Семинар для родителей Тема: «Капризы и дети»
консультация на тему
Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей.Считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность. Но все же капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано и что с этим делать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_kaprizy_i_deti.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для родителей
Тема: «Капризы и дети»
Цель: просвещение родителей о психологических особенностях детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Активизировать знания и опыт родителей о причинах детских капризов и стратегий поведения;
- Познакомить родителей с особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста;
- Обучить эффективным тактикам и стратегиям поведения с детьми в период капризов;
- Помочь осознать родителям свои неэффективные стратегии воспитания детей.
Оборудование: презентация, проектор, мяч, карандаши ручки, листы бумаги.
Ход.
- Вводная часть.
Приветствие. Родители, передавая мяч по кругу, называют свое имя и рассказывают, чем интересна тема семинара, что они ожидают на выходе.
- Основная часть.
Упражнение «Портрет ребенка». Родителям предлагается разделиться на две группы. Первая группа описывает портрет капризного ребенка, вторая описывает портрет послушного ребенка.
Вопросы для обсуждения: в чем основное отличие данных портретов друг от друга, чем сложны капризные дети, почему послушные дети предпочтительнее для родителей?
Мозговой штурм. Родителям предлагается вспомнить из личного опыта типы капризов и успешные и не успешные тактики борьбы с ними.
Вопросы для обсуждения: родителям предлагается обсудить почему одни тактики оказались эффективными, а другие нет.
Лекционный материал.
Капризы – это особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем (Л.Г. Гуслякова, С.Г. Чудова)
Капризы проявляются в:
- Упрямстве;
- Негативизме (стремление сделать по-своему назло родителям);
- Ярких эмоциональных реакциях протеста;
- Агрессии и аутоагрессии.
Причины капризов:
- Недомогание ребенка;
- Усталость;
- Возрастные особенности (кризисные периоды);
- Ошибки воспитания (чрезмерная любовь или дефицит внимания);
- Непоследовательность, отсутствие единства требований к ребенку;
- Отсутствие разумных ограничений в жизни ребенка;
- Истерика как способ достижения цели.
Стратегии поведения родителя в период истерики:
- Дать возможность реакции угаснуть самостоятельно;
- Если ребенок наносит травмы другим детям или мешает другим людям, физически изолировать ребенка;
- Сохранять внутреннее и внешнее спокойствие. Не усиливать состояние ребенка своей паникой;
- Не поддерживать демонстративность поведения ребенка своей демонстративностью;
- Обсуждение поведения и воспитание ребенка отложить на более поздний период;
- Проанализировать свои отношения с ребенком на предмет не эффективного воспитания
Профилактика истерик и капризов:
- Правильная реакция родителя на сильные чувства и эмоции ребенка.
Взрослые не переносят, когда дети:
- Злятся
- Плачут, горюют,
- Боятся.
Не эффективная стратегия поведения родителя: попытка остановить эти чувства запретом, приказом, криком, отвлечением на что-то иное.
Гашение сильной эмоции и чувства не приводит к его угасанию, оно «откладывается» и «уходит» вглубь ребенка.
Эффективная стратегия поведения родителя: дать ребенку возможность прожить чувство до конца, принять и поддержать его (дети, правда, боятся, я понимаю ты злишься и на твоем месте злился бы каждый и т.д.)
- Родительская любовь должна быть адекватной.
Любви не должно быть слишком много, и не должно быть слишком мало.
Истерика часто – это попытка привлечь к себе внимание взрослого любой ценой. Порой как единственно приемлемый способ «докричаться» до родителей, стать им заметным, прокричать о своей потребности.
- Разумная система требований и ограничений.
Мы ограничиваем ребенка, когда предъявляем ему свой запрет. Запрет – это некоторая граница, которую ставит родитель, чтобы оградить своего ребенка от неприятностей и защитить от возможной беды.
В силу особенностей, ребенку очень важно понимать, что можно делать, а чего нельзя. Это дает ему ощущение безопасности, спокойствия и того, что рядом есть кто-то сильный и взрослый кто о нем заботится и защищает.
Две ошибки родителей:
- Чрезмерные запреты, которые приводят к тому, что ребенок силой и истерикой продавливает родителя, дабы получить желаемое. Часто подключаются манипулятивные методы.
- Либеральный стиль воспитания и отсутствие запретов. Вседозволенность рождает в ребенке тревогу, беспокойство и полевое поведение. Ребенок начинает провоцировать родителя своим поведением на запрет, для того, чтобы понять: все в порядке.
Запреты должны быть адекватны возрасту ребенка, его возможностям, согласованны между мамой и папой, последовательны и основываться на традициях и правилах, принятых в семье.
Как правильно запрещать ребенку:
- «Я тебе запрещаю это, потому что …» И объяснить почему. Достаточна одного объяснения, в последующий раз просто сказать: «ты знаешь почему нельзя.»
- Чем проще и четче сформулирован запрет или требование, тем легче и проще он воспринимается ребенком.
- Нельзя унижать и стыдить.
- Выдерживать обратную реакцию ребенка (слезы, злость, обиду и т.д.) Помнить, что реакция ребенка естественна и разделять ее.
- Не ставить ту границу, которую вы не способны выдержать. . поставив запрет, ни в коем случае нельзя менять своего решения.
- Менять решение можно только в том случае, когда ребенок вступил с вами в переговоры и они закончились успешно.
3.Завершение. Обратная реакция родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на семинаре ДОУ по теме: Информационная безопасность детей
представлен текст выступления по теме с соответствующими слайдами, которые демонстрировались в ходе выступления...
Консультация для родителей: тема "Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины и проявление".
Капризы и упрямство детей - дошкольникових причины проявление....
Семинар для родителей ТЕМА: " Компьютер в жизни дошкольника. Информационная безопасность".
В современной хизни компьютер занимаетв жизни дошкольника немаловажную роль. Дети с большим удовольствиям сидят за компьютером. Играют в игры, а порой и заходят в Интернет, черпая при этом не совсем н...
Семинар для родителей Тема: «Капризы и дети»
Цель: просвещение родителей о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Активизировать знания и опыт родителей о причинах детских капризов ...
Рекомендации для родителей. Тема: «Капризы и упрямство».
Рекомендации для родителей. Тема: «Капризы и упрямство»....
Беседа для родителей Тема: «Капризы и упрямство ребенка»
Цель беседы: Оказание родителям педагогической помощи и повышение психолого-педагогических знаний по проблеме упрямство и капризы детей.Задачи: - Помочь родителям осознать причины капризов...
Семинар для родителей Тема: «О здоровье всерьёз»
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей....