Поговорим о хороших манерах
материал по теме

Гостевская Юлия Александровна

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horoshie_manery.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей.

Поговорим о хороших манерах.

О человеке, вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем красиво держать себя, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек». Умение всегда быть аккуратным, красиво есть, проявлять уважение к другим людям нужно начинать воспитывать как можно раньше.

В младшей группе детского сада (на четвертом году жизни) детям прививаются культурно-гигиенические навыки. Детей приучают здороваться, прощаться, вежливо обращаться к взрослым за помощью, благодарить, показывают, как нужно аккуратно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться ложкой,  салфеткой, поев, благодарить взрослых.

Дети четырех лет уже более самостоятельны, у них больше умений, знаний - они способны многое понять. Поэтому в средней группе (на пятом году жизни) на основе усвоенных ранее навыков необходимо формировать более сложные, например, навыки культуры взаимоотношений. На новом возрастном этапе ребенок уже может осознать, что, выполняя правила культурного поведения, он тем самым выражает свое отношение к окружающим.

Программой воспитания в детском саду предусматривается воспитание у детей пятого года жизни следующих умений и навыков:

 - поддерживать чистоту тела, одежды, следить за прической;

 - аккуратно, красиво есть, правильно пользуясь столовыми приборами;

 - приветливо здороваться и прощаться, благодарить, оказывать посильную помощь взрослым и детям в детском саду, дома, в общественных местах;

 - говорить спокойным тоном, членораздельно, при разговоре смотреть на собеседника;

 - выполнять любое дело аккуратно, доводить до конца, бережно относиться к вещам.

Эти умения могут быть сформированы у ребенка и перейдут в привычку только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять к нему единые требования.

Но культура поведения воспитывается не только в детском саду. Каждый родитель должен помнить, что основным воспитателем своего ребенка является он сам. Поэтому каждый родитель воспитанию культуры своего малыша должен уделить большое внимание.

Часто можно видеть, как родители, заметив, что ребенок выглядит неряшливо, сразу же принимаются заправлять рубашку, застегивать пуговицы и т. п. У ребенка создается представление, что за его аккуратность, опрятность несут ответственность взрослые и, если что не так, они все исправят. И очень редко можно услышать, как папа или мама говорит: «Посмотри на себя, как ты неряшливо выглядишь! Приведи себя в порядок», в этом случае ребенок чувствует, что, если он выглядит неряшливым, это неприятно окружающим и следить за своим внешним видом он должен сам.

Не забывайте похвалить ребенка за опрятность, подчеркнуть, что он выглядит красиво и всем приятно на него смотреть.

Для того чтобы ребенок никогда не пользовался чужими расческами, необходимо, чтобы в семье у каждого была своя расческа. Научите ребенка регулярно мыть ее щеткой с мылом.

Трудно приучить ребенка пользоваться носовым платком, если у него не всегда есть чистый платок, и он привык обходиться без него. Поэтому не забывайте давать его ребенку или напоминайте, чтобы он сам доставал чистый платок.

В детском саду детей приучают мыть руки после прогулки, после пользования туалетом. Но те дети, от которых дома этого не требуют, обычно нуждаются в напоминаниях.

Важно соблюдать  правилам поведения за столом. Неприлично говорить с полным ртом. Это делать также и опасно - можно подавиться. Приучайте ребенка правильно пользоваться вилкой. Напоминайте ребенку, что пищу надо брать понемногу, тогда ее легко пережевывать, что сидеть с набитым до отказа ртом, из которого вываливается непоместившаяся еда, очень некрасиво и соседям по столу видеть это неприятно. Если вы хотите приучить ребенка пользоваться салфеткой, не забывайте ставить салфетки на стол. Если ребенок выходит из-за стола не поблагодарив, напомните ему об этом.

Дети среднего дошкольного возраста, обычно, не забывают здороваться, приходя в детский сад, и прощаться, уходя домой. Но и об этом иногда приходится напоминать. Хорошо, если в семье принято желать родным и соседям доброго утра, спокойной ночи. Взрослые должны в этом подавать детям пример.

Необходимо приучать детей сдержанно вести себя в общественных местах: на улице, в кино, театре, в транспорте и т. д. Дети не должны громко разговаривать, затевать возню, бегать. Ребенку следует объяснить, что своим несдержанным  поведением он может помешать окружающим, что необходимо считаться с людьми, которые находятся рядом. С малых лет нужно приучать ребенка сдерживать свои желания, если они идут вразрез с желаниями окружающих. Мы же нередко оправдываем эгоистичное поведение ребенка тем, что «он еще маленький».

Но, воспитывая у ребенка уважение к другим, необходимо относиться с уважением и к нему самому, не унижать его, если ребёнок провинился.

А теперь несколько практических советов по воспитанию у детей хороших манер:

СОВЕТ №1.  Ребёнок должен «созреть» для освоения правил вежливости: не ранее 3-х лет. После 3-х лет, когда у ребёнка появляется интерес к сверстникам и окружающему миру,  для него будет важно соблюдать правила хорошего тона: поделиться игрушкой, соблюсти очерёдность в игре, поблагодарить за угощение и т. д. 

СОВЕТ№2.  Родитель или педагог, прививающий хорошие манеры, должен сам им безукоризненно следовать.  Если вы хотите, чтобы ваш ребенок избегал в разговоре бранных слов - не употребляйте их сами. Если ждете, что он будет уступать в транспорте место пожилым людям, подайте ему пример.  Если родители разговаривают между собой спокойно, не повышают голоса, говорят друг другу и окружающим «спасибо» и «пожалуйста»  и т.д., ребенку будет гораздо проще усвоить правила вежливости.

СОВЕТ№3.  Вовлекайте своего малыша в Вашу «светско-общественную» жизнь: походы в театр, кафе, концерт и просто в гости. Такие выходы научат малыша спокойно реагировать на публику, уверенно держаться и даже делать попытки общаться с окружающими.

СОВЕТ№4.  Если Ваш ребёнок забывает произносить «вежливые слова», не заставляйте его, особенно публично, произносить их. Сделайте это за ребёнка. Не стоит учить ребенка манерам при посторонних (а уж тем более высмеивать его за какие-то оплошности). Если  вы считаете необходимым сделать ему замечание немедленно, отведите его в сторону или выскажите свое недовольство шепотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа из цикла "Хорошие манеры" - "Добрые слова"

Беседа для детей дошкольного возраста о использовании хороших и добрых слов. Учит  быть вежливыми....

Социально - нравственный проект "Страна хороших манер" в старшей логопедической группе

Структура педагогического проекта: Актуальность, гипотеза проекта, предполагаемые результаты, продукты проекта (промежуточные, конечные), объект исследования, предмет исследования, цели исследования...

Консультация для родителей "Как научить ребенка хорошим манерам"

Данная информация поможет Вам ответить на следующие вопросы: Как научить ребенка хорошим манерам? А именно: Когда и с чего начинать? Хвалить или ругать? "Ты" или "Вы"? Как заложить верную информацию?...

Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в музей хороших манер»

Познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать своё мнение; развивать память, мы...

План конспект итогового мероприятия по теме недели Хороших манер ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ «В ПОИСКАХ ХОРОШИХ МАНЕР»

Материал содержит игры, конкурсы, эстафеты для проведения летнего развлеченияЦель: формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: Уточнить понятия о вежливости, доброте, культу...