Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму
статья (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение………………………………………………………………………2
Теоретическая часть
- Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики руки……………………………………………4
- Отражение проблемы развития мелкой моторики руки в программе «Детство»…………………………………………………………………….7
Практическая часть
2.1 Цель и задачи работы…………………………………………………………8
2.2 Формы работы на первом этапе с детьми 5-6 лет……………………………. 9
- Формы работы на втором этапе с детьми 6-7 лет……………………………10
- Работа с родителями……………………………………………………..11
- Анализ условий в группе............................................................................12
Заключение…………………………………………………………………...13
Библиографический список………………………………………………….14
Приложение…………………………………………………………………...15
Введение
В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у детей. Упор делается на знания - модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. А умение пользоваться ложкой, мыть посуду, ухаживать за собой и другие навыки, так необходимые в быту и жизни, воспринимаются как нечто простое, само собой разумеющееся.
Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины -кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки и других, застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.
Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача, значит, у ребенка слабо развита мелкая моторика рук. А если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
У дошкольников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв... И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т. е. говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка.
Задача педагогов - развивать мелкую моторику рук детей и донести до родителей значение игр на ее развитие. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики руки
Проблема повышения эффективности комплексной психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Работы В.М.Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи «Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.
Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов) т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что "движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой".
Немецкий философ Кант говорил, что «Рука является вышедшим наружу головным мозгом» Тесная взаимосвязь больших полушарий с нервными окончаниями, заложенными в кистях рук и подушечках пальцев, доказывает, что утомление мышц рук называется торможением ЦНС.
Массируя мышцы рук, мы нормализуем функциональное состояние различных органов. Восточная медицина доказывает рефлекторную связь каждого пальца руки с определенным органом. Так, например, японский ученый Токухире считает, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж второго пальца воздействует на состояние желудка, третьего - на кишечник, четвертого на печень, пятого -на сердце. Кроме того массаж мизинца способствует снятию психического напряжения, нервного переутомления. Японские специалисты разработали оздоровительную методику воздействия на руки -массаж рефлекторных зон кистей рук грецкими орехами. Разминание орехов в ладонях, что снимает напряжение и воздействует на кору головного мозга и все органы.
А М.М.Кольцова предлагает простейший метод тренировки -массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение: В течении 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребенка.
(Л. В. Фомина). Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри...
У большинства детей пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки... Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Отражение проблемы развития мелкой моторики руки в программе «Детство»
Развитие мелкой моторики руки в программе «Детство» выделяется в самостоятельную цель, в старшем дошкольном возрасте.
«В старшем дошкольном возрасте у детей хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы, особенно кистей рук, всё ещё слабы. Для их развития воспитатель использует пальчиковую гимнастику, занятия рукоделием, изобразительную деятельность, разнообразные графические упражнения: штриховки, закрашивание контурных изображений, рисование узоров, копирование орнаментов и так далее.»(программа «Детство»)
Отличительной особенностью педагогической технологии реализации образовательной программы «Детство» является направленность на творческий характер её применения педагогом. Методические пособия, издаваемые в серии «Библиотека программы «Детство»» и являющиеся её методическим сопровождением, носят рекомендательный характер, а не требуют копирования.
Таким образом, упражнения направленные на развитие мелкой моторики руки можно включать в качестве физкультминуток на занятиях и использовать в разных видах деятельности.
Практическая часть
Цель и задачи работы по развитию мелкой моторики руки
- Развивать зрительно-моторную координацию.
- Совершенствовать движения рук.
- Формировать графические навыки.
В соответствии с возрастными особенностями и возможностями двигательной сферы ребенка программа занятий разбита на два этапа.
Задачами 1 этапа - старшей возрастной группы с 5-6 лет являются:
1) развитие силы и точности мелкомоторных действий через систему пальчиковой гимнастики;
2) развитие гибкости суставов через силовые упражнения;
3) развитие координированности двигательных действий правой и левой
конечностей через штриховальные упражнения;
4) развитие зрительного внимания, точного восприятия форм, пространственной ориентировки на листе бумаги.
Задачами 2 этапа - подготовительной группы с 6-7 лет являются:
- продолжение работы по формированию силы, точности движений, гибкости суставов посредством гимнастических мелкомоторных упражнений,
- развитие зрительно- моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, анализа форм,
- ознакомление с основными графическими элементами письменных букв, посредством использования их в качестве декорирующих элементов,
- развития навыков конструирования через использование лекал, транспортиров, линейки,
Развитие мелкой моторики рук и графических умений у детей 5-6 лет.
На первом этапе я использую выполнение детьми: силовых упражнений(сжимание резиновых игрушек; надавливание одной ладонью на другую и т.д.), игры для развития мышц кисти руки и пальцев(шнуровки, массажоры, игры с прищепками, различные виды пальчиковых гимнастик и т.д.), графическую работу с помощью трафарета, штриховку рисунков.
Штриховка ( в заданном направлении прямыми, горизонтальными, вертикальными, наклонными линиями без линейки, от руки, волнами, дугами, короткими петлями, завитками) развивает у дошкольников зрительно- двигательную координацию, глазомер, графические умения.
Четкость точность выполнения штрихов ребенка обеспечивается выполнением следующих правил гигиены:
- Высота стола и стула должна соответствовать росту ребенка.
- Следить, чтобы ребенок сидел прямо, держа оба плеча ровно.
- Придерживал листок бумаги левой рукой.
- Локти держал так, чтобы они опирались о стол равномерно.
- Ноги согнул под прямым углом в коленях.
Для обеспечения выполнения этих правил регулярно напоминаю детям о правильной посадке и обращаю их внимание на плакат с изображением правильного положения при письме.
Из-за слабой мелкой моторики руки координации движений многим детям сложно выполнять волнистые штрихи по пунктиру, петлеобразные линии. Точному проведению штрихов помогают следующие приемы: рисование рукой линий в воздухе(игровое упражнение «карандаш-невидимка»), показ ребенком штриха пальцем или кончиком карандаша на бумаге. Выполняя линию петель, полезно проговаривать траекторию движения руки по пунктиру: " Ведем сверху вниз, закругляем влево, берем верх, закругляем, снова вниз".
Чтобы дети правильно держали карандаш, рассказываю им в игровой форме историю "Жили-были" : цыпленок - указательный пальчик, его папа - средний палец, мама - большой. На день рождения цыпленку подарили конфету - карандаш, которая была тяжелая. Решили положить ее на папу - средний палец, а мама, большой палец, сверху придерживает, а цыпленок клюет указательным пальцем.
Так ребенок обучается свободно держать карандаш, не прогибая от напряжения указательный палец в фаланге.
Перед выполнением графического задания, лепки, аппликации, рисования провожу с детьми пальчиковую гимнастику. Комплексы гимнастики включают упражнения и игры, сочетающие проговаривание текста с ритмичными движениями пальцев: сгибание и разгибание поочередно каждого пальца, поглаживающий массаж, ритмичное прикосновение большого пальца к кончикам остальных.
Интересно детям инсценировать небольшие истории, выполняя с помощью пальцев и кисти рук позы различных животных, птиц, предметов (игра «театр в руке»)
Развитие мелкой моторики руки и графических умений у детей 6-7лет.
Работа на этом этапе будет включать выполнение детьми силовых упражнений, игры для кистей рук и пальцев, пальчиковую гимнастику, занимательную штриховку с помощью трафаретов и линейки, а также штриховку элементами письменных букв.
Занимательная штриховка с помощью лекал, транспортиров, будет проводиться индивидуально с небольшой подгруппой детей. Перед графической работой дети выполняют комплекс гимнастики для кистей рук и пальцев.
Перед выполнением рисунков по образцу(составленных из геометрических фигур) можно рекомендовать детям обвести транспортир (фигурную линейку, лекалу) по-своему. Важно показать как пользоваться линейкой: положить на лист, придерживать большим и указательным пальцем левой руки, а правой обводить внутреннюю (внешнюю) часть.
При выполнении таких рисунков дети будут анализировать фигуры, находить и показывать необходимые для обводки части транспортира, фигурной линейки, лекала.
Образцы рисунков будут составляться по степени увеличения сложности формы и штриховки.
На этом этапе дети будут сами оценивать свои рисунки по различным критериям(сравнение с образцом, точность и аккуратность штриховки, точность выбора части линейки, транспортира, лекала для обводки). Так у детей формируется адекватная самооценка, что очень важно для гармоничного отношения ребенка с самим собой.
Работа с родителями
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму.
Это индивидуальные беседы с родителями, размещение в «родительском уголке» информации о развитии мелкой моторики руки, а также работа творческой мастерской для родителей.
Цель работы с родителями :
- Формировать мотивационное отношение родителей к развитию мелкой моторики руки у детей.
- Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики руки, координации движений пальцев и подготовке руки ребёнка к письму.
- Знакомить родителей с необходимыми для письма правилами , с играми на развитие мелкой моторики кисти, разными видами самомассажа кистей рук, видами пальчиковых гимнастик и разными видами детской деятельности по ручному труду, которые способствуют развитию мелкой моторики.
- Стимулировать совместное творчество.
Для того, чтобы обосновать необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки к письму, приглашаю родителей на первое родительское собрание «Зачем нужно развивать мелкую моторику руки». Рассказываю о тех трудностях, проблемах, с которыми сталкиваются дети, о приёмах, методах работы. Это вызывает расположение родителей, готовность выполнять рекомендации для преодоления имеющихся у ребёнка трудностей. На собрании предлагаю родителям принимать участие в работе творческой мастерской для совместных занятий с детьми.
Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начинают более добросовестно относиться к выполнению рекомендаций по развитию мелкой моторики руки.
Анализ условий в группе.
В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой и т.д. Кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, шнуровки, игры с прищепками, резиновые игрушки (для развития силы кисти), игры с правилами, где по игровому полю передвигаются не фишки, а пальцы, «поля» для режиссёрской игры с мелкими персонажами и массажоры на тактильные ощущения.
