Статья "Образовательный проект «Ознакомление дошкольников и их родителей с историей и современностью Самарского края»"
статья на тему

Статья о реализации долгосрочного проекта "Ознакомление дошкольников и их родителей с историей и современностью Самарского края" в рамках формирования патриотизма и гражданственности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья657.86 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение Детский сад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Гимназия № 9» представляет вашему вниманию образовательный проект «Ознакомление дошкольников и их родителей с историей и современностью Самарского края»

        Данный долгосрочный проект предназначен для родителей (законных представителей) и обучающихся дошкольного возраста в рамках реализации Концепции  патриотического  воспитания  граждан  в  Самарской  области.

В соответствии с ФГОС ДО, с планом реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, представленного как шестая образовательная область, направленная на реализацию регионального компонента «Патриотическое воспитание» посредством введения программы патриотического воспитания для воспитанников дошкольного возраста «Я живу на Самарской земле» (авторы: Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Козлова А.Ю., Ошкина А.А., Сидякина Е.А., 2014г), разработанной на основе Концепции  патриотического  воспитания  граждан  в  Самарской  области, была выдвинута цель проекта  вовлечение родителей в процесс формирования основ патриотизма и предпосылок гражданственности у дошкольников, воспитание будущих достойных граждан России.

Для достижения данной цели перед педагогическим коллективом были поставлены  следующие образовательные задачи проекта:

- воспитать у дошкольников и их родителей любовь к родному городу (краю, стране), бережное отношение к культурному наследию города (края, страны);

- сформировать навыки поисково-исследовательской деятельности через развитие познавательных интересов у воспитанников и активное участие родителей в данном виде деятельности.

Данные задачи решались через  реализацию четырех направлений регионального компонента ООП ДО «Патриотическое воспитание»: военно-патриотическое, гражданское, духовно-нравственное и историко-краеведческое воспитание посредством организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада  (перечень оборудования, средств обучения и воспитания прилагается в приложении).

Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности через развитие познавательных интересов у воспитанников происходит  в реализации совместной с родителями проектной деятельности, при проведении опытов и экспериментов,  при организации и проведении целевых тематических экскурсий и поисковых экспедиций,  в рамках мероприятий городского сетевого межведомственного взаимодействия с учреждениями образования и культуры города.

Задачи проектируемого процесса (родители + воспитанники):  

1.1. Способствовать формированию интереса к культуре народов ближайшего национального окружения.

1.2.  Формировать представления о духовно-материальных ценностях народов ближайшего национального окружения.

1.3. Формировать умения, применять полученные знания о народах ближайшего национального окружения в практической деятельности.

1.4.  Воспитывать чувства гордости, толерантное отношение к народам ближайшего национального окружения, уважения к обычаям и традициям.

2.1.   Вызвать у родителей интерес к проблеме ознакомления детей  с народами ближайшего национального окружения.

2.2.   Привлекать родителей к процессу приобщения детей к культуре и обычаям народов ближайшего национального окружения.

3.1.   Создать условия для организации совместного досуга с родителями.

3.2. Организовать взаимодействие ДОУ с семьей в процессе приобщения детей к культуре народов ближайшего национального окружения.

Механизм реализации проекта

1.  Организация и проведение совместных тематических мероприятий, вовлечение родителей в активную проектную деятельность.

C:\Users\1\Desktop\ФОТО материалы\106_FUJI\DSCF6754.JPG   C:\Users\1\Desktop\ПАПКИ\ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР СМ\Гор. СЕМИНАР  апрель 2015\Музеи\DSCF2893.JPG  C:\Users\1\Desktop\ФОТО материалы\106_FUJI\DSCF6606.JPG  E:\DCIM\106_FUJI\DSCF6778.JPG

2. Внедрение современных интерактивных технологий (видео-занятие, «лесенка успеха», виртуальная экскурсия, лэпбук и др.).

  E:\DCIM\106_FUJI\DSCF6831.JPG   C:\Users\1\Desktop\ФОТО материалы\106_FUJI\DSCF6709.JPG   E:\DCIM\106_FUJI\DSCF6883.JPG  C:\Users\1\Desktop\ФОТО материалы\106_FUJI\DSCF6681.JPG E:\DCIM\106_FUJI\DSCF6877.JPG

3. Организация и проведение поисковых экспедиций по территории Самарского края. 

