Перспективный план работы клуба для родителей «Мир на кончиках пальцев»
материал по теме

Юлия Яновна Баран

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали кон­структора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппли­кации, не успевают за ребятами в группе детского сада на заня­тиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_kluba_mir_na_konchikah_paltsev.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Перспективный план работы клуба «Мир на кончиках пальцев»

(октябрь – декабрь 2017)

Месяц

Тема

Содержание

Октябрь

«Рисуем на манке»

Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка

Ноябрь

Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях»

Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

Декабрь

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!

Родители, используя пальчиковые игры с сопровождением стихотворного текста, развивают у детей тонкую моторику рук и связную речь

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ»

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний или подробного рисунка человека. Но в 4,5 года большинство детей уже справляются с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела. В 2,5 года малыш строит дом из 5 кубиков, а через полгода уже может поставить 10 кубиков один на другой. Тогда же он начинает разрезать ножницами веревку, бумагу, но аккуратное вырезание становится доступно только через год.

Для занятий по формированию сложно координированных движений руки необходимы следующие условия:

  • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие.
  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это время около 5 минут, затем можно увеличить длительность упражнений, включать игры в другие развивающие занятия.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения заданий.

•        Очень важно участие в занятии и ободряющее поведение взрослого.

  • Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
  • Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

  • развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребенка. В 4-4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);
  • восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребенок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребенка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;
  • формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребенка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.        Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся
в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка.

  1. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
  2. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
  3. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития малыша.
  4. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно.
  5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксируйте нужное положение пальцев и т. п.
  6. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
  7. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
  8. Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10.        Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите ма-
лыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его на
строением и физическим состоянием.

УПРАЖНЕНИЯ  НА РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  РУК

(для детей с 3 лет)

1. «Рыбак».

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п.

Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить  по очереди все эти предметы и положить
их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка».

Сделайте на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка».

Поставьте на поднос две чашки: слева --чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребенка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4.        «Сладкий чай».

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5.        «Салют».

Ребенок берет небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6.        «Сделай комочек».

Дайте ребенку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7.        «Подзорная труба».
Ребенок берет лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в нее окружающие предметы.

СООБЩЕНИЕ-ПРАКТИКУМ

«МАССАЖ КИСТЕЙ РУК»

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе И плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Доказано,

что активные движения пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем кистей рук. Это благотворно сказывается как на развитии мелкой моторики пальцев ребенка, так и на общем развитии речи.

Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию.

СОВЕТЫ  ЛОГОПЕДА     РОДИТЕЛЯМ

  • Поза массируемого - сидя на стуле. Массируемая рука свободно лежит на плоской поверхности стола.
  • Массажист располагается напротив ребенка или несколько боку.

•        Выполняется массаж одной рукой. Другой рукой фиксируют  массируемую конечность.

•        Массажные движения производятся в направлении от кон-
чиков пальцев к предплечью.

  • Продолжительность массажа - 3-5 минут.
  • Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 сеансов за курс. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней.

•        Во время массажа можно слушать приятную классическую музыку.

•        Для большей эффективности массажа можно сочетать его
с пассивными и активными движениями кистей рук.        

1. Тип движения: плоскостное поглаживание (всей ладонью).

Часть кисти: тыльная сторона кисти.

Направление движения: от кончиков пальцев до середины предплечья.

Тип движения: щипцеобразное поглаживание (несколькими пальцами).

Часть кисти: каждый палец отдельно.

Направление движения: от кончика пальца к основанию по тыльной, ладонной и боковым поверхностям.

3. Тип движения: щипцеобразное круговое и прямолинейное растирание.

Часть кисти: пальцы.

Направление движения: по ладонной и боковым поверхностям.

4. Тип движения: круговое и прямолинейное растирание.

Часть кисти: тыльная и ладонная поверхности кисти.

Направление движения: от основания пальцев до запястья.

5. Повторное поглаживание (см. выше).

Тип движения: вибрация; пунктиронание с помощью вибромассажера.

Часть кисти: тыльная и ладонная поверхности кисти и пальцев.

Направление движения: от кончиков пальцев к запястью.

Повторное поглаживание (см. выше).

Завершается массаж пассивными или активными движениями пальцев. Активная пальчиковая гимнастика многократно описывалась в литературе. Вы можете использовать популярные упражнения с речевым сопровождением или без него, стихотворные тексты для развития мелкой моторики.

Начинать же лучше с пассивных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы клуба «Грамотный родитель – здоровый ребёнок»

В 2011 - 2012 учебном году в нашем ДОУ создан клуб "Грамотный родитель - здоровый ребёнок"Цель создания клуба -  обеспечение методической и практической помощи по сохранению и укреплению здоровья...

Перспективный план работы клуба юных исследователей "Необычное в обычном"

В материале представлена тематика занятий, задачи используемая на занятиях РППС и результаты освоения способов знаний и умений детей....

перспективный план работы клуба "Славянская кукла"

Клуб для детей и их родителей «Славянская кукла» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать ...

Клуб для родителей «Мир на кончиках пальцев»

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали кон­структора, работать с паз...

Перспективный план работы клуба "Народные промыслы"

Ознакомление детей старшей группы дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству....

Перспективный план работы клуба "Народные промыслы" для детей подготовительной к школе группы

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной к школе группы...

Перспективный план работы клуба молодых родителей «Год до школы»

Цель: вооружить  родителей советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школеЗанятия предполагают работу по следующим направлениям развития:внимание и память развитие умственных способн...