Упражнения для профилактики нарушения ОДА и плоскостопия
методическая разработка на тему

Бендюк Людмила Викторовна

Данное электронное дидактическое пособие предназначено для родителейю

Цель: расширить представление родителей о способах профилактики дефектов осанки  и свода стопы. Может быть использованно в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения для профилактики нарушения ОДА и плоскостопия

Слайд 2

плоскостопие Это статическая деформация стопы, характеризующая уплощением ее сводов

Слайд 3

Для профилактики дефектов осанки используются определенные упражнения: потягивания; прогибание спины назад с отведением рук вверх — назад; ходьба на носках с прогибанием спины; прогибание спины, сидя на стуле или скамейке с потягиванием; прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны; наклоны вперед с доставанием носков; упражнение «велосипед» в положении лежа на спине; наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости; сгибание ног в положении лежа; доставание носков ног в положении сидя на скамейке; подтягивание бедер к груди из положения лежа на спине.

Слайд 4

Комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки Исходное положение (далее – и. п.) – стоя: принять правильную осанку, касаясь стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пяток должны касаться стены. И. п. – стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку. И. п. – стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку. И. п. – стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку. И. п. – стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п. Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки. И. п. – стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п. И. п. – сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правильную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене. И. п. – сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя. И. п. – лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. И. п. – лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п. И. п. – лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа. И. п. – стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки. Упражнения для создания и укрепления «мышечного корсета»

Слайд 5

И. п. – лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга. И. п. – лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п. И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, приподнять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п. И. п. – лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п. И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п. И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямыми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п. И. п. – лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п. И. п. – лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удерживаться в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и. п. И. п. – лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удерживаться в таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу. И. п. – лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны, соединить и опустить в и. п. И. п. – лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно. Аналогично упражнению 10, но мяч перекатывать, сохраняя приподнятое положение головы и плеч. Как правило, одно занятие состоит из 10-12 простых упражнений, темп их выполнения может различаться – от медленного до интенсивного, в программу занятия включаются дыхательные упражнения. Комплекс упражнений следует периодически менять.

Слайд 6

Упражнения и игры, рекомендуемые для профилактики нарушений ОДА у детей дошкольного возраста Ходьба по массажной дорожке с разным положением рук по модулям (попеременным и приставным шагом) по следам по шнуру (попеременным и приставным шагом) по ребристой доске с мешочками на голове ( сред.гр )(голову вниз не опускать, подбородок слегка приподнят, смотреть прямо, спина прямая) на внешней и внутренней стороне стопы на носках, на пятках, с перекатом пятки на носок (спина прямая, голову вниз не опускать, положение рук – вверх или в стороны) по шнуру, приставляя пятку к носку по неровной поверхности по ребристой доске с захватыванием реек пальцами ног «елочкой» на пятках с зажатыми пальцами (с зажатыми предметами)

Слайд 7

Ползание на четвереньках вперед – назад «по-медвежьи» на выпрямленных руках и ногах, опираясь на пол полной поверхностью ладоней и ступней Массаж ног руками подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем круговые движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку. ног и спины с помощью массажеров

Слайд 8

Гимнастика для ног (И. п. сидя на стуле) поднять пятки вверх так, чтобы носочки прогибались поднять носки вверх на себя сгибать и разгибать пальчики пальчики царапают «барахтанье» ногами (сгибание и разгибание) поднимание тела на носки

Слайд 11

Подвижные игры «Ель, елка, елочка» «Узнай ступней на ощупь» (предметы – шарик, шишка и т. д.) Собери пальчиками ног платочки» (усложнение - шишки) «Кто там?» «Старички – ребята - солдаты» «Художник» (рисование ногой) «Пылесос» ( собирать пальцами ног мелкие предметы, усложнение - фломастеры )

Слайд 12

Игровые упражнения «Поймай мячик». Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков. Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик. «Сложи фигуру». Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета. Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры. «Новогодняя ёлочка». Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки. Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками. «Башенка». Оборудование: кубики. Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку. «Рисуем подарок другу». Оборудование: листы бумаги, фломастеры. Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Слайд 13

«Солнышко» (коллективное). Оборудование: пуговицы разного размера. Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко. «Соберём урожай». Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки. Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке. «Уберём игрушки» Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов» Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место. «Сварим суп из макарон». Оборудование: обруч, поролоновые палочки. Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место. «Снежки». Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч. Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков. «Эстафета с палочкой». Оборудование: палочки дл. 20 см Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

Слайд 14

Упражнения для гимнастики после сна потягивания лежа на спине, вытянуть до упора ноги, руки, затем расслабить мышцы; повторить эту процедуру в положении на правом и левом боках лечь ровно и поочередно поднимать – опускать левую – правую ноги, стараясь вытянуть носок. При этом желательно опускать ноги медленно, не сгибая в коленях. массаж ступней «Кошечка» ребенок на боку, колени прижаты к животу, руки – к груди (в позе спящей кошечки), мурлычет; «котенок» встает на колени, выпрямленными руками упирается, выгибает спину со звуком « ш-ш-ш »; «Кошечка проползает под забором» Ребенок медленно опускается на локти, ягодицами садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует движение под забором, ложится на живот и поднимается на вытянутых руках, прогибаясь в спине, смотрит прямо. «Змея» Ребенок плотно прижимается животом, упор на вытянутых руках Голова гордо поворачивается влево – вправо (шипит). « Качалочка » лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (происходит улучшение работы позвоночных дисков). ( сред. возраст)

Слайд 15

Упражнения после сна, для профилактики нарушения осанки у детей. Имитация плавательных движений, лежа в постели. Я дельфинчик , я плыву. Волны рассекаю… Спинкой плавно я верчу – Рыбок обгоняю. (Воспитатель оказывает индивидуальную помощь тем детям, которые испытывают трудности при выполнении движений). Хождение по массажным дорожкам. Три дорожки есть у нас. Все дорожки — просто класс. Эта дорожка для смелых, Эта дорожка для важных, А это дорожка — для самых отважных. (Используется мешок с каштанами, дорожка со следами ног, шипованная дорожка).

