«Лентяями» не рождаются!
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Иногда перед родителями встает непосильная задача не только вырастить и воспитать ребенка, но и опекать его. Так как избежать появления «лентяя» в семье?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
len.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лентяями» не рождаются!
Иногда перед родителями встает непосильная задача не только вырастить и воспитать ребенка, но и опекать его. Так как избежать появления «лентяя» в семье?
Происхождение лени
Лень зарождается в семьях, где родители стараются опекать ребенка, даже когда он становится старше.
Первый тип семьи: Сколько бы ребенку ни было: год, два, три, седьмой — для членов семьи он все еще маленький «Не трогай, я сама тебя покормлю», «Отойди, а то уронишь». Такие мамы, папы, бабушки и дедушки считают, что, окружив ребенка заботой, они создают среду для его счастливого, благополучного детства.
Второй тип семьи — родители выкладываются на 200 %, считая, что ребенок не должен ни в чем нуждаться. Любые детские желания выполняются мгновенно, поручениями по хозяйству ребенка не нагружают. В результате получается, что за него все делают его близкие, а ему остается только бездельничать и развлекать себя. Стимула к работе и помощи у ребенка нет, да и откуда он возьмется!
Третий тип семьи — у родителей сильна установка на потребительское отношение без прикладывания усилий к тому, чтобы заработать средства к существованию. Ребенок впитывает образ жизни родителей и со временем начинает поступать так же, как они.
Во всех трех случаях родители не вносят в перечень обязательных воспитательных мер такой пункт, как приучение к труду. А как обстоит дело с природными задатками?
Психосоциальное развитие детей
Природа на генетическом уровне изначально закладывает в людей две полезнейшие вещи:
1. Маленькие дети получают информацию из окружающего мира. Подражая действиям родителей или других людей, примеряя на себя те или иные роли, они познают окружающий мир.
2. А уже в два-три года ребенок горит желанием всем помогать. Его не приходится заставлять или стимулировать — надо только дать ему в руки инвентарь.
Затем зачастую природное начало постепенно гаснет под влиянием родительских установок. Уже в четыре года детей приходится уговаривать и даже настаивать, а то и стимулировать наказаниями. Чем старше становится ребенок, тем тяжелее приобщать его к труду. Он всегда ищет отговорки, оправдания невыполнению обязанностей. В некоторых случаях, чтобы добиться нужного эффекта, не избежать серьезного скандала.
Что же делать, чтобы не воспитать «лентяя» и «лодыря»?
Советы родителям
1. Необходимо приучать ребенка к помощи по дому с ранних лет.
Поначалу давать несложные поручения: пропылесосить (все дети любят пылесосить!) или вымыть пол, полить цветы, помыть за собой чашку. Обращать внимание малыша на дела, которые требуют срочного участия, заботы и помощи близким людям.
Например, укрыть заснувшего папу, принести сумку из прихожей, подать гостю ложку для обуви, положить на место упавший за диван пульт.
Правило: Чтобы ребенку было легче ориентироваться в комнате, квартире, доме, у всех вещей должно быть свое постоянное место.
2. Регулярная уборка своих игрушек, включенная наряду с развивающими занятиями в распорядок дня, сэкономит наше время и силы, затрачиваемые на напоминания и уговоры.
3. Мы должны отмечать завершение работы поощрением и похвалой.
Если же мы недовольны полученным результатом или уверены, что ребенок может выполнить поручение лучше, стоит уточнить причину, почему получилось именно так. Если ребенок старался, но у него не получилось, ему будет неприятно и без замечания. И в следующий раз он приложит больше сил и старания, чтобы у него получилось лучше.
4. Смеяться над неловкостью не следует, даже если со стороны это выглядит очень забавно или нам просто хочется смехом немного подбодрить ребенка.
Лучший способ подбодрить ребенка - это комплимент, ведь только комплимент поможет поднять ребенку настроение.
Ну а если после поручения требуется переделка, то следует дождаться, пока ребенок выйдет из комнаты, чтобы он не расстроился. В любом случае его нужно хвалить.
По мере взросления нужно постепенно усложнять задания. При этом важно быть неподалеку, но не бросаться на помощь сразу, схитрить, что не услышали просьбу ребенка, а самое лучшее — дать ему время найти выход из положения самому.
5. Необходимо как можно раньше приучать ребенка к самостоятельности. Начинать следует с малого, постепенно усложняя задания. Если количество выполняемых самостоятельно действий растет, значит, родители на правильном пути. При этом малыш в чем-то может отставать от сверстников, в чем-то опережать их — процесс роста и развития каждого человека индивидуален.
6. Большое влияние на ребенка имеет такой, фактор как, приобщайте его к помощи другим людям: мусор собрать или замести на детской площадке, посадить или полить цветы в палисаднике, принести из магазина хлеб пожилой соседке или вынести мусор, присмотреть за младшими.
Не забывайте хвалить ребенка за полезные дела. Но не спешите на помощь, если что-то не получилось, первые трудности ребенок должен научиться преодолевать самостоятельно (возможно, под вашим присмотром из укромного места), чтобы не бояться их. Эта здоровая привычка сможет развить в нем бойцовские качества, которые в жизни сыграют «на руку».
7. Никогда не сравнивайте результаты собственного ребенка с успехами сверстников ни в поучительных целях, ни в качестве наказания, ни в качестве примера. Если сравнение необходимо, то только с его же более ранними результатами.
8. Необходимо пустить вход всю свою фантазию и научиться превращать скучные обязанности в интересную, а главное, увлекательную игру.
9. Иногда дети прячутся за фразой «Не могу», которая в действительности означает «Не хочу», «Лучше пусть мама сделает». В таких случаях самый лучший способ — заинтересовать «Давай быстренько пропылесосим, и пойдешь кататься на велосипеде», вскрыть неправду «Да ладно, вчера у тебя все получилось», игнорировать жалобы «Все получится, и Москва не сразу строилась».
10. Пресекать попытки отлынивать и откладывать дела «на потом». Если ребенок устал, пусть немного отдохнет. В случае отказа от выполнения следует выяснить причину и найти выход из ситуации.
«Лентяями» не рождаются, ими делают своих детей родители, бабушки и дедушки, казалось бы, из лучших побуждений. Самое лучшее средство от этой болезни, безусловно, труд — на благо семьи, родственников, соседей, Родины, кого угодно, лишь бы ребенок делал что-то полезное.
Не надо забывать, ведь то, что мы вложим в ребенка в детстве, поможет ему в будущем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как рождаются таланты
статья о взаимодействии родителей и педагога с целью существенного влияния на развития ребёнка в раннем возрасте...
как рождаются таланты?
материало том ,какое влияние на развитие детей оказывает взаимодействие педагога с родителямиКак рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься ...
Музыкальное занятие "Звуки музыка рождает, все болезни побеждает"
Музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы. Формировать представления детей о благотворном влиянии музыки на настроение человека, на его физическое состояние. знакомиить с произведе...
ЖАДИНАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЖАДИНАМИ СТАНОВЯТСЯ.
Не нужно думать, что жадность - это врожденное и естественное качество. Формированию жадности, как правило, способствует неправильное поведение взрослых, основанное в первую очередь на непонимании пот...
«Путешествие в страну «Грязнуль и Лентяев»».
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕк педсовету «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, правила поведения за столом»....
Песенка дикарей и лентяев для выпускного утренника в ДОУ.
Песенка дикарей и лентяев для выпускного утренника в ДОУ. 1 куплет: В теплейшем синем мореС игривою волной,Находится наш остров,Для нас такой родной!Там солнце улыбается,Ласкает ветер...
Откуда берутся лентяи?
«Я сам!», «Я большой», «Я как папа…» - сколько раз мы слышали от своего малыша подобные реплики и сколько раз не позволяли ему воплотить желаемое – вымыть чашку, отнести к праздничному столу дорогое ф...