консультация для родителей и педагогов "Игры для развития речи детей" (2 младшая группа)
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Симашко Елена Николаевна

В данной консультации представлена подборка дидактических игр для развития воспрития мелодики и  развития вопросительного речевого темпа речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechi_2_ml.gr_.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

консультация для родителей и педагогов

Игры – упражнения на развитие восприятия мелодики

(вторая младшая группа)

                                «Дирижёры»

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

                                «Составь схему»

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Описание. Педагог произносит текст, каждый ребёнок на столе выкладывает столько карточек, сколько повествовательных предложений он отметил в тексте.

«Кто хозяин?»

У Миши и Сени жила собака. Её звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка с перебитой лапой. Кто хозяин Дружка? Миша и Сеня каждый день говорили об этом.

Однажды они гуляли в лесу. Дружок бежал впереди. Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овчарок.

Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка.

                                «Точка»

Цель. Знакомство со знаком препинания – точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона.

Описание. Педагог объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: «Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо».

Затем детям зачитывают различные тексты и дают задание поставить на листе бумаги столько точек, сколько повествовательных предложений они отметили.

                                                «Волшебная линия»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображённой стрелке или дети «рисуют» в воздухе.

                                «Восклицательный знак»

Цель. Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.

Описание. Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождается стихотворением:

Чудак – восклицательный знак!

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Затем педагог произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.

                                «Лесенка»

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики:  с понижением и повышением основного тона голоса.

Описание. Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

                                «Вопросительный знак»

Цель. Закреплять навыки узнавания вопросительных предложений с вопросительным словом, знакомить с вопросительным знаком.

Описание. (1 вариант). Педагог произносит текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку.

             (2вариант). Педагог произносит текст. Каждый ребёнок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.

«Кулики»

- Кто там бродит у реки?

- Это наши кулики.

- А чего они хотят?

- Накормить своих ребят?

- Где ребята?

- На песочке.

- Сколько их?

- Сынок и дочка.

У сынка на горлышке

Все промокли пёрышки,

От того, что, не спросясь,

Сунул клювик прямо в грязь.

                                «Вопрос – ответ»

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, учить дифференцировать на слух различные виды мелодики.

Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу – вопрос, шаг вперёд. Делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу – утверждение, - дети с эмблемами точки. (Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку.»)

                                «Позовём вместе»

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

Описание. Педагог произносит фразы со «звательной» интонацией. Дети в воздухе рукой «рисуют» повышение основного тона в начале и понижение к концу фразы.

                                «Просьба»

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавания предложений, выражающих просьбу, совет, приказ.

Описание. При повторном воспроизведении текста педагогом дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат предложение, содержащее просьбу, совет или приказ.

«Просчитался»

Жил в своём логове волк. Жилище своё он не чинил и не чистил. Оно было грязное и ветхое.

Проходил мимо логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.

- Дружище, прости меня, пожалуйста! – сказал слон. – я нечаянно, и сейчас починю.

Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша ещё крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать себе новый дом.

- Стой! – закричал волк. – Ты, что же, думаешь так легко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.

Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.

- Вот тебе новый дом! – сказал слон и ушёл.

- Ничего не понимаю, - удивился волк. – То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил…

- Дурачина ты! – прокаркал ворон. – Не видишь разницы между трусостью и воспитанием.

                                «Воздушный шарик»

Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.

Описание. Дети поочередно двигают «воздушный шарик» по прорези, ориентируясь на повышение и понижение основного тона голоса (мелодики) педагога, который произносит отдельные фразы.

                                «Диктант»

Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.

Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодики каждого предложения.

«Лиса и собаки»

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

Игры – упражнения на развитие вопросительного речевого темпа

(вторая младшая группа)

                                «Карусели»

Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле              (в медленном темпе)

Завертелись карусели      (в умеренном темпе),

А потом кругом, кругом  (в быстром темпе),

Всё бегом, бегом, бегом   (бег).

                                «Курочка и цыплята»

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – «курочка клюёт зёрнышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают движения быстро – «цыплята клюют зёрнышки».

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,    (медленный темп)

А за ней ребята –

Жёлтые цыплята                    (быстрый темп).

                                «Барабанщик»

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного – двух повторений педагог предлагает каждому ребёнку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

                                «Осенние листочки»

Цель. Формировать представление о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»).

Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки – символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят.

Жёлтый клён, жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг.

Жёлтый двор, жёлтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Развитие речи детей второй младшей группы». Воспитатель: Коротья Светлана Викторовна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей Тема: «Развитие речи детей второй младшей группы». Воспитатель:Коротья Светлана ВикторовнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы»

Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы»...

Консультация для родителей «Роль потешки в развитии речи детей в 1 младшей группе»

В консультации размещён материал для родителей какую роль играют потешки в развитие речи в 1 младшей группе...

Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы".

Консультация для родителей«Развитие речи детей второй младшей группы» Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением...

Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы»

Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы»...

Консультация для родителей «Дидактические игры в развитии речи детей» в старшей группе

Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому т...