"В семье ребенок с расстройствами аутистического спектра. Учимся понимать и взаимодействовать"
статья на тему
В материале раскрывается проблема развития и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_seme_rebenok_s_ras.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
В семье ребенок с расстройствами аутистического спектра.
Учимся понимать и взаимодействовать
Каждая семья мечтает о рождении здорового ребенка, похожего на маму или папу, радующего своей улыбкой и нежными объятиями, первыми словами и шагами. Будущие родители воображают, как малыш будет радовать их своими достижениями. Кто-то даже заранее предполагает кем он станет когда вырастет: балериной или юристом. И вот малыш появляется на свет. И по началу все идет так как хотелось. Но со временем родители начинают замечать, что с ребенком что-то не так. Он не улыбается маме, глядя на ее улыбку, не тянет к ней ручки, а вместо долгожданных первых слов издает непонятные для окружающих звуки. В семье растет ребенок с аутизмом.
Аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Согласно современным исследованиям темп роста данного нарушения значительно вырос во всем мире в XXI веке: увеличение на 10-17% каждый год (в 1990 году был диагностирован 1 случай на 1600 детей), на сегодняшний день 1 из 68 детей имеет расстройства аутистического спектра (РАС). Практика показывает, что аутизм встречается в 3-5 раз чаще у мальчиков, чем у девочек, но у девочек имеется более тяжелое течение.
По мнению специалистов, нарушение поведения при аутизме представлено тремя признаками, без наличия которых диагноз «детский аутизм» не считается доказанным – это нарушение социального взаимодействия, коммуникативных способностей и стереотипно повторяющееся поведение. Рассматривать эти симптомы следует только в тесной взаимосвязи друг с другом.
Социальное поведение – это способность сотрудничать с другими людьми, не нарушая общих правил и не испытывая при этом стресса. Социальная природа ребенка запускает в его поведении очень важные для адаптации качества, в названии которых присутствует приставка «со» – сопереживание, сострадание, сотрудничество и т.д. Такие качества могут формироваться только в том случае, когда ребенок обладает способностью «подстраиваться» под поведение других людей.
При детском аутизме способность к коммуникации и установлению социальных связей нарушается в той или иной степени. Дети специфически реагируют на попытки вступить с ними в контакт в зависимости от тяжести аутизма и от того микросоциального климата, в котором они находятся. При тяжелых формах аутизма ребенок вообще не способен проявлять социальную активность и выглядит абсолютно отрешенным от окружающей жизни. В раннем возрасте такой ребенок часто производит впечатление глухого. Он не откликается на свое имя, не смотрит в глаза, у него отсутствует живая мимика, он игнорирует присутствие людей, окружающих его.
Аутичный ребенок внешне может не реагировать даже на присутствие матери, но после ее ухода может проявлять беспокойство вплоть до истерики. При более мягких формах аутизма ребенок способен демонстрировать попытки установления контакта с окружающими, но чаще всего не ради общения, а при возникновении какой-либо актуальной потребности (еда, получение приятных сенсорных ощущений и т.д.). Причем делает он это либо архаичным способом (с упорством тянет за руку, используя ее в качестве «инструмента» для доставания предметов, или толкает родителя в необходимом направлении), либо же с помощью эмоционального общения, закрепленного с младенчества и не меняющегося с годами (например, всякий раз при приближении взрослого демонстрирует комплекс оживления). В ряде случаев такой ребенок способен настойчиво тянуть руку в сторону его сиюминутного интереса (игрушки, лакомства), но не пользуется жестами для привлечения взрослого к совместному эмоциональному переживанию от увиденного (не показывает пальцем на пробежавшую собаку или играющих детей, одновременно поддерживая зрительный контакт с матерью). Кроме того, аутичный ребенок не способен адекватно трактовать социальные сигналы окружающих людей. Например, смотрит на руку взрослого, а не на предмет, в сторону которого ему указывают.
Принято считать, что аутичные дети не способны выражать свои эмоции. Действительно, глубоко аутичный ребенок редко меняет выражение лица, даже испытывая дискомфорт. Однако немалая часть аутичных детей демонстрирует довольно яркую, а иногда чрезмерную мимику, выражающую удовольствие, страдание или панику и имеющую отношение к базовым человеческим эмоциям. В повседневной жизни такая мимика выглядит вполне адекватно для ребенка раннего возраста. Другое дело, что при аутизме грубо нарушен механизм социализации таких эмоций. Аутичный ребенок лишен способности понимать как собственное эмоциональное состояние, так и настроение других людей. Он может активно улыбаться, испытывая удовольствие, или делать рассерженное лицо, не получив желаемое, но он не способен понять, почему плачет бабушка, ударившая ногу, и к огорчению близких, может реагировать громким смехом на чужую боль.
Большинство детей с РАС на активную коммуникативную инициативу взрослого, особенно незнакомого, реагирует избеганием – они прячутся под стол или за маму, отворачиваются или зажмуривают глаза, закрывают лицо или уши ладонями. При легких формах аутизма такое поведение выглядит как стеснительность, и только с годами упорное неумение общаться становится очевидным для близких. Характерно, что таким образом аутичный ребенок реагирует именно на активную попытку взрослых заговорить с ним. Сам же он способен довольно пристально наблюдать за происходящим вокруг него, так как это дает ему ощущение контроля. Но стоит кому-либо из присутствующих рядом проявить к нему явный интерес или обратиться с вопросом, «запускается» привычная для каждого ребенка протестная реакция, вплоть до сильнейшего возбуждения. Глубоко аутичный ребенок вообще игнорирует присутствие взрослого, нередко устремляя взгляд «сквозь» него. Одним из стержневых признаков аутизма в раннем возрасте является неумение ребенка обращаться с просьбой к членам семьи. Такие дети с самого раннего возраста стараются удовлетворить свои актуальные потребности самостоятельно, нередко удивляя родных своей сообразительностью. Они без труда могут открыть холодильник и извлечь необходимый продукт, рано обучаются включать телевизор, видеоаппаратуру и т.д. И только если необходимый им предмет находится в зоне недосягаемости, они берут за руку кого-нибудь из членов семьи и буквально тянут его в нужном направлении. Такие дети долгое время и без специального обучения не пользуются словом «дай» и «на». Даже при возможности произнесения слов «мама» и «папа» они не используют их целенаправленно для привлечения их внимания. Аутичный ребенок, испытывая боль или огорчение, может демонстрировать дискомфорт плачем, криком или мимикой страдания, но, как правило, не обращается за утешением к матери. Он может проявлять интерес к какому-либо стимулу из окружающего (звучащей игрушке, изображению на картинке, журчащей воде), но в отличие от здорового ребенка не привлекает окружающих для совместного переживания от увиденного. Во многих литературных источниках отсутствие зрительного контакта называется одним из самых характерных признаков детского аутизма. Однако далеко не все аутичные дети, особенно в процессе работы с ними и после установления доверительных отношений, продолжают активно избегать зрительного контакта. Другое дело, что большинство детей с аутичным поведением не используют зрительный контакт для установления нормального общения и получения информации для успешного социального сотрудничества.
Коммуникативные нарушения при детском аутизме специфически отражаются на речи. Как правило, дети начинают говорить намного позже сверстников, но когда к радости родителей появляются первые слова и фразы, выясняется, что ребенок практически не использует речь для общения с близкими. Как уже было отмечено ранее, аутичный ребенок не обращается с просьбой, не зовет маму. Часто произнесенные впервые слова нетипичны для ребенка – вместо ожидаемых «мама» или «папа», ребенок вдруг произносит «свет» или «уйди». Причем, прозвучав один раз, эти слова могут не повторяться в дальнейшем. Часто родители отмечают, что после появления первых слов в возрасте 11-18 месяцев ребенок затем вообще замолкает на длительный период времени. Примерно к трехлетнему возрасту у части аутичных детей вновь наблюдается усиление речевой активности, которая выражается в том, что ребенок просто повторяет слова за окружающими. Специалисты называют такую речь отраженной или эхолаличной. Характерно, что аутичный ребенок отражает не только слова, но и темп речи и интонацию одного из членов семьи (матери, бабушки), с которым проводит большую часть времени. О себе он, как правило, говорит во втором или третьем лице или использует инфинитивную форму («хочешь пить!» вместо «хочу пить!», «дать Никите!» вместо «дай мне!»), то есть так, как слышит от окружающих. Часто высказывания ребенка содержат отрывки из услышанного по телевизору, особенно повторяющиеся рекламные ролики.
К сожалению, немалая часть детей с РАС в раннем и дошкольном возрасте вообще не пользуется речью. Вместо речи такой ребенок использует вокализации, сигнализирующие о комфорте или дискомфорте, которые родители нередко называют пением или мычанием. Характерным в таких случаях является появление в потоке вокализаций звуков, скопированных из неречевого окружения ребенка (цоканье, вой сирены, крик птицы и др.), а иногда и абрисов (контур, набросок, очертание) слов, различить которые способны только наблюдательные близкие.
До сих пор ученые всего мира не пришли к единому мнению о причинах развития аутизма. Дискуссии ведутся по сегодняшний день, но большинство современных ученных работающих в этой области склоняются к генетическим факторам развития аутизма.
Существует несколько классификаций расстройств аутистического спектра. О.С.Никольская, Е.Р.Баенский и М.М. Либлинг выделяют следующие группы нарушений с учетом степени выраженности:
- Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой патологией. Они не владеют формами контакта, но и не испытывают потребности в нем. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдается выраженное нарушение активности, дискомфорт. Они проявляют беспокойство, у них наблюдается неустойчивый сон. Аутизм у детей этой группы максимально глубокий: он проявляется в виде полной отрешенности от происходящего вокруг.
- Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз развития у этой группы лучше, чем у предыдущей. При адекватной длительной коррекции дети могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим нарушением в группе детей с РАС является отвержение окружающей реальности.
- Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе.
- Дети четвертой группы характеризуются менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в эмоциональной и сенсорной сферах. В их статусе на передний план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основной особенностью этих детей является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Аутизм очень сложное нарушение. Понять его природу, специфику и методы коррекции до сих пор пытаются ученые в области медицины, психологии, дефектологии. К сожалению, на сегодняшний день недостаточно разработано методик коррекции данного нарушения и подготовлено специалистов, умеющих оказать квалифицированную помощь, как ребенку так и его семье. Но практиками разработаны некие общие правила взаимодействия с аутичными детьми, придерживаясь которых можно постараться помочь ребенку.
Правила взаимодействия с аутичными детьми
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Исходить из интересов ребенка.
- Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
- Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
- Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
- Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок
- Как можно чаще разговаривать с ребенком.
- Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
- Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
- Избегать переутомления ребенка.
Родителям следует знать, что жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень pаним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость. По степени удаленности от места, где ребенок находится большую часть жизни, пространство подразделяется так: детская комната, квартира, ближайшая к дому территория. По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на бытовое — все, что касается усвоения навыков повседневной жизни (туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.), игровое — место для разнообразных игр, учебное — место для специальных развивающих занятий, и ближайшее социальное окружение — лестничная клетка, где происходит общение с соседями, детская площадка, где ребенок вступает в общение с другими детьми, магазин, улица.
Организация детской комнаты
Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий:
Первое условие – безопасность
Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т.д. Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов. В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Эта рекомендация касается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Иначе мы рискуем спровоцировать ситуацию, в которой ребенок примется подбрасывать вверх молоток или разбивать электрические лампочки о кафельный пол на кухне. Поскольку аутичного ребенка очень трудно, а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия, а увещевания и запреты оказываются безрезультатными, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать у него нож, так как он сопротивляется. Действуя силой, мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций, хотя всего, конечно же, не предусмотришь.
Второе условие – обеспечение комфорта и уюта
Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.
Третье условие – наличие необходимого оборудования
Поскольку детская комната—это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения. Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком.
Ребенку нужны игрушки:
- деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;
- разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;
- звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов;
- игры для развития мелкой моторики — мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками и др.;
- развивающие настольно-печатные игры;
- разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.;
- игрушки для сюжетно-ролевых игр — куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т.д.
Детские книжки для домашней библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов), вызывать положительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить, во всяком случае — на начальном этапе). Если ребенку особенно правится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью.
Кроме этого, у ребенка должен быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т.д.
Особо отметим необходимость для физического развития ребенка спортивного оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Кроме того, купите ребенку разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед.
Принцип действия многих спортивных снарядов очевиден, и после небольшого обучения ребенок вполне может действовать самостоятельно. Это очень важно, так как аутичный ребенок, особенно на начальном этапе коррекционной работы, неспособен произвольно управлять своими движениями или по подражанию повторить действия взрослого.
Это же правило касается и большинства дидактических игрушек, с которыми ребенок может самостоятельно играть, постепенно усваивая понятия величины, формы и т.д. Ребенок вставляет фигуры в рамки, нанизывает кольца пирамидки на стержень, так как этот способ действия заложен в устройстве игрушки, адекватно действовать с ней по- другому не получится (если ребенок начинает бросать и т.п., такие действия нельзя считать адекватными, они ничему не учат, ничего не развивают). Обеспечение ребенка такими предметами, игрушками, снарядами поможет освоить многие навыки действий с предметами, физически развиваться даже в условиях, когда контакт со взрослым не налажен и специальное обучение не проводится.
Однако ни в коем случае не следует ограничиваться созданием развивающей предметной среды. В отсутствие другого человека такой предметный мир остается эмоционально мертвым. Необходимо вновь и вновь пытаться организовывать взаимодействие с ребенком уже на основе усвоенных им навыков действия с предметами.
Четвертое условие – поддержание порядка
В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовыми кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка.
Вещи в платяном шкафу лучше раскладывать на те же места — так легче приучать ребенка к самостоятельности. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он — необходимое условие жизни. Однако избегайте раз и навсегда установленной завершенности. Время от времени вводите новые приятные ребенку детали — развесьте на стене его рисунки, выберите вместе с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь. Не забывайте о необходимости создания эмоционально положительного настроя: заранее обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.
Пространство квартиры
Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Здесь на первом плане стоит задача «обжить» пространство квартиры, осознать многие социальные смыслы, связанные с обыденным течением жизни людей. В норме такие смыслы усваиваются ребенком спонтанно, без специального обучения. Аутичному же ребенку необходимо помочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т.д. Для этого следует, во-первых, постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: «Мы сейчас с прогулки вернулись — руки-то какие грязные! Пойдем мыть! Где мы руки моем! Правильно, в ванной комнате. А что нужно взять? Вот оно, мыло — как приятно пахнет. Ну все? Пошли! Ах, какой ты молодец — вспомнил, что руки надо полотенцем вытереть, а я-то забыла. Вот полотенце висит на крючочке. А теперь идем обедать».
Во-вторых, необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда — бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложить ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер в гостиной и т.д.
Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности. Никто лучше близких не знает, что ребенок в состоянии выполнить и что ему нравится. Не забывайте, что здесь главное не качество выполнения работы, а участие в выполнении домашних обязанностей.
Используйте для этого все возможности, постепенно расширяя виды домашней работы. Часто дети сами хотят поучаствовать в происходящем — позвольте ребенку засыпать порошок в стиральную машину, капнуть на губку средство для мытья посуды, порезать хлеб к обеду. И эти несложные действия станут точкой отсчета на пути ребенка к самостоятельности.
Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, постарайтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры.
Свобода перемещения наполнит жизнь ребенка новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями. Так, на кухне можно «печь пироги» и т.д. — часто ребенок сам предлагает, где и во что хочет поиграть.
Организация прогулок с ребенком
Учитывая особенности ребенка с РАС важно правильно организовывать его взаимодействие с окружающим миром вне квартиры. Так, на лестничной площадке важны встречи и общение с соседями; на детской площадке — контакты с детьми; в магазине — общение с продавцом и покупателями и т.д.
Помните, что, покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается «на вражеской территории», зачастую остро ощущая враждебность окружающего мира. Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт.
Чтобы ребенок «обжил», принял в свое сознание еще «кусочек мира», необходимо, прежде всего, выявить негативные эмоции и страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми. Так, если ребенок боится машин, он никогда не будет чувствовать себя на улице безопасно и комфортно. К сожалению, страхи аутичного ребенка часто глубоко скрыты и внешне никак не проявляются. Ребенок может годами чего-то бояться, испытывая при этом острейшие эмоции, а близкие даже не будут догадываться об этом. В другом случае ребенок может постоянно говорить о своем страхе, нагнетая его, будет искать повторения травмирующей ситуации, однако выйти из нее самостоятельно не умеет. Он зацикливается на своем страхе, и это мешает дальнейшему развитию.
Когда страх выявлен и постепенно теряет свою остроту, можно начинать «обживать» новый участок пространства. Во-первых, постарайтесь связать с данным местом переживание разнообразных положительных эмоций. Например, если знаете, что ребенок обожает кататься на велосипеде или самокате, не ленитесь брать их с собой на прогулку.
Во-вторых, помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Не забывайте, что самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Например, если он решился подойти к другому малышу, но после этого застыл, не умея обратиться, не зная, что следует делать дальше, не упустите этот момент — быстро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуйте другого малыша, спросите, как его зовут и предстаньте вашего, помогите своей рукой протянуть ручку новому знакомому, предложить ему игрушку. Делайте все это от имени вашего ребенка, словно слившись с ним в единое целое: «Привет! Как тебя зовут?» (в этом месте попробуйте побудить вашего ребенка представиться, если не получится — представьте его сами: «А это Миша».) Придумайте варианты продолжения контакта: предложите поменяться игрушками и организуйте игру рядом, когда дети играют независимо, но могут наблюдать за игрой другого, спойте вместе песенку, затейте игру в мяч и т.д. Конечно, варианты зависят от возраста детей, причем надо поддерживать интерес вашего ребенка и к малышам, и к ровесникам, и к детям постарше. Выберите занятие, которое понравится всем; на основе общего интереса станет возможным взаимодействие.
В-третьих, следует постоянно быть начеку, и в случае возникновения трудной или опасной для ребенка ситуации защитить и подстраховать его. Помните, что присутствие вокруг чужих детей и взрослых может привести к возникновению непредсказуемых ситуаций. Например, если на улице к ребенку обратился чужой взрослый, порицая за неправильное поведение, что случается довольно часто, подойдите, но не вступайте в дискуссию, не пытайтесь объяснить поведение ребенка и его особенности, а постарайтесь быстро закончить разговор и увести ребенка.
Помните, что ребенок обязательно отреагировал, даже если внешне остался невозмутим. Всем видом выражая спокойствие, приобнимите ребенка, как бы показывая, что ничего страшного не произошло, а затем объясните, почему «тетя назвала хулиганом»: «Ты быстро бегаешь, а тут малыши — смотри. Если случайно заденешь, маленький может упасть и будет плакать». В таких случаях перед взрослым стоят две задачи. Первая — объясняя причинно-следственные связи, дать ребенку понять, что не он «плохой», а просто возникла сложная ситуация. А уже затем предложить ребенку конкретные пути ее исправления. Вторая — дать ребенку почувствовать, что вы его любите, что вы вместе с ним и не дадите его в обиду ни в коем случае, что всегда придете на помощь.
Если же реакция ребенка на замечание выражается бурно — например, он плачет или топает ногами и с криками пинает велосипед, катаясь на котором «не смотрит, куда едет», — не мешайте ему, дайте возможность выплеснуть негативные эмоции и лишь после этого тактично объясните, что произошло и как возникновения подобной ситуации можно избежать впредь.
В магазине учите ребенка выбирать необходимое — продукты, хозяйственные товары, организуйте его общение с продавцом и самостоятельные мелкие покупки — дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока у знакомого продавца. Это станет возможным, когда ребенок вполне освоится в этой ситуации. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где «тетя Оля-продавец», будет достаточно обжита, станет привычной и естественной, можно заглянуть в другой магазин, вместе отправиться на автобусе на ярмарку, чтобы выбрать пластилин и краски и т.д.
Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ребенок противится выбору нового маршрута прогулки, не возражайте, а старайтесь расширить знания о знакомом пути: обратите внимание на светофор на перекрестке, объясните, что следует делать, когда горит зеленый свет, красный и т.д.; покажите, где расположен детский садик, загляните туда и понаблюдайте вместе, как играет детвора на прогулке; напомните: «Смотри-ка — автобусная остановка. Мы садимся здесь на автобус, когда едем в бассейн». Описывайте все, что видите по дороге; причем делайте это многократно, даже если ребенок не обращает на эти описания внимание (стараясь разнообразить комментарий, вводя в него интересные детали). А в следующий раз снова попытайтесь немного изменить маршрут, постепенно удаляясь от дома на большие расстояния. Для этого постарайтесь создать у ребенка мотив — «Пойдем туда, чтобы краски купить», «Давай зайдем в парк, помнишь, как ты там познакомился с собачкой, а ее хозяин разрешил тебе подержать ее за поводок?».
Если ваш малыш достаточно подрос, берите его с собой, когда отправляетесь «по делам»: на почту, в банк, в аптеку и т.д. Часто мама оказывается вынуждена поступать так: ребенок не отпускает ее от себя надолго. Попутно рассказывайте ребенку, что такое почта, что делает почтальон, напишите вместе с ребенком и отправьте письмо бабушке. В аптеке купите вместе с ребенком для кукольной аптечки бинтик, вату и пластырь, с помощью которых ребенок дома станет «лечить» кукол.
Не стесняйтесь повторяться и говорить само собой разумеющиеся вещи. Помните, что это поможет ребенку усвоить многие аспекты социальной жизни. А главное — не бойтесь исследовать мир вместе с ребенком! При правильном подходе, требующем постоянного внимания и мудрой помощи взрослого, новые впечатления обогатят опыт взаимодействия аутичного ребенка с другими людьми, научат жизни в социуме. Необходимость принимать решение в трудных ситуациях закалит ребенка, поможет стать более самостоятельным. Однако следует набраться терпения, т.к. придется решать не только проблемы ребенка, но и преодолевать людское непонимание. Но при благоприятном развитии событий возможно заручиться поддержкой окружающих, найти новых друзей, наладить доброжелательные отношения с соседями.
Организация дальних прогулок
Прогулки в дальний парк, в гости; поход в театр, цирк, кафе; посещение бассейна, детской студии могут быть тяжелы для аутичного ребенка и сопровождающих его близких, а порой и вовсе невозможны. Удаляясь от знакомых «мест обитания», ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Такое состояние может вызвать острую реакцию — ребенок начинает плакать, мечется с криками «Не хочешь!», тянет за руку, выражая, таким образом, просьбу вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоиться. Действуйте по ситуации; остановитесь ненадолго, поглядите с ребенком по сторонам, поговорите, а затем продолжите путь дальше или вернитесь домой. Сложнее оказывается ситуация, когда ребенок не выражает свое состояние бурно, однако переживает острые негативные эмоции глубоко внутри себя. Это для него очень вредно, может вновь затормозить его развитие. Поэтому родители, решившиеся «выйти в свет», должны чутко следить за состоянием ребенка, за его настроением; при появлении тревоги и дискомфорта лучше повернуть домой со словами: «Ничего, в следующий раз поедем к бабушке. А сейчас вернемся, ведь у нас мишка один дома остался, будет скучать». При этом предпочтительно назвать нейтральную причину возвращения домой, о страхе ребенка не говорите, ведь это может стать дополнительной травмой.
Однако прятаться от мира, сидя дома, — хотя и более легкий путь, но он не дает ребенку возможности познавать мир во всем его многообразии, не решает проблему страхов, препятствует развитию самостоятельности. Конечно, дальние прогулки нужны и обязательны, но необходимо соблюдать следующие правила:
1. Осваивайте пространство постепенно. Это значит, что поход в театр возможен только после того, как ребенок достаточно освоился на более близкой территории.
2. Готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет. В данном случае лучше постараться обойтись без сюрпризов, которые могут испугать аутичного ребенка, поэтому расскажите ему подробно, что его ждет. Вспомните мультфильм, покажите подходящую картинку.
3. Приучайте ребенка пользоваться общественным транспортом. Для начала можно проехать на автобусе или в метро всего одну остановку. Подготовьте ребенка к поездке, рассказав заранее, как это будет происходить, куда и зачем поедете. В дальнейшем предпринимайте недалекие поездки; хорошо, когда цель поездки понятна ребенку: «На этом автобусе поедем в магазин за карандашами. Надо будет проехать три остановки. Давай вместе их считать». Можно взять с собой любимую игрушку: что-то родное в незнакомой обстановке поможет ему успокоиться. Попутно объясняйте ребенку правила поведения в транспорте: «Держись за поручень, а то сейчас автобус будет поворачивать, можно упасть». То же касается и поездок в легковом автомобиле.
4. Места для посещения выбирайте осторожно. Для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей. Постепенно приучайте ребенка бывать в компаниях, и со временем он перестанет бояться скопления людей.
5. Посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые — кружок рисования, бассейн, — поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу, к новым взрослым. Можно договориться с педагогом или тренером и первое время присутствовать на занятиях вместе с ребенком, а в случае, если ребенок захочет, ненадолго выйти вместе с ним. Отдохнув, ребенок может вернуться к занятиям. Но если он захотел домой, поступите так, как просит ребенок. Не забывайте, что ситуация, требующая от ребенка активного взаимодействия с другими людьми,— огромный труд для него. Но при правильной организации посещение детского коллектива очень полезно для ребенка, дает ему неоценимый опыт социальной жизни и разнообразные впечатления, которые подталкивают развитие.
6. Действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному. Так, он может в любой момент захотеть уединиться, потому что скопление народа утомило его, — найдите более тихое место, где можно передохнуть. А если ребенок, не дождавшись представления, захочет вернуться домой — не противьтесь. Это значит, что на сегодня он уже получил достаточное количество впечатлений. Не настаивайте ни в коем случае, избегайте давления, иначе в следующий раз малыш будет бояться отправиться с вами в подобное путешествие.
7. Дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру. Задавайте вопросы, объясняйте в ходе беседы причинно-следственные связи, логику событий, заражайте ребенка своим положительным эмоциональным отношением.
Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнут лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.
Источники:
- Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Детский аутизм: диагностика и коррекция. – Е.С.Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В.Демьянчук. – СПб., Издательство «Дидактика Плюс», 2004.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокорекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.:
Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
- Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007.
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.— М.: Просвещение, 1992.
- Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе. - М.: Чистые пруды, 2006.
- Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы./Под общей ред. Н.Я.Семаго – М.:МГППУ, 2012.
- Сансон Патрик. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми / Патрик Сансон. - Москва: Теревинф, 2006.
- Сатмари П. Дети с аутизмом. — СПб.: Питер, 2005.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год Составитель:педаг...
«Сенсорные игры как средство развития познавательного интереса ребенка с расстройством аутистического спектра».
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения.В работе рассказывается о разнообразных видах сенсорных игр с детьми РАС....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
Консультация для родителей: "Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра".
У аутичного ребенка есть любимые игры — одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких сте...
Консультация для родителей «Особенности взаимодействия родителей с ребенком с расстройством аутистического спектра»
Рекомендации, направленные на улучшение качества взаимоотношений родителей с ребенком с РАС...
Консультация для родителей«Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра»
Формирование навыков взаимодействия с аутичным ребенком...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра
Статья адресована в помощь родителям, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра...