перспективный план работы клуба "Славянская кукла"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Клуб для детей и их родителей «Славянская кукла» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку , эмоциональный комфорт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_klub.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Клуб для детей и их родителей «Славянская кукла» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку , эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь.
Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межкультурные отношения на основе изучения славянской культуры
Актуальностью работы клуба является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры и дает основы толерантного отношения к другим культурам. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества.
Встречи в нашем клубе проходят в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Два раза в месяц.
В состав семейного клуба входят участники образовательного процесса дети группы «Непоседы» (23 человека), их родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в развитии детей.
Цель:
• Изучение славянской культуры.
• Изучение истории и традиционной технологии создания народной куклы.
• Формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире.
• Воспитание позитивного отношения к различным культурам;
Задачи
Создать единое пространство “образовательное учреждение – семья”.
- воспитание уважения к культуре и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.
- Повысить педагогическую культуру родителей.
- Приобщить родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
- Создать условия для реализации собственных идей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, культурными традициями, опытом семейного воспитания).
- Поддержка и помощь семье в воспитании детей ( консультирование родителей и др.).
- Требования к знаниям и умениям:
- К концу 1 года обучения дети должны знать:
- • историю русской народной куклы
- • типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обережная)
- • технологию изготовления кукол
- уметь:
- • изготовить тряпичную куклу под руководством педагога
- К концу 2 года обучения дети должны знать:
- • историю русского народного костюма
- • куклы в праздничной символике
- • типы и назначения кукол
- • технология изготовления кукол
- уметь:
- • самостоятельно изготовить тряпичную куклу
- • оформить костюм куклы
- • рассказать историю русской народной куклы и народного костюма
Планирование работы клуба «Славянская кукла» средная группа.
Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.
Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.
Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.
Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.
Сентябрь I неделя
История народной куклы.
Цель:
накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа; пополнение окружающей среды; обследование детей на предмет знаний по заданной теме.
Сентябрь III неделя.
Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука.
Цель:
Подвести к пониманию назначения народных кукол, к истории их создания; развитие воображения и творчества, художественного восприятия в процессе рассматривания куклы; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Октябрь I неделя
Традиционный русский костюм.
Цель:
Познакомить детей с народным костюмом и орнаментом.
Октябрь III неделя.
Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси. Язык орнамента.
Цель:
формировать: устойчивый интерес к народной культуре; умение детей создавать народные куклы используя, различные материалы;
Ноябрь I неделя
Превращения носового платка.
Цель:
учить изготавливать простейшие игрушки наших бабушек. Славянская игровая кукла «Малышок- голышок».
Ноябрь III неделя.
«Кто ты куколка моя?»
Цель:
Закрепить знания детей о народных куклах.
Декабрь I неделя.
Досуг «Посиделки в деревенской избе»
Цель:
Развитие детской познавательной активности, знакомство с народными традициями на Руси.
Декабрь II неделя.
Знакомство детей с куклой на ложке.
Цель:
Познакомить детей с народной куклой на ложке, ее происхождением и предназначением.
Январь II неделя.
Рождественские посиделки. Беседа с детьми о празднике Рождество.
Цель:
Познакомить детей с праздником, его значением и обычаями. Дать понятие «оберег». Назначение обереговых кукол.
Январь IV неделя.
Экскурсия в городской краеведческий музей.
Цель:
Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.
Февраль II неделя.
В гостях у бабушки Арины.
Цель:
Расширять представления о русских народных, семейных обычаях. Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику.
Февраль IV неделя.
Знакомство с народной куклой Стригушка.
Цель:
Познакомить детей с новым материалом (лыко). Учить делать игровую куклу из лыка.
Март II неделя.
Знакомство детей с народной куклой «Масленица».
Цель:
Познакомить детей с народной куклой Масленица, ее происхождением, предназначением и технологией изготовления.
Март IV неделя.
«Широкая масленица».
Открытое мероприятие мастер-класс по изготовлению куклы Масленицы (проводят дети).
Цель:
Расширить представление детей о народном обрядовом празднике. Развивать речь детей, коммуникативные навыки.
Апрель II неделя.
Досуг Приключение куклы Пеленашки.
Цель: Расширить представления детей о куклах разных народов, народной игрушке.
Апрель IV неделя.
Изготовление игровой куклы -Пеленашки в подарок малышам.
Цель:
Научить детей изготавливать куклу Пеленашку, развивать творчество.
Май II неделя.
Досуг «Веселая ярмарка» (итоговое мероприятие»).
Цель:
Закрепление знаний о народной игрушке. Формирование эстетического отношения к народному творчеству.
Планирование работы клуба «Славянская кукла» старшая группа.
Сентябрь II неделя
Старинные «Игровые куклы».
Цель:
Продолжать знакомство с понятием «куклы-игровые», вызвать интерес детей к русской истории. Расширять знания детей о быте и укладе жизни людей в старину. Осознание своей этнической принадлежности.
Материал: Игровые славянские куклы, иллюстрации.
IV неделя
«Игрушки разных народов»
Цель:
Воспитывать уважительное отношение к истории и культуре других народов. Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях. Учить делать татарскую глиняную игрушку из глины.
Материал : глиняные татарские и шеморданские игрушки. Иллюстрации.
Октябрь II неделя
Экскурсия в городской краеведческий музей.
Цель:
Расширить и обогатить знания детей о жизни людей в старину. Вызвать интерес к старинным предметам и их предназначению.
Октябрь IV неделя
«Народный костюм»
Украшение русского народного костюма.
Цель:
Продолжать расширять знания детей о многообразии славянских узоров, знакомить с традиционным украшением русского костюма. продолжать знакомить детей с простейшим видом работы с тканью.
Материал : русские народные костюмы, славянские куклы-обереги.
Ноябрь II неделя
«Народный костюм»
Украшение татарского народного костюма.
Цель:
Познакомить детей с традиционным украшением татарского костюма и его историей. Продолжать знакомить детей с простейшим видом работы с тканью. Вызвать интерес к особенностям и традициям других национальностей. Познакомить с традициями людей рядом. Способствовать осознанию своей этнической принадлежности. Воспитывать Уважительное отношение к истории и культуре других народов.
Материал : Татарский народный костюм, иллюстрации.
Ноябрь IV неделя
«Народный костюм»
Украшение немецкого народного костюма.
Цель:
Познакомить детей с традиционным украшением немецкого костюма и его историей. продолжать знакомить детей с простейшим видом работы с тканью. Вызвать интерес к особенностям и традициям других национальностей. Познакомить с традициями людей рядом. Способствовать осознанию своей этнической принадлежности. Воспитывать Уважительное отношение к истории и культуре других народов.
Материал : Немецкий народный костюм, иллюстрации.
Декабрь I неделя
Солнечный символ.
Цель:
познакомить детей с древнейшим символом – крестом, с солярным знаком, со старинным зимним обрядом сплавления Солнца. Учить изготавливать солнечный символ из перекрещенных палочек и ниток.
Материал: две палочки, длиной до 15 см., разноцветные шерстяные нити или нити мулине.
Декабрь III неделя
Славянская тряпичная кукла «Сибирячка»
Цель:
учить детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами женского русского костюма, со способами создания одежды для куклы. Развивать творчество, воображение, инициативу.
Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, нитки, вата, тесьма.
Январь III неделя
Посещение музея выставки в детском саду «Куклы в национальных костюмах»
Цель:
Продолжать расширять знания детей о стилях старинной одежды и ее истории
Февраль I неделя
Бабушкина кукла.
Цель:
познакомить детей с символом березы, рассмотреть бересту. Познакомить с бабушкиной куклой, учить создавать образ куклы из бересты, наряжать ее в тканевый костюм.
Материал: кусок бересты 10*10 см., белый лоскут 8*15 см., длинный тонкий одноцветный лоскут 3*20 см., цветные лоскуты 7*15 см. и 3*7 см., полоса красной ткани, разноцветные нити.
Февраль III неделя
Крупеничка.
Цель:
познакомить детей со сказкой о Крупеничке, учить создавать куклу из детского носочка, заполненного гречихой или другой крупой, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.
Материал: детский носочек, гречневая крупа, белый лоскут 15*15 см., разноцветный лоскут 10*20 см., разноцветный лоскут для платочка, полоса красной ткани, ленточки, разноцветные нити.
Март I неделя.
Мартинички.
Цель:
познакомить детей с обрядом «заклинания» весны, учить изготавливать кукол из ниток, создавать образы мальчика и девочки, украшать кукол дополнительными деталями, упражнять в использовании шаблона.
Материал: кусок плотного картона 10-20 см., разноцветные шерстяные нити.
Март III неделя
Крестец.
Цель:
познакомить детей с образом куклы – мужчины, с обрядом ряжения, учить создавать яркий образ, используя минимум изобразительных средств.
Материал: две небольшие палочки, нити, пакля, разноцветные ленточки или полоски ткани.
Апрель I неделя
Узелковая кукла.
Цель:
продолжать знакомить детей с простейшим видом работы с тканью, научить видоизменять куклу, добавляя к ее внешнему виду разные детали.
Материал: квадратные лоскуты очень тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани, пучок пеньки для прически или бороды, треугольный лоскуток для косынки или передника.
Апрель III неделя
Кубышка — травница.
Цель:
познакомить детей с назначением куклы – травницы, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей использовать в работе траву, украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.
Материал: лоскут светлой ткани 20*20 см., два лоскута светлой ткани в мелкий рисунок 10*10 см., треугольный лоскут яркой однотонной ткани 30*30 см. (1/2 ), полоска ткани красного цвета 20*1 см., лоскут цветной ткани 40*40 см., два лоскута цветной ткани 5*5 см., кружево 7*10 см., тесьма 25 см.,, красные нитки, 30 г. травы, вата, игла, ножницы.
Май I неделя.
Птички.
Цель:
познакомить детей с образом птиц в крестьянском быту, учить создавать образ птицы из ткани, подчеркивать ее характерные особенности.
Материал: лоскут ткани 10*12 см., вата, нитки.
Май III неделя
Моя любимая кукла.
Цель:
закрепить знания детей о народных куклах, о способах их изготовления, упражнять в изготовлении кукол, в украшении изделий, развивать память, фантазию, творчество.
Материал: палочки, береста, лучины, лыко, лоскуты различных тканей, нити, вата, игла, ножницы, тесьма, кружево.
- Июнь — Максимальный подъем всех сил в Природе. Почитание растительности, сбор трав. Подготовка к Купале- празднику Огня и Воды, Солнца и Зари, любви, полноты жизненной силы и плодородия. Купальские обряды. Кукла "Купавка".
- Июль — Солнце поворачивает на Зиму. Завершение проявления мужской силы в Природе. Пора сенокоса. Начало жатвы. Кукла-оберег "Покосница".
- Август — Начало нового перехода — из жаркого Лета в плодородную Осень. Спожинки. Первые праздники Урожая. "Именинный сноп". "Жница".
Планирование работы клуба «Славянская кукла» подготовительная группа.
Сентябрь I неделя
Вводное занятие. Куклы-обереги.
Цель: осознание своей этнической принадлежности. Воспитывать уважительное отношение к истории и культуре других народов. Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях. Учить ставить вопросы, обращаться за помощью.
Материал: славянские куклы-обереги
Сентябрь III неделя
Малышок-голышок
Цель:познакомить детей с простейшим видом работы с тканью, научить создавать куклу. Способствовать умению видоизменять куклу, добавляя к ее внешнему виду разные детали. Передавать характерный образ.
Материал: квадратные лоскуты очень тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани.
Октябрь I неделя
Куколка обрядна – очень уж нарядна.
Цель:закрепить представление о нарядах тряпичных кукол. Учить находить сходство и различие в элементах украшения, различать типы славянских кукол.
Материал: славянские куклы-обереги.
Октябрь III неделя
Хороводница
Цель:познакомить детей с назначением куклы и как в нее играли дети в старину. Учить делать куклу на палочке, передавать характерные черты.
Материал: две небольшие палочки, нити, пакля, разноцветные ленточки или полоски ткани.
Ноябрь I неделя
День и ночь
Цель: познакомить с новым видом куколки. Учить изготавливать бумажную модель. Осознание своей этнической принадлежности.
Воспитывать уважительное отношение к истории и культуре других народов.
Материал: квадратные лоскуты очень тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани, красные нитки.
Ноябрь III неделя
Столбушка
Цель: познакомить детей с символом березы, рассмотреть бересту. Познакомить с бабушкиной куклой, учить создавать образ куклы из бересты, наряжать ее в тканевый костюм.
