Родительское собрание на тему "Возрастные особенности детей 5-6 лет"
материал (старшая группа) на тему
Знакомство родителей с характеристикой возраста 5-6 лет , с задачами развития , обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_temu.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена теме «Возрастные особенности детей 5-6 лет».
Сегодня мы поговорим о том, что характерно для их возраста.
С пяти до шести лет у детей происходят еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь они уже могут выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч. У детей появляется потребность в соревновании. Развиваются выносливость ( могут больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Они учатся кататься на коньках, роликах, двухколесном велосипеде, с легкостью могут освоить плавание. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться.
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. У пяти - шестилетнего ребенка навыки в самообслуживании, приобретенные ранее, совершенствуются. В этом возрасте дети уже способны самостоятельно и опрятно одеваться, есть, пользоваться вилкой. За старшими дошкольниками должны быть закреплены обязанности по самообслуживанию и родителям необходимо напоминать детям, проверять качество выполнения работы, ее результаты.
Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть
требовательными. Недопустимо, если воспитатели приучают детей к
самостоятельности, а родители не поддерживают ее. Подобные разногласия
затрудняют процесс воспитания и подрывают авторитет воспитателей в
глазах детей.
Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно
использовать поощрения. Приучая ребенка к труду, необходимо постоянно
его проверять, поощрять его успехи, сообщать о них другим членам семьи,
всячески показывать, что труд полезен не только для него, но и для всех.
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании
ребёнка-дошкольника .Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на
сферу взаимоотношений между людьми.
Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком.
Происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Но родители продолжают оставаться примером для детей.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка
развивается потребность в признании, выраженное в стремлении получить
одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в
этом возрасте у детей появляется черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует
нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек
чрезмерной строгостью или негативным отношением тормозит развитие у
ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы
не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребёнок
начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать
вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую
зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со
взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает нравственность.
Старшие дошкольники осваивают культуру общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах. Речь детей обогащается вежливыми речевыми оборотами, разными формами приветствия, прощания, обращения с просьбой. Учатся пользоваться способами мирного разрешения конфликтов, миролюбиво выражать свои желания и чувства, сдерживать негативные, агрессивные порывы.
В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. Дети с интересом начали играть в настольные игры с выполнением поочередно ходов.
Дети учатся соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей. Ориентироваться в своем поведении не только на контроль взрослого, но и на самоконтроль.
Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, чтение художественной литературы, а также личный пример взрослого, находящегося рядом.
Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте
5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет
человек в будущем.
Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.
В связи с этими особенностями продолжительность образовательной
деятельности теперь составляет не 15-20 минут, как в средней группе,
а 20-25 минут.
Возраст 5-6 лет является очень важным в развитии познавательной,
интеллектуальной сферы.
К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что
способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой
стороны, широкий кругозор ребёнка может явиться фактором, который
позитивно влияет на его успешность среди сверстников. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника.
В 5-6 лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где чётко, научно, доступным для ребёнка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребёнок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Ребенок к 6 годам должен знать свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
В этом возрасте интерес детей к математическим знаниям становится более устойчивым и осознанным. Дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению простых арифметических действий с числами.
Дети будут знакомиться с составом чисел из двух меньших; со знаками сравнения; учится считать предметы, расположенные в беспорядке; в прямом и обратном порядке; сравнивать числа; измерять с помощью условной мерки. Вводятся геометрические понятия: точка, прямая, отрезок; угол прямой, острый, тупой. Учится моделировать геометрические фигуры из палочек, веревочек, учится ориентироваться на листе клетчатой бумаги и на плане помещения.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей пр.).
Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать:
(палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, «Танграм», «Колумбово яйцо».
Хорошо развивает логическое мышление конструктор.
Важным моментом в процессе конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину.
Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы.
Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний.
«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Хочу обратить ваше внимание на то, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: Если мы будем совершенствовать речь - значит, повышается уровень развития мышления. Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте дети будут учиться делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов( твердые, мягкие согласные, гласные звуки); интонационно выделять звуки в слове; анализировать четырех-пятизвуковые слова ( лиса, слон, аист, школа); знакомиться с ударением: выделять ударный слог и ударный звук в слове).
Очень полезно играть с детьми в словесные игры, определять место звука в слове (в начале, середине, конце слова).
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и
сонорные звуки ( р, л, м, н). Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в повседневной жизни.
Развивается связанная речь. Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.
Дети овладевают умениями:
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя; составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы;
- сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта, по игрушкам;
- различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Круг чтения детей 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Дети способны удерживать в памяти большой объём информации, им доступно чтение с продолжением.
Постоянное общение с книгой развивает творческие способности и умения детей.
Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта.
В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Итак, учитывая названные выше возрастные особенности детей 6-ого года жизни, необходимо осуществлять следующие задачи:
• развивать движения детей, добиваться большей их координации, точности, быстроты;
• воспитывать самостоятельность и быстроту движений при самообслуживании;
• расширять представления детей об общественной жизни, природе, труде взрослых, воспитывать правильное отношение к ним;
• воспитывать умение удерживать цель, следовать указаниям взрослого, сосредоточенность и целеустремлённость;
• развивать логическое мышление;
• развивать связную речь детей;
• совершенствовать художественные умения в рисовании, пении, танце, чтении стихов, пересказывании сказок, рассказов, обогащать эстетические восприятия и переживания;
• воспитывать у детей навыки коллективного труда;
• развивать у детей культуру и произвольное управление своим поведением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания о возрастных особенностях детей 5-6 лет.
возрастные особенности детей в старшей группе...
Протокол родительского собрания №1 « Возрастные особенности детей. 10 заповедей здоровья.».
Протокол №1.Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».Приложение №1 СамообслуживаниеПриложение №2 Возрастные особенности детей четвертого года ж...
Конспект родительского собрания о возрастных особенностях детей 5-6 лет.
Знакомство родителей с возрастными особенностями детей 5-6 лет....
Родительское собрание «Знакомство с особенностями детей 3- 4 лет»
Родительское собрание «Знакомство с особенностями детей 3- 4 лет»...
Протокол родительского собрания. Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
Родительского собрания...
Родительское собрание: «Развитие речевых особенностей детей среднего возраста».
Родительское собрание: «Развитие речевых особенностей детей среднего возраста»....