Семинар-практикум в виде игрового занятия с родителями «Играем пальчиками»
материал

Кучкина Татьяна Алексеевна

Большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляция с мелкими предметами. Этот семинар-практикум поможет сформировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_v_vide_igrovogo.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум в виде игрового

занятия «Играем пальчиками»

Актуальность. 
Работая на группе детей раннего возраста и наблюдая за детьми, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний и т.п.

Как выяснилось из бесед с родителями, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как её развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, но не стимулируют развитие мелкой моторики. 
Также уделяется мало времени совместным играм с малышами. Большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляция с мелкими предметами. Проанализировав всё это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.

   Цель: сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка, о способах профилактики плоскостопия у детей.

Задачи: 

1.  Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

2.  Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.

  3.  Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

  4.  Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Беседа с родителями

        Родителям предлагается ответить на вопросы:

- занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой?;

- играли ли Вы с Вашими пальчиками? Как?;

- как Вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

    О значении, содержании пальчиковой гимнастики имеется много книг. Движения  пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

     На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («кисть и ступня»). В соответствии с методикой Су-Джок кисть руки – это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец – голова и шея, ладонь – туловище, указательный и мизинец – руки, средний и безымянный - ноги). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

     Пальчиковая гимнастика:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность коры головного мозга;
  • развивает у ребенка психические процессы: мышление. Внимание, память, воображение;
  • снимает тревожность.

   Игровое занятие родителей вместе с детьми

   Ведущий. Что умеют ваши пальчики на ножках и на руках?

   Дети. Рисовать, лепить, держать ложку, шалить.

   Ведущий. Правильно. А хотите узнать. Что еще могут ваши пальчики?

   Дети. Да!

   Ведущий. Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

           Взрослые и дети выполняют самомассаж тела под речитатив.

    Вы готовы, глазки?

    Поглаживают веки глаз.

    Да!

    Смотрят в «бинокль».

    Вы готовы, ушки?

    Поглаживают уши.

    Да!

    Прикладывают ладони к ушам.

    Вы готовы, ручки?

    Поглаживают кисти рук.

    Да!

    Хлопают в ладошки.

    Вы готовы, ножки?

    Поглаживают ноги.

    Да!

    Притопывают.

    Вы готовы?

    Разводят руки в стороны.

    Да!

    Обнимают себя руками.

    А теперь все садимся в поезд и отправляемся путешествовать.

Звучит аудиозапись «В деревню к бабушке поеду» из альбома «Ладушки».

Первая станция «Лесная».

        Детям предлагается подвижная игра «Найди свою палатку» (модифицированная игра «Найди свой цвет»).

    Цель: научить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внимание, память.

    Оборудование: цветные круги и эмблемы (красного, зеленого, синего и желтого цвета).

    Ход игры. В разных сторонах зала находятся цветные круги («палатки»). Играющие располагаются вокруг них: сначала дети, за ними родители. На сигнал «Идем по лесу!» - взрослые и дети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:

  • медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки полусогнутые в локтях перед собой);
  • лису (ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистями рук перед собой);
  • тигра (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы растопырены);
  • волка (обычная ходьба, руки перед грудью и соединены в запястье – одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются);
  • дикую лошадь (ходьба на коленях, руки опираются на кулачки);
  • оленя (ходьба с высоким поднимание колена, руки над головой пересекаются);
  • филина (Обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз).

По сигналу «По палаткам!» - каждая пара (взрослый и ребенок) должны занять свое место – встать напротив такого цветового сектора, который соответствует цвету эмблемы каждого участника. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

 Ведущий. А вы знаете, что пальчики умеют изображать животных и даже показывать театральное представление?

Вторая станция «Театральная».

      Детям предлагается малоподвижная  игра «Зеркало и обезьяны».

      Цель: научить элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», развивающей внимание и память, помогающей снять психоэмоциональное напряжение.

      Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки. Ведущий показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речитатив, а участники повторяют.

      «Петушок»

   Петушок стоит весь яркий

   Гребешок он чистит лапкой.

   Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

      «Гусь»

   Гусь стоит и все гогочет,

   Ущипнуть тебя он хочет.

   Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Указательный палец параллелен большому. Все четыре пальца прижаты друг к другу.

      «Кошка»

   У кошки ушки на макушке,

   Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

   Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

    Ведущий. А давайте проверим, любят ли пальчики соревнования?

Третья станция «Эстафетная»

    Цель: помочь в развитии быстроты, ловкости, мелкой моторики рук и ног.

    Оборудование: канаты (2 шт.), цветные резиновые диски, ребристые доски (2 шт.), мячи диаметром 15см (по количеству детей), корзина, гимнастические палки (2 шт.).

     Участники располагаются в двух колоннах. За взрослым стоит ребенок.

