положительными эмоциями на проявление у ребенка любой неожиданности;
3. Наиболее активно творческие способности у детей развиваются от 3 до 5 лет.
Для вашего малыша эстетика во всем стоит на первом месте. Ему интересны сочетания цветовой гаммы в одежде, подарочной упаковке, фантиках от конфет. Он любит составлять букеты, рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации из бумаги. Малыш с удовольствием разглядывает картины и скульптуры, очень живо, в мельчайших подробностях может описать увиденный сон, легко запоминает сюжеты книжек с яркими картинками. И наоборот, ему очень сложно запомнить сказку, рассказанную устно, ничем не подкрепленную визуально.
Проявление подобных способностей говорит о том, что ваш ребенок может выбрать профессию, связанную с изобразительным искусством: архитектор, художник, дизайнер, компьютерный график и т.д.
Воспитывать такого ребенка лучше прибегая к доступному для него языку рисунка. Например, вместе с похвалой вручать ему нарисованный смайлик или улыбающееся солнышко, а если он вас огорчил, то получит хмурую серую тучку. Развивая его детские способности, запишите малыша в изостудию или кружок лепки из глины (кстати, такие кружки есть во многих детских садах).
КАК РАЗВИВАТЬ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА?:
1. Родители должны часто задавать ребенку вопросы;
2. Необходимо общаться с ребенком на разные темы;
3. Побуждайте ребенка к размышлениям;
4. Обсуждайте с ребенком результаты выполненного задания;
5. Совместно с ребенком исправляйте недостатки выполненной работы.
От воспитания ребенка зависит его характер и поведение. Но не следует забывать о врожденных способностях. Родителям важно любить и поддерживать своего малыша, помогать развиваться, учитывая при этом его возрастные и индивидуальные особенности.
Необычайные склонности такого ребенка проявляются в том, что с самого раннего возраста он любит все систематизировать. Чаще всего ваш малыш задает вопросы об абстрактных понятиях: что такое добро и зло, радость и грусть, время и пространство. При этом ребенок легко поймет и усвоит то, что вы ему ответите. Для такого малыша важны все этапы игры. Он с таким же энтузиазмом укладывает игрушки в коробку, с каким доставал их перед началом игры.
Такие способности личности помогут вашему ребенку стать в будущем финансовым деятелем, программистом или инженером.
Будьте терпеливы, дослушивайте до конца длинные рассказы или рассуждения вашего маленького умника, даже если они вас утомили. В комнате малыша предусмотрите нужное количество ящиков и полочек для игрушек и одежды – для ребенка с математическим складом ума очень важно, чтобы все вещи лежали на своих местах. Для такого ребенка необходим постоянный режим дня. Развивать его детские способности можно с помощью различных головоломок, игр в шашки, шахматы, морской бой и др. Но не забывайте и о физическом развитии малыша, выберите какой-нибудь понравившийся ему вид спорта и регулярно посещайте занятия.
КАК СТИМУЛИРОВАТЬ РЕБЕНКА К ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА?:
1. Общайтесь с ребенком о том, что его окружает;
2. Наблюдайте за ребенком. Таким образом родителям будет легко определить его интересы и способности;
3. Играйте вместе с ребенком;
4. Старайтесь правильно определить занятие, которое ребенку очень нравится.
Родители должны стимулировать участие малыша в различных видах деятельности – пении, лепке, чтении, танцах и других. Это поможет воспитать гармонично развитую и способную личность. Если посещение определенного кружка совпадет с интересами ребенка, тогда он будет очень счастливым.
В дошкольных учреждениях созданы условия для развития музыкальных способностей: регулярно проводимые музыкальные занятия, включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми, использования музыки в игровой, бытовой деятельности и т.д. Развитию способностей к изобразительной деятельности в значительной степени способствуют рассматривание предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства, сопровождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. Театральные способности дошкольников развиваются в разных видах театрально-художественной деятельности (игры-драматизации, кукольный театр и др.). Этому способствуют и специальные упражнения, занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жеста, позы и походки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детских способностей к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 Тема: Развитие детских способностей к восприятию художественного произведения...
Развитие детских способностей
Эта консультация поможет педагогу в развитие детских способностей....
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. (автор И.Крынцылова).
Лесенка способностей...
Развитие детских способностей к изобразительной деятельности ребенка четвертого года жизни.
Для развития детских способностей к рисованию, лепке, аппликации необходимо заинтересованное отношение взрослых к детской работе, вера в силы ребенка....
Программа "Детские способности"
Программа направлена на выявление и развитие способностей детей старшего дошкольного возраста...
Презентация. LEGO -конструирование- как средство развития детских способностей.
В презентации показаны этапы работы с различными конструкторами с детьми 4- 5 лет....
Статья: Развитие детских способностей в дошкольном возрасте.
Развитие детских способностей в дошкольном возрасте...