Как развивать детскую память
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Как развивать детскую память
Память – это способность коры головного мозга воспринимать, запоминать, хранить и воспроизводить информацию.
Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер (т.е. ребенок лучше запоминает ощущаемые предметы, образные картины и эмоционально окрашенные случаи и описания). Отвлеченные же понятия и рассуждения без опоры на наглядность маленький ребенок запомнить не может.
Кто пришёл?
Рассадите перед ребенком три игрушки. Скажите, что они пришли к малышу в гости, но один гость что-то запаздывает. Попросите ребенка закрыть глаза, а сами добавьте одну игрушку. Пусть малыш угадает, кто "пришёл".
Кто спрятался?
Расставьте перед ребенком четыре игрушки.
Скажите, что вы сейчас будете играть в прятки. Пусть малыш закроет глаза, а вы спрячьте одну из игрушек. Когда малыш откроет глаза, пусть угадает, кто из зверей "спрятался". В следующий раз уже можно будет спрятать две игрушки, а малыш должен будет их назвать и т.д.
Поезд
Нарисуйте на листе бумаги поезд из трех вагончиков с окошками. Отдельно вырежьте мордочки различных животных.
Положите в первое окошко, например, мордочку собаки, во второе окошко – мордочку кошки, в третье окошко мордочку мышки. Обговорите с ребенком, кто едет в первом вагоне, втором и третьем. Соберите всех героев, отдайте ребенку и предложите ему рассадить пассажиров точно таким же образом.
Магазин
Упражнение «магазин» подходит для малышей от 3 лет. Подобные игры для детей для развития памяти особенно эффективны, если создать мотив, который побуждает что-то запомнить. Например, малыш играет роль покупателя, которому необходимо выбрать в магазине хлеб, конфеты, чай и т.д. (назовите ему 3-7 слов) . Затем ребенок должен повторить весь список покупок.
Спичечный шкаф
Сделайте из спичечных коробков шкафчик с выдвижными ячейками.
Обыграйте ситуацию, будто к малышу пришла куколка с маленьким камушком в руках и захотела спрятать своё сокровище в шкафчик.
Пусть малыш выдвинет ящик и положит в него камушек. Далее кукла расспрашивает о чём-то малыша (чтобы ненадолго отвлечь его от камушка), а потом начинает собираться домой и просит его дать ей её камушек. Малышу придется вспомнить, в какой ящичек он положил камушек.
Кто сначала, кто потом
Положите перед ребенком три игрушки: куклу, зайчика и щеночка. Возьмите на руки куклу и «попоите» её из игрушечной чашечки, потом «попоите» зайчика и в самом конце щеночка. Пусть малыш расскажет, в каком порядке «пили» зверюшки.
Повтори действия
Положите перед малышом 2- 3 игрушки и проделайте с каждой из них разные действия: мишку положите на стол, зайчика подбросьте вверх и поймайте, машинку крутаните. Предложите малышу повторить ваши действия с теми же самыми игрушками.
Кто где спрятался?
Возьмите две-три коробочки. При ребенке спрячьте в одну коробочку мячик, в другую – кубик, в третью - матрешку. Попросите малыша показать, в какой коробке матрешка, а в какой мячик?.
В дальнейшем можно изменить задание и спросить: «Скажи, а что спрятано в этой коробке?». Ребенку нужно назвать предмет, а потом заглянуть в коробку и проверить правильность своего ответа.
Угадай цвет
Для этой игры подберите несколько предметов разного цвета. Например, красный шарик, желтый карандаш, зеленая батарейка, синий клубок и т.д. Попросите ребенка все это внимательно изучить, после чего сложите все предметы в небольшой мешок (можно использовать наволочку) . Засунув руку в мешок, он должен по очереди ощупывая предметы достать их, называя не только предмет, но и цвет.
Кто где живет?
Вырежьте из картона три домика (домики должны отличаться по цвету и размеру). В первом домике будет "жить" медведь, во втором – зайчик, в третьем – кошка. "Расселите" игрушки по домам.
Обратите внимание малыша, кто в каком домике живет. Далее игрушки "выходят" из домиков и отправляются на «прогулку». После «прогулки» надо вернуть игрушки в свои домики. Домики могут быть плоскими, в таком случае из картона нужно вырезать и фигурки животных. Вместо домиков можно использовать игрушечные машинки – кто на какой машинке приехал.
Морские узлы
В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного воображения) .
У кого что было?
Посадите перед ребенком трех игрушечных животных и «раздайте» каждой игрушке разные предметы: например, зайчику - мячик, мишке – баночку, обезьянке – зубную щетку. Потом предложите малышу закрыть глаза и вспомнить, что "держит" в лапах зайчик, а что мишка и обезьянка.
"Сказочная память"
Скорее всего, ваш ребенок хорошо знает русские народные сказки, такие, например, как «Репка», «Колобок», «Теремок».
Подготовьте карточки с изображением персонажей одной из этих сказок и расскажите с их помощью сказку. А затем попросите ребенка самостоятельно выложить карточки в нужном порядке, например: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.
Хамелеон
Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон. Объясняет, что это ящерица, которая меняет окраску в зависимости от того места, где находится, чтобы ее не было заметно. Затем ведущий начинает задавать детям вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть в зеленой траве, на коричневом бревне, на черном камне, на шахматной доске и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развиваем мышление, память, логику, внимание и моторику. Занимательные игры Никитина"
Данную презентацию можно использовать для консультации как воспитателей, так и родителей с целью ознакомления их с играми Никина, которые способствуют развитию мелкой моторики, внимания, логики. мышле...
Дистанционное обучение родителей. Развиваем тактильную память.
Пуговичная мозаика. Подберите пуговицы одинаковые по размеру. При изучении цифр детьми, с помощью пуговиц выложите и приклейте рисунок в виде цифр (букв) .Когда дети знакомятся с цифрами и ...
Консультация для родителей «Развиваем ребенку память»
Родители часто недоумевают, почему их ребенок с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повтор...
РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ. ПАМЯТЬ.
Игры для развития памяти...
Консультация для родителей и педагогов «Нужно ли развивать слуховую память?» Несколько практических советов и упражнений для развития слуховой памяти.
Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ваш ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а за...
Как развивать детскую память?
Игры, способствующие развитию детской памяти...
Консультация для родителей: Как развивать детскую память?
Как развивать детскую память?...
- Мне нравится (1)