     Задание для родителей: найти и взять в руки резиновый круг такого цвета, который соответствует цвету эмблемы, пройти приставным шагом по канату, по ребристой доске, положить круг возле гимнастической палки и вернуться бегом.

     Задание для детей: пройти приставным шагом по канату, по ребристой доске, взять мяч из корзины и положить его на круг.

    Ведущий. А еще наши пальчики очень любят, когда мы их растираем, разминаем, массажируем.

Четвертая станция «Массажная»

    Цель: научить элементам самомассажа пальцев рук и ног.

    Оборудование: массажные мячики.

    Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки.

                                                       * * *

Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стопы пальцами рук (от периферии к центру).

Разотру ладошки сильно,

Растирают ладони.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги.

Затем руки я помою,

«Моют» руки.

Пальчик в пальчик я вложу,

Пальцы складывают в «замок».

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики

Расцепляют пальцы и перебирают ими.

Пусть бегут как зайчики.

                                                       * * *

              В положении сидя поглаживание и растирание голени, бедра.

Трем рукой-мочалкой

Вверх-вниз, вверх- вниз,

Пятки и носочки

Вверх-вниз, вверх- вниз,

Ножку до колена

Вверх-вниз, вверх- вниз,

Мы помоем чистенько

Вверх-вниз, вверх- вниз,

А бедро разотрем

Вверх-вниз, вверх- вниз,

И гулять пойдем

Вверх-вниз, вверх- вниз.

 

                                                        * * *    

             Родители делают массаж стопы своему ребенку.

Пальчики на ножках,

Как на ладошках,

Вместе их соберу

И шагать начну.

Растирают каждый пальчик стопы.

Разведу вперед, назад

И сожму руками

Руками тянут пальцы от себя, на себя.

Здравствуйте, пальчики!

Гномики лесные,

Здравствуйте, пальчики!

Игрушки заводные.

Пощипывают стопы.

          Ведущий. Мы приближаемся к следующей станции. Вы готовы к новым испытаниям?

          Дети. Да!

Пятая станция «Джунгли»

      Проводится подвижная игра «Ловля обезьян» (под песню «Чунга-Чанга»).

    Цель: развивать быстроту, мелкую моторику рук.

      Дети и взрослые, изображающие обезьян, располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне – ловец (педагог), который показывает обезьянкам движения, тем самым, заманивая их в лес. Обезьянки повторяют движения:

     - руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев;

     - руки согнуты в локтях перед собой. Перекрестное движение рук, сжимание и разжимание пальцев;

     - руки разведены в стороны, наклоны в стороны; руки разведены в стороны, наклон влево (вправо) и поднимание левой (правой) ноги, локоть тянется к колену;

     - руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя;

     - ходьба на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и ног.

    По сигналу «Ловец!» - обезьяны бегут к своим местам. Тех, кто не успел убежать, ловец уводит к себе.

     Ведущий. Итак, наше путешествие близится к концу. Впереди последняя станция. Вы готовы к ней?

     Дети. Да!

Шестая станция «Игровая»

    Цель: научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику пальцев ног.

    Оборудование: большой носовой платок, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов).

 

     Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки.

  1. Упражнения для профилактики плоскостопия:

   «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, продвижение стопы вперед, продвижение стопы вперед, выпрямляя колени;

   «Барабанные палочки»- постукивание пальцами ног;

  «Пальчики поссорились и помирились»- размыкание и смыкание пальцев ног;

  «Пальчики играют»- волнообразные движения пальцами ног.

  1. Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.
  2. Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к

уголку».

     Ведущий. Вы сегодня смогли убедиться, что пальчики рук и ног могут многое: играть, изображать животных, показывать театр, соревноваться. Играть с пальчиками рук и ног вы сможете с родителями, друзьями. И дома, и в гостях, и на улице, и даже в транспорте. Исходное положение для выполнения этих упражнений вы можете выбирать разное: стоя, сидя на стуле, на полу в «позе факира».

     В конце встречи родителям и детям предлагается пожелать друг другу что-то хорошее, сказать ласковые, добрые слова. Каждому родителю с ребенком  вручается буклет «Играем пальчиками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского колл...

Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"

Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации  образовательной программы дошкольного образования"...

Семинар - практикум для родителей" Играем с пальчиками- развиваем речь".

Задачи:• стремиться установить доверительные отношения с родителями;• формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;• способствовать сплочению родительск...

Семинар-практикум "Монологическая речь. Виды и особенности монологической речи. Практикум по организации занятия по пересказу"

Документы, подтверждающие организацию и проведение семинара-практикума "Монологическая речь. Виды и особенности монологической речи. Практикум по организации занятия по пересказу"...

Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»

Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов: "Виды здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) и их использование в ДОУ "

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержа...