Консультация для родителей «Природа, творчество, красота»
консультация на тему
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
п. Судоверфь «Солнышко»
Консультация для родителей
«Природа, творчество, красота»
Подготовила воспитатель:
Добровольская Татьяна Аркадьевна
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами. Тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой.
Все дети любят гулять. А родители, как правило, сводят свои обязанности во время прогулки только к контролю над безопасностью детей. Но ведь именно благодаря именно родителям каждая детская прогулка могла бы превратиться из обычного время препровождения в увлекательнейшее путешествие, полноценно развивающее ребенка.
Наблюдения за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Куда важнее, думают многие из нас, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и формулировать собственные выводы. Все это, безусловно, заслуживает внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз и учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же, наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее умения читать в три года.
Экологическое воспитание и воспитание Красотой немыслимы без чувства восхищения природой. Лето для этого – одно из благодатных времён года. Цветы, травы, насекомые – всё привлекает детей. Успех взрослого зависит от умения направить взгляд ребёнка на Красоту, помочь увидеть её, услышать.
Очень важно ещё в детстве научиться замечать и видеть Красоту, понимать и чувствовать её. Порой для этого нужно всего лишь небольшое усилие – и Красота откроется.
Что нас привлекает в Красоте природы? Многое. Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов. Можно восхищаться и любоваться чем-то одним, а можно всем целиком. Так мы смотрим на луг, лес реку. Смотрим не только глазами, но и сердцем. Тогда мы испытываем восхищение, необходимое и нам, взрослым, и детям как пища для души, а порой и как лекарство. Восхищение Красотой природы делает человека лучше. Что бы мы делали, если бы вдруг природа исчезла и мы оказались запертыми в каменных джунглях городов! Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Из этого, в том числе складывается любовь к жизни и духовное здоровье.
В экологическом воспитании и воспитании Красотой нам помогают не только наблюдение за природой и общение с ней, уход за её объектами, но и игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Нам следует помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.
Цветы и бабочки – тема вечная, но каждый раз она открывает свои новые грани. Так же бесконечна и вся природа в том, что она в себе таит. Поэтому не надо думать, что, раз – другой коснувшись этой темы, мы исчерпаем её. Нет, мы можем вновь и вновь вместе с детьми находить в ней что-то для себя новое. Радость от таких открытий велика. Она укрепляет уверенность в себе, рождает интерес исследователя и многое другое.
Итак, летом выйдя из дома, постарайтесь найти цветы и бабочек. Может быть, бабочки появятся не сразу, но вы будьте настойчивы, и тогда вам повезёт. Посмотрите: как бабочки летают, как они садятся на цветы, что при этом делают. Полюбуйтесь их красотой. Детям любого возраста понятно, что бабочки пьют нектар – сладкую жидкость, которая находится в большинстве цветов. Объясните ребёнку, что самим цветам нектар не нужен – они выделяют его только для того, чтобы привлечь насекомых. Пока бабочки пьют нектар внутри цветка, волоски, которые есть на их тельце, покрываются пыльцой из созревших тычинок (можно рассмотреть тычинки в цветке – но аккуратно, не повредив их). Затем бабочки отнесут эту пыльцу к другим цветам, и у них появятся семена, из которых вырастут новые цветы. Так, что влечёт бабочек к цветам? Цвет и аромат. Ребёнок может понюхать цветок, но тоже аккуратно, чтобы не повредить. Полюбовавшись цветами и бабочками, понаблюдав за тем, как они дружат, как помогают друг другу, можно провести с ребёнком несколько игр.
Игра «Цветы и бабочки»
Для этой игры понадобиться музыка, которая будет ассоциироваться с полётом бабочек. Это должна быть лёгкая, игривая, порхающая мелодия. Например, один из вальсов Шопена (ми-минор), т.к. этот вальс подходит для этой игры: мелодия напоминает порхание бабочек, кроме того в вальсе есть фрагмент, когда темп и звучание музыки стихают. Это нужно для того, чтобы бабочка могла передохнуть, сесть на цветы, попить нектар, подарить цветам пыльцу со своих крыльев.
Из бумаги можно изготовить большие, разноцветные цветы. Эти цветы можно сделать совместно с ребёнком. Перед началом игры раскладываем цветы на полу, включаем музыку, и бабочка начинает свой полёт. Обращаем внимание на то, что бабочка летает легко, нежно перелетает с цветка на цветок.
Театрализованная игра «Три бабочки»
Перед игрой прочтите ребёнку немецкую народную сказку «Три бабочки».
Жили-были три бабочки – белая, красная и жёлтая. Все дни напролёт только и дела у них было, что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошёл проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы им укрыться, а дождь всё льёт. Добрались бабочки до белой Лилии и говорят:
- Укрой нас, позволь от дождя спрятаться.
Лилия им в ответ:
- Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и жёлтая пусть себе другое место ищут.
Тут белая бабочка ей отвечает:
- Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше нам вместе под дождём мокнуть!
И полетели дальше, а дождь все пуще льёт. Подлетели бабочки к красному тюльпану и говорят:
- Укрой нас от дождя, позволь спрятаться, мы насквозь промокли.
Тюльпан им в ответ:
- Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и жёлтая пусть себе другое место ищут.
Тут красная бабочка ему говорит:
- Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше нам вместе под дождём мокнуть!
И полетели дальше.
Добрались бабочки до Жёлтой розы и говорят:
- Укрой нас от дождя, позволь спрятаться, мы насквозь промокли.
Роза им в ответ:
- Жёлтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут.
Тут жёлтая бабочка говорит:
- Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше нам вместе под дождём мокнуть!
Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решила бабочкам помочь.
Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперёд летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе не подлетают. Так те и засохли одни-одинёшеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, мы не знаем. Только знаем, что дружба – в любой беде опора.
После прочтения этой сказки необходимо сделать декорации: цветы, белую Лилию, красный Тюльпан, жёлтую Розу, бабочек красную, белую и жёлтую. Используя слова текста разыграть эту сказку. Фоном в игре можно использовать музыку.
Помимо цветов нас окружают и деревья. При рассматривании дерева большое внимание уделяется эмоциональному восприятию дерева и природы в целом, умению видеть её красоту и сопереживать ей.
Знакомимся с деревом.
1 Предложите ребёнку познакомиться с новым другом поближе. Спросить ребёнка: хорошо ли он знает дерево? У людей есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Пусть ребёнок его внимательно рассмотрит и ответит на вопрос: для чего людям нужны ноги, руки, дереву – листья, корни, ствол, кора?
2 Какой высоты дерево? Выше или ниже ребёнка? Тоньше или толще? Предложить ребёнку встать рядом с деревом и сравнить свой рост с ростом дерева. А если сравнить рост дерева с ростом родителей – кто выше?
3 Какова «ширина» ствола дерева? Предложите ребёнку обхватить ствол двумя руками. Может ли он сомкнуть руки? Сколько нужно людей для того, чтобы обхватить ствол? Возьмите верёвку и вместе с ребёнком обмотайте её вокруг ствола. Отметьте фломастером место, где конец верёвки соприкасается с её началом. Приложите верёвку к линейке и посмотрите, какой она длины – это окружность ствола дерева.
4 У людей есть знакомые, друзья, соседи. А у дерева? Кто бегает рядом с ним? Растёт рядом с ним? Прилетает к нему? Пусть ребёнок понаблюдает за окружением дерева и выяснит это. Предложите порассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?
5 У каждого есть семья: папа и мама, бабушка и дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть ребёнок внимательно осмотрит территорию рядом с деревом и постарается найти его семью. Чем деревья похожи? Чем отличаются?
6 Спросить у ребёнка: а есть ли у нашего дерева «детки» - маленькие деревца рядом с ним, его молодые побеги (обычно идущие от ствола)? Сколько их? Они малыши или подростки?
Изучаем листья.
1 На дереве много листьев или мало? Густая у него крона или нет? Пусть ребёнок объяснит свою точку зрения.
2 Исследуйте листья своего дерева. Предложите ребёнку погладить листочек руками: Сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (гладкий, шершавый, колючий волосатый, твёрдый, мягкий). Если на нём есть волоски, рассмотрите через лупу.
3 Пусть ребёнок потрогает поверхность листа с закрытыми глазами. Что он чувствует? Можно представить, что они гладят не лист, а животное. Какое животное?
4 Предложите ребёнку потрогать кончик листа. Он острый или тупой? Мягкий или твёрдый? Пусть проведёт пальчиком по его окружности. Какой у него край – ровный, с зубчиками или с выемками. Что напоминает этот лист? С чем можно сравнить его по форме? Нарисуйте на бумаге квадрат или круг приблизительно такого же размера, как листья. Кладите поочерёдно на каждый из них лист. Куда он лучше вписывается? Возможно, что ваш листик вообще не похож ни на круг, ни на квадрат. Тогда на что?
5 Как прикрепляется лист к ветке? Внимательно рассмотрите его черешок. Какой он – округлый или плоский? Где шире – у основания листа или ближе к ветке?
6 На листе есть линии – жилки. Пусть ребёнок проведёт по ним пальцем.
7 Какого цвета листья у вашего дерева? Светло-зелёного, тёмно-зелёного? Есть ли на них пятнышки? Все ли листья на дереве одинакового цвета?
8 Есть ли следы погрызов на листьях? Какие насекомые могли это сделать? Попытайтесь найти их на дереве?
9 Сравните размеры листьев, которые растут: а) в нижней части кроны и в верхней б) внутри кроны дерева и снаружи. Отметьте, есть ли различия. Какие из них больше?
Изучаем кору и ствол.
1 Предложите ребёнку найти место, где ствол дерева самый широкий, а где – самый узкий.
2 Пусть погладит кору. Какая она – тёплая, холодная, шершавая, гладкая, твёрдая, мокрая, сухая?
3 Ребёнок ожжет понюхать кору. Что напоминает этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?
4 Если дерево старое, обратите внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает.
Изучаем корни.
1Вместе с ребёнком обнимите дерево и попробуйте его вытащить из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле?
2 Найдите место, где ствол дерева постепенно «переходит» в корни. Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твёрдые, мягкие? Пусть ребёнок представит, как корни растут в земле – уходят в глубину или «расползаются» в стороны?
3 Если дерево старое, обследуйте прилегающие к нему участки. Может быть, вы обнаружите, что некоторые корни выходят на поверхность земли.
Таким образом, формирование у детей основ экологической культуры предполагает единство и взаимосвязь таких её составляющих, как интерес к природе и проблемам её охраны:
- знания о компонентах природной среды и взаимосвязях между ними;
- нравственные и эстетические чувства по отношению к природе (жалость, любовь, сопереживание, доброта, удивление, восхищение);
- культура поведения в природе и деятельность по оказанию ей помощи;
- мотивы, которыми руководствуются дети в своих поступках по отношению к природе.
Благодаря родителям каждая детская прогулка могла бы превратиться из обычного времяпрепровождения в увлекательнейшее путешествие, полноценно развивающее ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Природа в детском творчестве".
Рекомендации родителям о том, как привить детям любовь к природе через занятия по изодеятельности; что могут сами родители для привития любви к природе....
Консультация для родителей "Культура и красота"
Консультация для родителей воспитанников детского сада о культуре и красоте вокруг нас....
Консультация для родителей "К чудесной красоте природы"
Консультация для родителей "К чудесной красоте природы"...
консультация для родителей "Совместное творчество детей и родителей"
В детских садах проводится большое количество конкурсов. Многие родители задают вопросы, не понимая их значимости как для ребенка, так и для всей семьи. И у меня назрела необходимость разъяснить, отве...
Консультация для родителей "Совместное творчество детей и родителей"
Развитие творческих и индивидуальных способностей детей через совместную деятельность...
Консультация для родителей "Учимся восхищаться красотой природы"
В консультации рассказывается о развитии эстетического восприятия в процессе наблюдения за природой, предлагаются примерные вопросы, помогающие построить беседу или соревновательную игру во время прог...