Семинар-практикум в виде игрового занятия с родителями «Играем пальчиками»
материал
Большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляция с мелкими предметами. Этот семинар-практикум поможет сформировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_v_vide_igrovogo.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум в виде игрового
занятия «Играем пальчиками»
Актуальность.
Работая на группе детей раннего возраста и наблюдая за детьми, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний и т.п.
Как выяснилось из бесед с родителями, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как её развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, но не стимулируют развитие мелкой моторики.
Также уделяется мало времени совместным играм с малышами. Большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляция с мелкими предметами. Проанализировав всё это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.
Цель: сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка, о способах профилактики плоскостопия у детей.
Задачи:
1. Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;
2. Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.
3. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).
4. Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Беседа с родителями
Родителям предлагается ответить на вопросы:
- занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой?;
- играли ли Вы с Вашими пальчиками? Как?;
- как Вы играете с пальчиками Вашего ребенка?
О значении, содержании пальчиковой гимнастики имеется много книг. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («кисть и ступня»). В соответствии с методикой Су-Джок кисть руки – это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец – голова и шея, ладонь – туловище, указательный и мизинец – руки, средний и безымянный - ноги). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Пальчиковая гимнастика:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность коры головного мозга;
- развивает у ребенка психические процессы: мышление. Внимание, память, воображение;
- снимает тревожность.
Игровое занятие родителей вместе с детьми
Ведущий. Что умеют ваши пальчики на ножках и на руках?
Дети. Рисовать, лепить, держать ложку, шалить.
Ведущий. Правильно. А хотите узнать. Что еще могут ваши пальчики?
Дети. Да!
Ведущий. Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.
Взрослые и дети выполняют самомассаж тела под речитатив.
Вы готовы, глазки?
Поглаживают веки глаз.
Да!
Смотрят в «бинокль».
Вы готовы, ушки?
Поглаживают уши.
Да!
Прикладывают ладони к ушам.
Вы готовы, ручки?
Поглаживают кисти рук.
Да!
Хлопают в ладошки.
Вы готовы, ножки?
Поглаживают ноги.
Да!
Притопывают.
Вы готовы?
Разводят руки в стороны.
Да!
Обнимают себя руками.
А теперь все садимся в поезд и отправляемся путешествовать.
Звучит аудиозапись «В деревню к бабушке поеду» из альбома «Ладушки».
Первая станция «Лесная».
Детям предлагается подвижная игра «Найди свою палатку» (модифицированная игра «Найди свой цвет»).
Цель: научить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внимание, память.
Оборудование: цветные круги и эмблемы (красного, зеленого, синего и желтого цвета).
Ход игры. В разных сторонах зала находятся цветные круги («палатки»). Играющие располагаются вокруг них: сначала дети, за ними родители. На сигнал «Идем по лесу!» - взрослые и дети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:
- медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки полусогнутые в локтях перед собой);
- лису (ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистями рук перед собой);
- тигра (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы растопырены);
- волка (обычная ходьба, руки перед грудью и соединены в запястье – одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются);
- дикую лошадь (ходьба на коленях, руки опираются на кулачки);
- оленя (ходьба с высоким поднимание колена, руки над головой пересекаются);
- филина (Обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз).
По сигналу «По палаткам!» - каждая пара (взрослый и ребенок) должны занять свое место – встать напротив такого цветового сектора, который соответствует цвету эмблемы каждого участника. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.
Ведущий. А вы знаете, что пальчики умеют изображать животных и даже показывать театральное представление?
Вторая станция «Театральная».
Детям предлагается малоподвижная игра «Зеркало и обезьяны».
Цель: научить элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», развивающей внимание и память, помогающей снять психоэмоциональное напряжение.
Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки. Ведущий показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речитатив, а участники повторяют.
«Петушок»
Петушок стоит весь яркий
Гребешок он чистит лапкой.
Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
«Гусь»
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Указательный палец параллелен большому. Все четыре пальца прижаты друг к другу.
«Кошка»
У кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Ведущий. А давайте проверим, любят ли пальчики соревнования?
Третья станция «Эстафетная»
Цель: помочь в развитии быстроты, ловкости, мелкой моторики рук и ног.
Оборудование: канаты (2 шт.), цветные резиновые диски, ребристые доски (2 шт.), мячи диаметром 15см (по количеству детей), корзина, гимнастические палки (2 шт.).
Участники располагаются в двух колоннах. За взрослым стоит ребенок.
Задание для родителей: найти и взять в руки резиновый круг такого цвета, который соответствует цвету эмблемы, пройти приставным шагом по канату, по ребристой доске, положить круг возле гимнастической палки и вернуться бегом.
Задание для детей: пройти приставным шагом по канату, по ребристой доске, взять мяч из корзины и положить его на круг.
Ведущий. А еще наши пальчики очень любят, когда мы их растираем, разминаем, массажируем.
Четвертая станция «Массажная»
Цель: научить элементам самомассажа пальцев рук и ног.
Оборудование: массажные мячики.
Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки.
* * *
Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стопы пальцами рук (от периферии к центру).
Разотру ладошки сильно,
Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги.
Затем руки я помою,
«Моют» руки.
Пальчик в пальчик я вложу,
Пальцы складывают в «замок».
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики
Расцепляют пальцы и перебирают ими.
Пусть бегут как зайчики.
* * *
В положении сидя поглаживание и растирание голени, бедра.
Трем рукой-мочалкой
Вверх-вниз, вверх- вниз,
Пятки и носочки
Вверх-вниз, вверх- вниз,
Ножку до колена
Вверх-вниз, вверх- вниз,
Мы помоем чистенько
Вверх-вниз, вверх- вниз,
А бедро разотрем
Вверх-вниз, вверх- вниз,
И гулять пойдем
Вверх-вниз, вверх- вниз.
* * *
Родители делают массаж стопы своему ребенку.
Пальчики на ножках,
Как на ладошках,
Вместе их соберу
И шагать начну.
Растирают каждый пальчик стопы.
Разведу вперед, назад
И сожму руками
Руками тянут пальцы от себя, на себя.
Здравствуйте, пальчики!
Гномики лесные,
Здравствуйте, пальчики!
Игрушки заводные.
Пощипывают стопы.
Ведущий. Мы приближаемся к следующей станции. Вы готовы к новым испытаниям?
Дети. Да!
Пятая станция «Джунгли»
Проводится подвижная игра «Ловля обезьян» (под песню «Чунга-Чанга»).
Цель: развивать быстроту, мелкую моторику рук.
Дети и взрослые, изображающие обезьян, располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне – ловец (педагог), который показывает обезьянкам движения, тем самым, заманивая их в лес. Обезьянки повторяют движения:
- руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев;
- руки согнуты в локтях перед собой. Перекрестное движение рук, сжимание и разжимание пальцев;
- руки разведены в стороны, наклоны в стороны; руки разведены в стороны, наклон влево (вправо) и поднимание левой (правой) ноги, локоть тянется к колену;
- руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя;
- ходьба на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и ног.
По сигналу «Ловец!» - обезьяны бегут к своим местам. Тех, кто не успел убежать, ловец уводит к себе.
Ведущий. Итак, наше путешествие близится к концу. Впереди последняя станция. Вы готовы к ней?
Дети. Да!
Шестая станция «Игровая»
Цель: научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику пальцев ног.
Оборудование: большой носовой платок, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов).
Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки.
- Упражнения для профилактики плоскостопия:
«Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, продвижение стопы вперед, продвижение стопы вперед, выпрямляя колени;
«Барабанные палочки»- постукивание пальцами ног;
«Пальчики поссорились и помирились»- размыкание и смыкание пальцев ног;
«Пальчики играют»- волнообразные движения пальцами ног.
- Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.
- Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к
уголку».
Ведущий. Вы сегодня смогли убедиться, что пальчики рук и ног могут многое: играть, изображать животных, показывать театр, соревноваться. Играть с пальчиками рук и ног вы сможете с родителями, друзьями. И дома, и в гостях, и на улице, и даже в транспорте. Исходное положение для выполнения этих упражнений вы можете выбирать разное: стоя, сидя на стуле, на полу в «позе факира».
В конце встречи родителям и детям предлагается пожелать друг другу что-то хорошее, сказать ласковые, добрые слова. Каждому родителю с ребенком вручается буклет «Играем пальчиками».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского колл...
Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"
Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"...
Семинар-практикум для педагогов "Виды здоровьесберегающих технологий и использование их в работе"
семинар-практикум...
Семинар - практикум для родителей" Играем с пальчиками- развиваем речь".
Задачи:• стремиться установить доверительные отношения с родителями;• формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;• способствовать сплочению родительск...
Семинар-практикум "Монологическая речь. Виды и особенности монологической речи. Практикум по организации занятия по пересказу"
Документы, подтверждающие организацию и проведение семинара-практикума "Монологическая речь. Виды и особенности монологической речи. Практикум по организации занятия по пересказу"...
Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»
Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»...
Семинар-практикум для педагогов: "Виды здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) и их использование в ДОУ "
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержа...