"Пальцы помогают говорить"
консультация (младшая группа) на тему

Носова Нина Витальевна

Консультация для родителей 2 мл. гр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paltsy_pomogayut_govorit.docx95.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

C:\Users\User\Desktop\image002_154.gif

C:\Users\User\Desktop\ruki.jpg

Подготовила воспитатель: Носова Нина Витальевна

Уважаемые родители!

      Знаете ли вы, что развитие мелкой моторики пальцев рук — один из показателей интеллектуального развития ребёнка?

     Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.

Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом.

     Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

      Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Начинать работу по развитию тонкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. В этом помогут разные игры.

Средства развития мелкой моторики:

Тонкую мускулатуру рук помогут развить:

Пластилин.

Крупа, бусы, пуговицы.

Песок.

Природный материал.

Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани.

Карандаши, счетные палочки.

Бумага.

Куклы.

Вода.

Игры с пластилином.

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

Что мы делаем с пластилином?

Мнем и отщипываем.

Надавливаем и размазываем.

Скатываем шарики, раскатываем колбаски.

Режем на кусочки.

Лепим картинки.

Готовим обед.

Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительным этапом к умению работать с другими материалами и инструментами.

Игры с бумагой.

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Игры с чётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Игры на развитие тактильных ощущений:

Игры с пуговицами.

Заполните просторную коробку пуговицами.

Опустите руки в коробку.

Поводите ладонями по поверхности.

Перетирайте пуговицы между ладонями.

Пересыпайте их из ладошки в ладошку.

Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую.

Соберите из пуговиц по образцу букву или любой узор.

Протяните шнурок через отверстия в пуговице.

Нарядите ёлку.

Игры с крупой, бусами.

«Ракушка» — круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.

«Божьи коровки» — просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, разных по размеру и с разными наполнителями. В самой маленькой игрушке может быть песок , в средней — гречневая крупа, в более крупной — горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т.п.

Прячем ручки в крупу, массируя ладошки.

Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку.

Изображаем дождь, град (дождь — манка, град – рис и т.д).

Покормим птичек (щепоткой насыпаем крупу в тарелочку).

Разберём из одной емкости по тарелочкам крупы: в одну рис, в другую гречку.

Вкусная кашка (превращаем руку в ложку и мешаем кашу в плошке).

Найди игрушку (находим игрушку-сюрприз в крупе).

Отгадай, какая крупа в мешочке.

«Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

Собираем узор из бусинок и т. д.

Игры с природным материалом.

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Рисование.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с песком.

— Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь?

Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

— Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.

— Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.

— Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Игры с водой.

Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем и др.

Игры с куклами.

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.

Массаж кистей рук и пальцев.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

массаж тыльной стороны кистей рук;

массаж ладони;

массаж пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика.

Вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Игры с массажёрами.

Упражнения с предметами для массажа:

Катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.

Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Упражнения с мячами.

Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

катать мяч по часовой стрелке;

держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания;

выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Народные пальчиковые игры.

С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Перепёлочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.

Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.

С полутора лет ребёнка надо учить:

Застёгивать пуговицы.

Завязывать и развязывать узлы.

Шнуровать игрушечную или свою обувь.

Запускать пальцами мелкие волчки.

Проводить пальцем по дорожке и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальцы помогают говорить

развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...

Пальцы помогают говорить

Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...

Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"

Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....

Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту , то и речевое р...

Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить

Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....

" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"

В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие р...