«Развитие речи детей в 1 младшей группе»
материал на тему

Матына Наталья

Подготовил воспитатель: Матына Н.К.

Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи детей 3-го года жизни. “И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания,  всякое же знание действует воспитательно.” Л.Н. Толстой 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей в 1 младшей группе»

(выступление воспитателя)

Цель:познакомить родителей с особенностями развития речи детей 3-го года           жизни.

“И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания,  всякое же знание действует воспитательно.”

                                                                                                              Л.Н. Толстой        

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

       На  третьем  году  жизни  в  развитии  речи  детей  происходят  значительные  усложнения:  они  овладевают  грамматическим  строем  речи,  способны  легко  усваивать  многие  звуки  и  закреплять  их  в  произношении  собственной  речи.  Понимание  речи  взрослых  становится    качественно  новыми: ребёнок  начинает  прислушиваться  к  тому,  о  чём  говорят  между  собой     взрослые,  ему  нравится  слушать  сказки,  стихи,  рассказы.

        Многие  дети  в  этом  возрасте  приходят  в  дошкольные  образовательные    учреждения. Теперь  родители  вместе  с  воспитателями  помогают  ребёнку  овладевать  речевыми  навыками:

-   способствуют  пониманию обращенной  речи,  расширяют  пассивный  словарь;

-  способствуют  развитию  активной   речи,  расширяют  активный  словарь;

-  Формируют  грамматический  строй  речи,  учат связной  речи;

-  формируют  интонационную  выразительность  речи: учат  говорить  в  определённом  темпе,      регулировать  громкость  и   силу  голоса;

-   учат  правильному  произношению  звуков  речи.

     Словарный  запас  ребёнка  2 – 2,5  лет  составляет  в   среднем  250 – 280  слов. К  3 – м  годам  он   увеличивается в  3 – 3,5  раза.  Чтобы  словарный  запас  возрастал,  необходимо   вызывать  у  детей  потребность  в  речевом  общении, как  в  детском  саду,  так  и   в  семье,  побуждать  обращаться  к  взрослым  с  просьбой  или  вопросами. Сами  взрослые  в  разговоре  должны  употреблять  все  части  речи,  усложнять  грамматическую  форму  высказываний,  давая  образец  для  подражания.

      С  раннего  возраста  ребёнок  откликается  на  потешки,  приговорки,  попевки.  Роль  этих  малых  фольклорных  форм  трудно  переоценить:  вслушиваясь  в  слова  потешек,  их   ритм,  малыш  играет  в  ладошки,  притопывает,  приплясывает,  двигается  в  такт произносимому   тексту.  Это  не  только  забавляет,  радует  ребёнка,  но  и  организовывает  его  поведение.  

        Малые  формы  фольклора  являются  первыми  художественными   произведениями,  которые   слышит  ребёнок.  И  мы,   взрослые,  общаясь  с  детьми  раннего   возраста,  должны   держать  в  памяти  большой  запас  песенок,  потешек,  прибауток,  игры  детей  со  своими   пальчиками.  Дети  с  удовольствием  перебирают  ими:

Этот  пальчик – дедушка,

Этот  пальчик  -  бабушка ,

Этот  пальчик – папочка,

Этот  пальчик  -  мамочка,

Этот  пальчик  наш  малыш,  

А зовут  его  - Санечка.    

         И  тактично,  с  чувством  меры,  включать  их  в  повседневный  разговор  с   детьми.  

      Особенно  эффективно  использовать  малые  фольклорные  формы  во  время   привыкания  ребёнка  к  новым  условиям.   С  помощью  народных  песенок,  потешек  можно  воспитывать  у  детей  положительное  отношение  к  режимным  моментам:

При умывании:  

                                      Водичка, водичка,

 Умой  моё  личико,

Чтобы  глазоньки  блестели,

 Чтобы  щёчки  краснели,

 Чтоб  смеялся  роток,

Чтоб  кусался  зубок.

При  причёсывании:

                                      Расти  коса  до  пояса,

                                      Не  вырони  ни  волоса.

                                      Расти  косынька  до  пят,

                                      Все  волосыньки  в  ряд.

                                      Расти,  коса,  не  путайся,

                                      Дочка.  Маму  слушайся.

Во   время   приёма  пищи:

                                      Умница  Катенька,  ешь  кашку  сладеньку,

                                     Вкусную, пушистую, мягкую,  душистую.

При  одевании  на  прогулку:

                                      Вот  они  сапожки:

                                      Этот  с  левой  ножки,

                                      Этот  с  правой  ножки.

                                      Если  дождик  пойдёт,

                                      Наденем  галожки:

                                      Этот  с  левой  ножки,

                                       Этот  с  правой  ножки.

                                      Вот  так  хорошо!

При  укладывании  спать:

                                     Вот  и  люди  спят,

                                     Вот  и  звери  спят!

Птицы  спят  на  веточках,

 Лисы  спят  на  горочках.

 Утки – на  муравушке.

                                     Детки  все  по  люлечкам

Спят,  поспят,  всему  миру  спать   велят.

             Чтение  народных  песенок,  потешек,  сопровождаемое  показом  наглядного  материала,  более  глубоко  воздействует  на  чувства  ребёнка,  способствует  запоминанию  текста.

             Одну  и  туже  потешку  можно  обыгрывать  разными  способами:  сопровождать  чтение  действием  с  игрушкой,  куклой,  использовать  пальчиковый  театр,  шапочку  различных  героев.

             Знакомство  с  народным  творчеством  расширяет  кругозор ,  развивает  и  обогащает  речь  детей,  формирует  отношения  к  окружающему   миру.  Задача  взрослых  -  помочь  им  в  этом

     - А так же не стоит, и забывать о чтении книг. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

    - Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.  

Успехов вам, уважаемые родители, в таком полезном и интереснейшем занятии как приобщении малыша к книге!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковых игр в развитии речи детей первой младшей группы

Эта статья свещает актуальность использования пальчиковых  игр в младших группах детского сада. На эту тему можно найти достаточно материала на русском языке. Нам же хотелось предоставить готовый...

консультация для родителей и педагогов "Игры для развития речи детей" (2 младшая группа)

В данной консультации представлена подборка дидактических игр для развития воспрития мелодики и  развития вопросительного речевого темпа речи дошкольников....

Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений» группа №3 «Радуга»

Отчёт по самообразованию во 2 младшей группе с использованием пальчиковых игр и упрвжнений...

Конспект совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей первой младшей группы На тему: «Праздник на нашей улице"

Задачи: Дать элементарные знания ребенку о празднике «День Победы», о том,активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Оборудование: подборка карти...

План по саморазвитию воспитателя первой младшей группы "Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".

План самообразования воспитателя  младшей группы на 2022-2023 учебный год.ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технолог...

Открытое занятия по развитию речи на тему «Использование игровых технологий В.В.Воскобовича в развитии речи детей в младшей группе»

Цель: поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение; стимулировать ребенка рассказывать знакомые стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки» с использованием игровых технол...