Материал: кусок бересты 10*10 см., белый лоскут 8*15 см., длинный тонкий одноцветный лоскут 3*20 см., цветные лоскуты 7*15 см. и 3*7 см., полоса красной ткани, разноцветные нити.
Декабрь I неделя
Кукла Бабочка.
Цель: учить детей изготавливать простейшую традиционную тряпичную куклу, придавать игрушке характерные черты.
Материал: два лоскута однотонной ткани 40*15 см. и 30*10 см., вата, нити.
Декабрь III неделя
Ладушка.
Цель: учить детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами женского русского костюма, со способами создания одежды для куклы. Развивать творчество, воображение, инициативу.
Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, нитки, вата, тесьма.
Январь III неделя
Коляда.
Цель: познакомить детей с традиционным рождественским ритуалом – колядованием, с куклой Колядой. Учить детей изготавливать фигурки людей из соломы, перетягивая ее красными нитями.
Материал: пучок соломы, красные нити.
Февраль I неделя
Хозяюшка-благополучница.
Цель: познакомить детей со сказкой «Василиса-прекрасная», учить создавать куклу из мешочка, заполненного гречихой или другой крупой, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.
Материал: не большой мешочек, гречневая крупа, белый лоскут 15*15 см., разноцветный лоскут 10*20 см., разноцветный лоскут для платочка, полоса красной ткани, ленточки, разноцветные нити.
Февраль III неделя
Бессоница.
Цель: познакомить детей с колыбельной магической куклой Бессонницей, учить создавать образ куклы при помощи узелков из двух лоскутов ткани. Познакомить с колыбельными песнями.
Материал: 2 лоскута не очень плотной ткани, вата.
Март I неделя
Кулачник.
Цель: познакомить детей с образом куклы – мужчины, с обрядом кулачных боев на руси, учить создавать яркий образ, используя минимум изобразительных средств.
Материал: две небольшие палочки, нити, пакля, разноцветные ленточки или полоски ткани.
Март III неделя
Лихоманки.
Цель: познакомить детей с назначением кукол – лихоманок, закреплять умение пеленать куклу, учить создавать образ куклы с помощью ткани различных оттенков.
Материал: лучина длинной 10-15 см., лоскут белой ткани шириной 10-15 см., лоскут темной ткани шириной 6-9 см., полоса ткани размером 3*6 см., квадратный лоскут темной ткани 8*8 см., разноцветные нити.
Апрель I неделя.
Сорока
Цель: познакомить детей с образом птиц в крестьянском быту, учить создавать образ птицы из ткани, подчеркивать ее характерные особенности.
Материал: лоскут ткани 10*12 см., вата, нитки.
Апрель III неделя
Купавка.
Цель: познакомить детей с летними праздниками, с обрядовой куклой купавкой. Учить создавать куклу из палочек, нитей и ткани, закреплять умение передавать характерные черты куклы, украшать куклу разноцветными ленточками.
Материал: две палочки разной длины, лоскут белой ткани 30*30 см., вата, нити, цветные лоскуты для юбки, платка, разноцветные полоски ткани или ленточки для украшения.
Май II неделя
Полюбуйтесь – ка на нас, мы покажем мастер-класс
Цель: закрепить знания детей о народных куклах, о способах их изготовления, упражнять в изготовлении кукол, в украшении изделий, развивать память, фантазию, творчество. Учить детей передавать полученные знания, развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях. Учить ставить вопросы, оказывать помощь.
Материал: палочки, береста, лучины, лыко, лоскуты различных тканей, нити, вата, игла, ножницы, тесьма, кружево.
Используемые источники
- Дайн Галина и Мария. Русская тряпичная кукла. – М., 2007.
- Дыбина О.В. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М., 2010.
- http://www.rukukla.ru/
4.http://prazdnichnymir.ru/slavyanskie-kuklyi-oberegi-1/
5. nsportal.ru› images.
6. yandex.ru
7. pandia.ru›text/77/452/18812.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»
Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
Перспективный план работы по кружковой работе в первой младшей группе на тему «Пластилиновая мозайка»
планирование на год. самообразование...
Перспективный план работы по экспериментированию своспитанниками в соответствии с комплексно тематическим планом ДОУ
Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...
Перспективный план работы по развитию речи с детьми, перспективный план работы по развитию речи с родителями
перспективные планы...
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....