Консультация для родителей: Как развивать детскую память?
консультация (старшая группа)

Гафарова Лариса Платоновна

Как развивать детскую память?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_detskuyu_pamyat.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать детскую память?

(консультация для родителей)

   Человеку с хорошей памятью в современном мире жить гораздо проще, чем тому, кто с трудом запоминает важные вещи и детали.

   Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

   Часто ребёнок великолепно запоминает рекламу или может пересказать очередной сериал, в то время как не может запомнить стихи или другой учебный материал. Дело в том, что в первом случае действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе, а во втором случае – требуется произвольное запоминание.

   Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

   Память бывает зрительная и слуховая. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребёнка. Всё, что известно малышу – дошкольнику, оно узнаёт на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70 % информации, обучаясь в школе.

   Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. Положительные эмоциональные воспоминания тонизируют ребёнка, делают его уверенным в своих силах. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что вызывает у ребёнка эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок. Когда от ребёнка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса, то ребёнок не может выучить его.

    Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на внимание никакое усвоение знаний вообще невозможно. Поэтому важно развитие памяти в играх, в эмоциональном общении.

   Если вы хотите помочь своему ребёнку стать внимательным и сделать его память лучше, то стоит проводить с ним занятия, соблюдая некоторые правила:

  • Важно подбирать материал для игр и упражнений, соответствующий возрасту детей.
  • Стоит подбирать более простые и короткие задания для гиперактивных детей (им такие занятия даются с трудом).
  • Проводить игры надо по одной – две за один раз, не больше.
  • Поддерживайте интерес малышей к каждому новому упражнению, используя привлекательные картинки и игрушки.
  • Можно использовать для развития и памяти музыкальные игры и задания.
  • Хвалите детей не только за успехи, но и за старание.

Игры на развитие памяти

«Картинки». Оценка зрительной памяти – кратковременной и долговременной.

Покажите ребёнку по очереди несколько картинок (5-6-7), на каждой из которых изображён знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребёнка со всеми картинками, попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значение. Повторы, а также названные предметы, которых на картинках не было, не учитываются. Покажите ребёнку те картинки, которые он забыл. Попросите снова вспомнить все картинки через 10 минут. Снова отметьте результат. Затем предложите вспомнить все картинки через 1 час.

«Каскад слов». Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти.

Заранее подготовьте список из слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Расположите их, как показано на образце:

1.Стол.

2.Дом, молоко.

3.Лошадка, гриб, ложка.

4.Петух, вода, карандаш, машина.

5.Птица, шуба, телефон, книга, морковка.

6.Ворона, носки, санки, девочка, конфета, телевизор.

Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами 2-3 секунды). Когда ребёнок не может повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду.

«Найди второе слово». Дети 6-7 лет с охотой принимают эту игру. Вы говорите ребёнку несколько пар, интонационно выделяя голосом названия, связанные между собой, и делая паузы между разными связками. Например: заяц – морковка, тарелка – ложка, мышь – сыр, коза – капуста, школа – портфель, медведь – мёд, белочка – орешки.  А потом в виде игры произносите первое слово, а ребёнку нужно сказать второе слово по памяти. Если больше половины пары слов ваш ребёнок воспроизводит верно, это уже хороший показатель развития смысловой памяти. Такие игры полезно организовывать не только дома, но и на прогулке, и по дороге в транспорте, и в ожидании очереди в поликлинике.

«Палочки». Упражнение на развитие зрительной памяти. Разложите на столе перед ребёнком палочки. Сделайте из них какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, ёлочка и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру и повторить её, сложить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

«Кто спрятался?» или «Чего не стало?». Развитие зрительной памяти. Предлагаем ребёнку рассмотреть несколько игрушек или предметных картинок. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый прячет один предмет или картинку. Другой вариант: поменять предметы или картинки местами. Предложите ребёнку вспомнить и назвать, что изменилось? (какие предметы (картинки) поменялись местами?).

«Рассматривание книг и чтение рассказов». Прочитайте ребёнку небольшой рассказ. Задайте вопрос: «О чем или ком рассказ?». Обратите внимание на отдельные детали. Отвечая на ваши вопросы, ребёнок мыслит, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребёнка. Прочтите рассказ ещё раз, а затем попросите ребёнка пересказать его. Можно просто рассмотреть иллюстрации в книге, а потом закрыть её и вспомнить, как был одет медвежонок или другой герой, что у них было в лапах (руках).

«Запоминаем предмет». Предположим, вы купили в магазине новую игрушку, или её подарил вашему малышу кто-то из родственников. Это прекрасная возможность потренировать память дошкольника. Предложите сыну или дочке описать игрушку: какого она цвета, формы, мягкая или жёсткая на ощупь, есть ли на ней одежда, и если да, то какой  расцветки. Потом уберите игрушку и попросите ребёнка сделать это ещё раз. Можно повторить задание перед сном, когда малыш немного забудет, как выглядит его подарок. Такое упражнение помогает развивать как краткосрочную, так и долгосрочную память.

«Стихотворение и повторение». Старинную латинскую пословицу «Повторение – мать учения» знают все. Лучшее доказательство старинной мудрости – заучивание стихов. Не нужно выбирать слишком сложные стихи, это могут быть простые четверостишия, в том числе и известных русских поэтов. Если это стихи о природе и  временах года, поговорите с ребёнком на эту тему. Обсудите, чем отличается зима от лета, а осень от весны, в чём особенность и прелесть каждого времени года. Обратите внимание, насколько легко или сложно ваш сын или дочка запоминают стихотворения. Они готовы повторить его практически с первого раза? Это хороший показатель развития внимания и памяти. Если дошкольнику 6-7 лет удаётся запомнить стихотворение лишь с большим трудом – это знак родителям, что нужно больше уделять внимания развитию памяти.

   Последовательные и регулярные игры на развитие внимания и памяти для дошкольников непременно принесут отличные результаты. Они нравятся детям и приносят им большую пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как развивать детскую любознательность?»

Все дети по своей природе очень любознательны, и часто их детские «отчего», «почему», «зачем» сыплются «как горох из мешка». Мы, взрослые, не всегда успеваем отвечать нашим почемучкам. И не правы быва...

Консультация для родителей. Тема «Развивайте детское художественное творчество».

Художественное творчество - это сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного и переработанного им опыта, как способность создать образ и выразить свое отношение к...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Как развивать детскую любознательность и стремление к знаниям?

Детская любознательность проявляется с самого момента рождения. И родители должны всячески побуждать желание детей познавать новое, чтобы они стремились добывать знания как можно более активно и ...

Консультация для родителей "Как развивать детское творчество"

В статье говорится о том, как родители могут создать условия для занятий рисованием, лепкой, аппликацией дома. Как развивать творческие способности у малышей....

Консультация для родителей "Как развивать детскую любознательность и стремление к знаниям?"

Консультация для родителей "Как развивать детскую любознательность и стремление к знаниям?"...

Консультация для родителей "Почемучки, Развиваем детскую любознательность"

Любознательны ли наши дети? Ребенок по своей натуре очень любознателен и порой задает много самых разных вопросов. Как взрослому правильно ответить на детские вопросы? И надо ли отвечать? Ребенок раст...