Слайд 16

Упражнения в кроватках после сна 1. И. п. — лежа на спине, руки вверх. Оттянуть носки ног и сильнее вытянуть руки. Потянулись — потянулись , А теперь мы повернулись. Вот подняли ножки, Побежали по дорожке (2-3 раза). 2. И. п. — лежа на животе, согнуть ноги в коленях. Поочередные движения ногами вверх-вниз. Тут конец дорожки, Опустили ножки. Руки вверх подняли, Ими поиграли (4-6 раз). Повернуться на спину. По желанию детей выполнить движения рук в различных направлениях. При пробуждении выполняются потягивания: Потягушки , потягушки ! Где любимые игрушки? (Игрушки располагаем в направлении взгляда) В и.п. на спине и животе дети выполняют потягивания, используя спинку кроватей. По желанию дети выполняют упражнения в спортивном уголке, используя различные снаряды: шведскую лестницу, турник, кольца и т.д. Упражнение «Удав» 1. И. п. — лежа в кровати на спине, руками взявшись за спинку. 2. Прямые ноги поднимаем вверх и касаемся спинки кровати. Удаву интересно С хвостом своим играть, Ах, это так приятно Животик укреплять. (Выполнять упражнения рекомендуется на жестких кроватях). Упражнение «Велосипед» И. п. — то же. Ноги поднять на высоту 20-25 см и вращать воображаемые педали. Выпрямляя ноги в коленных суставах. Еду, еду к бабушке На тёплые оладушки. (Упражнение выполняем в течение 5-6 секунд 2-3 раза с перерывами на 3-4 секунды). Упражнение «Лодочка». И. п. — лежа на кровати на животе, вытянутые руки — на спинке кровати. Поднять ноги на высоту 10-15 см Выполнять раскачивающиеся движения вперед-назад на животе. Голова приподнята вверх. Я, как лодочку, лежу, Спинку ровненько держу. (Следить за положением головы. Дозировка та же).

Слайд 17

Физкультминутки «У нас славная осанка» У нас славная осанка – Выпрямиться, проверить осанку; Мы свели лопатки - Свести лопатки. Мы походим на носках - Повернуться вокруг себя вправо на носках; (мл. дети – идут по кругу на носочках). И пойдем на пятках. - Повернуться вокруг себя влево на пятках (мл. дети – идут в другую сторону по кругу на пятках). Пойдем мягко, как лисята - Пройти «вкрадчиво», перекатом с пятки на носок (мл дети – ходьба с носка). Ну, а если надоест, То пойдем все косолапо, Как медведи ходят в лес. Пройти «по-медвежьи», на внешней стороне стопы (мл. дети – на четвереньках, руки и ноги выпрямлены).

Слайд 18

«Я позвоночник берегу» Дети встают прямо, разворачивают плечи, сводят лопатки (все движения выполняют с прямой спиной) Я позвоночник берегу , И сам себе я помогу. Все выполню я по порядку: Сначала сделаю зарядку - дети ставят руки на пояс; Нагнусь, прогнусь, и выпрямлюсь - движения по тексту; И вправо – влево наклонюсь; С друзьями поиграю в мяч – бег на месте; Он весело помчится вскачь - прыжки И за столом я посижу - дети приседают, руки складывают перед грудью, спина прямая; И телевизор погляжу. Но буду помнить я всегда – Должна прямою быть спина - дети сцепляют руки за спиной 2раза, меняя положение рук.

Слайд 19

«Зарядка» Дети выполняют все указанные в стихотворении движения А сейчас все по-порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в стороны, согнули, Вверх подняли, помахали, Спрятали за спину их, Оглянулись: Через правое плечо, Через левое еще. Дружно присели, Пяточки задели, На носочки поднялись, Опустили руки вниз.

Слайд 20

Использование нестандартного оборудования в профилактике плоскостопия старые галстуки и пуговицы, куски линолеума и крышки, киндеры и тряпочки, мочалки и бельевые веревки, губки для мытья посуды, деревянные палочки и бабины, Пароллоновые жгуты и крупа, ц ветные камешки и самоклеющаяся пленка и т.д

Слайд 21

Массажные дорожки

Слайд 22

«Гусеница»

Слайд 23

Коврики

Слайд 24

Массажеры

Слайд 25

Палочки-скалочки

Слайд 26

«Художники» «Классики»

Слайд 27

Играх и игровых упражнениях, индивидуальной работе самостоятельной двигательной деятельности

Слайд 28

Для детей с плоскостопием снижать дозировку в прыжках на двух ногах на месте, а добавлять ходьбу на месте. Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют также упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки. Все выше изложенные упражнения могут быть использованы в играх «Ровным кругом…», «Если нравится тебе, то делай так…»

Слайд 29

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.Комплексы упражнений.

Комплексы упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей 3-7 лет...

Игры и упражнения на профилактику нарушения осанки и плоскостопия.

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.Следует помнить, ч...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...

Картотека упражнений со стихами для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

Стихи повышают внимание и возбуждают интерес детей к выполнению коррекционных упражнений....

Игровые упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия

Игровые упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия...

Картотека «Упражнения и игры для профилактики нарушения осанки и плоскостопия»

Картотека  «Упражнения и игры для профилактики нарушения осанки и плоскостопия»...