  E:\DCIM\106_FUJI\DSCF6803.JPG       E:\DCIM\106_FUJI\DSCF6805.JPGE:\DCIM\106_FUJI\DSCF6810.JPGE:\DCIM\106_FUJI\DSCF6798.JPG

4. Участие воспитанников и их родителей в очных и заочных конкурсах, фестивалях и т.д.       C:\Users\1\Desktop\Проект на конкурс\Приложения к проекту\2\Дипломы, грамоты\достопримечательности родного края\1.jpg        C:\Users\1\Desktop\Проект на конкурс\Приложения к проекту\2\Дипломы, грамоты\берегиня.jpg   C:\Users\1\Desktop\Проект на конкурс\Приложения к проекту\2\Дипломы, грамоты\БиМ родина.jpgC:\Users\1\Desktop\Проект на конкурс\Приложения к проекту\2\Дипломы, грамоты\Я люблю свою Россию - 6 человек.jpgC:\Users\1\Desktop\Проект на конкурс\Приложения к проекту\2\Дипломы, грамоты\мой край родной\1.jpg

5. Размещение материалов реализации проекта на информационных стендах, на сайте учреждения, в сетевом сообществе (gimnasium9.ru,  nsportal)

6. Получение обратной связи от участников проекта (анкетирование, отзывы, видеоматериалы, дни открытых дверей).

Организация практической деятельности (формы работы с родителями и детьми)

Военно-патриотическое воспитание:

- совместные экскурсии к памятным местам, в Краеведческий музей, в музей военной техники ВАЗА, в Парк Победы;

- подготовка и организация тематических выставок, посвященных памятным дата, изготовление поделок и сувениров для ветеранов войны и труда;

- создание фотоальбомов об истории своей семьи;

- консультации, семинары-практикумы, тренинги, мастер - классы;

- выпуск устных журналов и  газет, буклетов, памяток-рекомендаций; подборка книг в мини-библиотеки;

- организация встреч с интересными людьми (ветераны войны и труда);

- участие в проектной деятельности; участие в акции «Подарок для ветерана», «Голубь мира».
Гражданское воспитание:

- консультации, беседы с родителями по вопросам семейного воспитания;

- родительские собрания, «круглые столы», выставки - презентации;

- экспресс – опрос, анкетирование;

- родительская гостиная, родительский клуб «Давайте, дружить»;

- составление семейного календаря «Памятные даты моей семьи»;

- составление альбомов семейных сочинений «Наше лето», «Мой день рождения», «Семейные традиции», «Тайны бабушкиного сундучка»;

- организация совместного экологического субботника «Посади дерево»;

- ведение социального паспорта с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания.

  Духовно-нравственное воспитание:

- родительские собрания на этически-нравственные темы; лекторий для родителей;

- дни открытых дверей, открытые показы образовательного процесса;

- посещение утренников, музыкальных праздников;

- вечера вопросов и ответов;

- индивидуальные консультации специалистов;

- наглядные материалы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, подборка литературы;

- индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка).

Историко-краеведческое воспитание:

- экскурсии в Краеведческий музей

- оформление мини-музеев в группах;

- совместные детско-родительские викторины, тематические часы;

- совместное изготовление макета города Ставрополя – на - Волге;

- составление портфолио проектной деятельности «Герб моей семьи», «И прошлого связующего нить…», «Наши прадеды», «Подвиг народа» и др.;

- организация экскурсий на ГЭС имени В.И. Ленина, АвтоВАЗ;

- организация  и проведение поисковых экспедиций по Самарской области, районам среднего Поволжья;

- участие в целевых экскурсиях и прогулках по городу;

- издание книжек -  самоделок, фотогазет, видеоотчетов об экскурсиях по родному городу;

- придумывание и изготовление семейной символики.

Полученные результаты

Особенности содержания и вовлеченность воспитанников и их родителей в образовательные программы (% от количества детей в детском саду):

Тематика занятий

Возрастная группа

% вовлеченности

1.

Обзорные экскурсии

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

100%

2.

Тематические занятия

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

100%

3.

Творческие занятия

средняя, старшая, подготовительная

80%

4.

Экскурсии, путешествия

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

60%

5.

Создание мини-музеев в группах

средняя, старшая, подготовительная

80%

6.

Школа экскурсоводов

подготовительная

50%

                        

Результативность деятельности:

по разделу родители + воспитанники: 

- воспитание  личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему своего города, края:  увеличение % детей и их родителей, включенных в реализацию проектной деятельности  с 26% в 2014-15 уч.г. до 38% в 2015-16 уч.г. и  58% в 2016-17 уч.г.;

- формирование позиции созидания:  увеличение доли воспитанников, включенных в самостоятельную творческую  деятельность: с 34% в 2014-15 уч.г. до 46% в 2015-16 уч.г. и 54 % в 2016-17 уч.г.;

- воспитание заинтересованного исследователя, способного дать  эмоционально-нравственную оценку происходящему:  увеличение % детей и их родителей, участвующих в поисковых экспедициях, городском сетевом взаимодействии с 8% в 2014-15 уч.г. до 12% в 2015-16 уч.г. и  18% в 2016-17 уч.г. 

по разделу педагоги: 

- выработка и освоение педагогическим коллективом нового подхода к организации образовательного процесса по формированию навыки поисково-исследовательской деятельности:  увеличение доли педагогов, реализующих инновационные педагогические технологии с 34% в 2014-15 уч.г. до 46% в 2015-16 уч.г. и 62 % в 2016-17 уч.г.;

- увеличение % педагогов,  участвующих в мероприятиях городского сетевого межведомственного взаимодействии с 24% в 2014-15 уч.г. до 38% в 2015-16 уч.г. и 53 % в 2016-17 уч.г. 

Перспективы развития проекта:

1) в рамках формирования вариативности, полифункциональности, трансформируемости развивающей предметно-пространственной среды детского сада  разработать совместно с родителями обучающихся игры – путешествия, лэпбуки с маршрутами по картам Самарского края, города Тольятти, комплекс интерактивных дидактических игр и упражнений по темам: «Наш город Тольятти», «Родина – Самарский край», «Жигулевский заповедник – Самарская Лука», «Достопримечательности Самарского края», «Растительный и животный мир Самарской губернии» и другие (в соответствии с  возрастными особенностями  дошкольников) для развития познавательных интересов воспитанников с использованием интерактивных и мультимедийных технологий;

2) увеличить долю воспитанников и их родителей, реализующих метод поисково-исследовательской деятельности (поисковые экспедиции,  расширение экспозиции музея предметов «Домовенок») посредством привлечения шефской помощи ОАО «КуйбышевАзот»;

3) увеличить долю  воспитанников и их родителей, участвующих в мероприятиях  городского сетевого межведомственного взаимодействии через реализацию программ «Я живу на Самарской земле», «Ручейки времени» (заключение договоров о взаимном сотрудничестве с краеведческим музеем, МБОУ ДО ДТДМ, ДОУ города, реализующих проектную линию «Тольятти – город толерантности»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...

Проект "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним"

Проект в средней группе ДОУ "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним".Данный проект направлен на фор­мирование экологической культуры и...

Педагогический проект "Ознакомление дошкольников с природой родного края"

Проект представляет собой систему работы по формированию у детей экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности,...

Методическая разработка по теме "По следам истории"(проект по ознакомлению обучающихся старшего дошкольного возраста с историей и культурой родного края)

Ребенок приходит в этот огромный мир и ему много предстоит узнать, понять , освоить. Первоначально ребенок знакомится со своим городом под руководством родителей, шаг за шагом расширяя границы своего ...

Детско-родительский проект "Ознакомление дошкольников (6-7 лет) с историей вещей, на примере лексической темы "Одежда" (на примере русского народного костюма Архангельской губернии конца 19 века)"

ФИО автора, ОУВашкевич Мария Николаевна, ОДОД  ГБОУ СОШ № 35 Василеостровского района.Название проектаОзнакомление дошкольников (6-7 лет) с историей вещей, на примере лексической темы "Одежд...

Педагогический проект "Ознакомление дошкольников с природой родного края"

Проект представляет собой систему работы по формированию у детей экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности,...