В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, и т.д.
В учебной зоне: ручки, карандаши, тетради, счетные палочки, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам.
В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев.
Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.
Заключение
Мною замечено, что у детей возрастает познавательная активность, желание узнавать новое, развивается интерес к чтению, письму. Вся проводимая работа повышает работоспособность детей на занятиях, снимает нагрузку. Это в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки, освоении основных графических навыков, подготовило руку ребенка к письму.
Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, т.е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.
Библиографический список.
- "Помогите малышу заговорить!" Е.Янушко. Издательство "Тревинф",2007.
- "Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству" Москва "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС"2001
- "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии" Калинина.Н.В. Разинкина А.В. ИПК ПРО 1996
- "Пальчиковая гимнастика с предметами" О.В.Багина. Н.Ф.Коробова. Москва 2006
- "Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет." Квач Н.В. "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС" Москва 2001
- "Физкультурная минутка" Е.А.Каралашвили. Творческий центр Сфера Москва 2001
- К.Утехина. "Развитие графических навыков у дошкольников" //Дошкольное воспитание №5 1998
- "Детство программа развития и воспитания детей в детском саду"
С.П."Детство-Пресс" 2000 под редакцией Т.И.Бабаевой. З.А.Михайловой. Л.Н.Гурович.
9. "Методические советы к программе "Детство" " под редакцией
Т.И.Бабаевой. З.А. Михайловой. С.П."Детство-Пресс" 2001
- Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. "Особенности психического развития детей 5-7 летнего возраста", Москва., Педагогика 1988.
- Ткаченко Т. А." Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи". //Дошкольное воспитание. 1986 -№3.
- Аксенова М. "Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи." //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8.
- Толбанова А." Пальцы помогают говорить" //Дошкольное воспитание. 1988-№9; 1989-№10.
- КольцоваМ.Н. "Двигательная активность и развитие функций мозга"Москва. 1973
Приложение.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
- Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5-10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
- Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
- Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
- Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
- Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
- "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
- Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
- Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года).
Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина
"Обезьянки")
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
10. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика, то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
11. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря;
"В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят".
Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там? Хватит ли меда всем нам до весны, Чтобы не снились голодные сны?".
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку".
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех".
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов
"Сидит белка..." Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с
мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
"Дом и ворота"
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно
друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
"Кольцо"
кончик большого пальца правой руки поочередно касается
кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и
мизинца;
то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
те же движения производить одновременно пальцами правой
и левой руки;
"Пальцы здороваются"
Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
"Оса"
выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;
"Человечек"
указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
те же движения производить пальцами левой руки;
те же движения одновременно производить одновременно
пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");
"Коза"
вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих
рук;
"Очки"
образовать два кружка из большого и указательного пальцев
обеих рук, соединить их;
"Зайчик"
вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки,
а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с
кончиком большого пальца;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих
рук;
"Деревья"
поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить
пальцы;
"Птички летят"
пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной,
производить движения вверх-вниз;
"Сгибание-разгибание пальцев"
поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого
пальца;
выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная
с мизинца;
выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой
руки;
согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять
их, начиная с большого пальца;
выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы,
начиная с мизинца;
выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой
руки;
"Бочонок с водой"
согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;
"Миска"
пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;
"Крыша"
соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
"Магазин"
руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;
"Цветок"
руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук
друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
"Корни растения"
прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальць
вниз;
одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями -
тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным
текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";
кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать,
прикаждом движении кулаки и ладони класть на стол;
положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая
раскрыта. Одновременно поменять положения.
"Кулак-ребро-ладонь"
на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Развитию ручной моторики способствуют также:
*3анятия с пластилином; глиной, соленым тестом, мелким
строительным материалом, конструктором;
*Нанизывание бус;
*Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание
колодцев;
Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку
пуговицы;
*Рисование по трафарету букв, геометрических фигур,
штриховка;
*Рисование по точкам, пунктирным линиям;
Массаж рук.
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с
внешней и тыльной стороны
2.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого
пальца
3.Упражнение "Сорока-белобока"
4.Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по
кругу
5.Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
6.Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
7.Интенсивное растирание каждого пальца
8.Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и
фронтально-тыльных сторон
9."Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их
одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму».
Консультация содержит рекомендации, направленые на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима для развития речи, а так же подготовки рук к письму....
Презентация «Мелкая моторика как средство подготовки руки к письму»
Цель:Формирование подготовки руки к письму дошкольников посредством технических способностей мелкой моторики рук....
Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.
Мастер – классдля педагогов, родителей и детей подготовительной группы...
Мастер - класс «Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.
Научить детей владеть нетрадиционными способами рисования, используя их в своих художественных работах....
«Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму»
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму"...
Конспект родительского собрания «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму»
Игры и упражнения для подготовки руки к письму....
Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму
В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у детей. Упор делается на знания - модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, обучать чтению, заниматься ин...