Консультации, рекомендации, советы для домашних бесед, наблюдений, чтения
материал (старшая группа) на тему
Консультации, рекомендации, советы для домашних бесед, наблюдений, чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.docx | 101.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад № 17
Консультации,
рекомендации,
советы для домашних бесед,
наблюдений,
чтения
Белая Ольга Анатольевна,
воспитатель
г. Хабаровск
Сегодня при всем разнообразии программ и технологий дошкольного образования и при наличии вариативных форм дошкольного воспитания акцент делается на обеспечение детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
Такие равные стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей универсальные психические функции, которые (вне зависимости от программы обучения и воспитания в детском саду) позволят им в дальнейшем усваивать любую информацию, любые знания. Поэтому основной целью работы педагога в дошкольном учреждении является не обучение детей или передача им как можно большего объема знаний, а развитие их. Такая формулировка цели основана на нескольких уже давно доказанных истинах:
- в дошкольном возрасте формируется психика ребенка, психические процессы, оказывающие значительное влияние на дальнейшее развитие личности;
- в дошкольном возрасте с наибольшей интенсивностью и скоростью формируются мыслительные процессы детей (Д.Б. Эльконин доказал, что в среднем и старшем школьном возрасте скорость формирования мыслительных процессов значительно ниже);
- по утверждению К.Д. Ушинского, 90% знаний, полученных в дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь;
- именно в дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья детей.
В основе нашей формы организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, лежит тематический подход.
Краткая суть тематического планирования:
- выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели;
- все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
- на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;
- для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.
Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:
- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
- Принцип последовательности.
- Принцип систематичности.
- Принцип повторности.
Использование тематического планирования позволяет значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий; позволяет исключить перегрузки детей в организованных формах обучения
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
На этой неделе тема НОД - «Золотая осень». Мы с детьми беседовали об осенних изменениях в природе.
Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку, лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времен года, повторите названия времен года и их очередность.
Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью. «В это время года дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают на хранение овощи. Птицы улетают в теплые страны. День становится короче. Листва на деревьях становится желтой, красной, оранжевой и осыпается».
Листья на деревьях меняют свой цвет - летом они были зеленые, а теперь стали желтыми, красными, оранжевыми; скоро листья опадут - начнется листопад.
Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвался листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому ненужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживет, зазеленеет.
Меньше становится насекомых - не слышно кузнечиков, не видно стрекоз, бабочек. Можно объяснить детям, что насекомые готовятся к зиме, к холодам: они прячутся в щели домов, под кору деревьев и засыпают на всю зиму до следующей весны.
Наблюдения за улетающими птицами. Можно теперь легко ответить на вопрос детей, почему от нас улетают птицы осенью. Летом дети имели возможность наблюдать, как птицы гонялись за насекомыми - комарами, мухами, бабочками. Но сейчас насекомых стало меньше - дети это видят сами. Поэтому птицы должны улетать, чтобы не погибнуть от голода. Они улетают в теплые края, где даже в зимнее время тепло и нет недостатка в пище. Но весною птицы вернутся снова.
Попробуйте разучить с детьми стихотворение.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца ...
М. Пришвин
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
На этой неделе тема наших занятий - «Деревья и кустарники».
Дети узнали, что все царство растений нашей планеты можно разделить на три «государства»: деревья, кустарники, травы и цветы. Мы обсуждали, какую пользу приносят людям деревья: они очищают воздух; дарят нам тень и прохладу в жаркий день; из деревьев, например, люди научились делать множество полезных вещей - мебель, посуду, различную хозяйственную утварь, бумагу, на которой мы пишем и рисуем; используют для строительства, дрова служат топливом для обогрева домов в холодное время года.
Дети узнали, что все деревья можно разделить на хвойные и лиственные, а среди лиственных можно выделить еще плодовые.
Дети должны видеть и понимать разницу между деревом и кустарником. Дерево - это растение, имеющее один ствол, деревянистые, твердые подземные и наземные части; ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону. В отличие от деревьев кустарники имеют несколько деревянистых стволиков, а ветви его начинаются сразу от земли.
Для того чтобы дети лучше усвоили этот материал, побеседуйте с ними о царстве растений, используя следующие вопросы:
- Можно сказать, что в царстве растений есть три государства. Можешь ли ты назвать эти три государства?
- Какие виды деревьев ты знаешь? Почему деревья называют лиственными? Какие деревья называют хвойными?
- Какие лиственные деревья ты знаешь?
- А какие хвойные деревья ты можешь назвать?
- Какие деревья называют плодовыми? Почему? Ведь плоды есть у каждого дерева.
- Почему деревья так важны для человека и вообще для всех живых существ? Какую
пользу они приносят? - Какие вещи люди научились делать из древесины?
- Почему к деревьям необходимо относиться бережно?
- Назови свое любимое дерево. Почему именно оно тебе нравится? Постарайся описать
его, нарисовать его словами.
Попробуйте разучить вместе с детьми стихотворение.
Зеленая страна
Я люблю бродить по зеленой стране.
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народИ за то, что отдаст, ничего не берет.
В той стране благодать, удивительный свет.
Вот бы нам разгадать: в чем тут главный секрет?
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь
И с зеленой страной навсегда подружись.
Е. Серова
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
Тема этой недели на занятиях по ознакомлению с окружающим миром - «Овощи и фрукты».
Чтобы дети лучше запомнили названия овощей и фруктов, загадайте им загадки:
Телятки гладки, привязаны к грядке.
(Огурцы)
Ни окон, ни дверей, полна горница людей.
(Огурец)
Кругла, а не луна; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь.
(Репа)
Кругла, а не шар; с хвостом, а не мышь; желта, как мед, а вкус не тот.
(Репа)
Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
(Картофель)
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
Скинули с Егорушки золотые перышки, Заставил Егорушка плакать без горюшка.
(Лук)
Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус как сахар сладок, на вид похож на мяч.
(Арбуз)
Есть в саду фруктовом чудо: листья ярче изумруда, Серебристые цветы, золотистые плоды.
(Апельсин)
За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
(Морковь)
Под землей огонь горит, а снаружи дыму не видно.
(Морковь)
Уродилась я на славу: голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня в них ищи.
(Капуста)
Для закрепления названий овощей и фруктов рекомендуем вам поиграть с ребенком в игру «Отгадай овощ (фрукт) по ответам на вопросы». Ведущий задумывает какой-либо овощ или фрукт, другие игроки пытаются его угадать, задавая вопросы: размер? Форма? Цвет? Хвостик есть? Какая кожица на ощупь? Вершок или корешок? Какой вкус? Кто из животных его любит? Что из него готовят? Что можно заготовить на зиму?
Эта игра учит детей точно и полно выражать свои мысли, передавать свои чувственные ощущения словами, а также позволяет им упражняться в формулировании вопросов, в преобразовании словесного описания в наглядные образы.
Уважаемые родители!
На этой неделе тема наших занятий - «Грибы».
Дети узнали, что грибы - особый вид растений. Мы рассматривали строение грибов, дети узнали новое слово «грибница». Эти знания помогут детям правильно собирать грибы, не нанося им вреда.
Большое внимание уделялось правилам безопасного поведения в природе. Пожалуйста, объясните детям еще раз, что собирать можно только знакомые грибы. Неизвестные грибы нужно сначала показать взрослым, только потом класть в лукошко. Для детей должно стать непреложным правилом, что нельзя пробовать на вкус ничего, что мы находим влесу-трибы, ягоды, растения.
Дети также узнали, что есть еще грибы, не такие, которые растут в лесу под деревьями. Это грибы плесневый, кефирный, дрожжевой. Их люди заставили работать на себя, приготовляя с их помощью лекарства, вкусный и полезный кефир, а также дрожжи, без которых невозможно было бы испечь хлеб.
Рекомендуем вам побеседовать с детьми о том, что они узнали на занятиях. Примерные вопросы к беседе могут быть такими: где растут грибы? Какие вы знаете грибы? Какие из этих грибов съедобные, а какие несъедобные? Что можно приготовить из грибов? Как можно приготовить грибы?
Как называются грибы, которые растут под березой, под осиной, на пеньках; грибы рыжего цвета (рыжики, лисички); грибы с круглыми, волнистыми шляпками (волнушки); грибы с маслянистыми шляпками (маслята); грибы, название которых похоже на лесного зверя (лисички), на домашнее животное (свинушки); грибы, которые, согласно их названию, можно есть сырыми (сыроежки); грибы, которыми морят мух; нехорошие или «поганые» грибы?
Если во время прогулки по лесу или парку вы увидите грибы, еще раз обратите на них внимание детей, вместе с детьми вспомните их названия, рассмотрите строение съедобных грибов.
Попробуйте разучить с детьми стихотворение. .
В грибном царстве
Разбежались по полянке А под елкой, а под елкой
Мухоморы и поганки, Кто-то спрятался в иголках,
Чтобы сбить тебя с пути В темной шляпке набекрень
И от белых отвести. Боровик укрылся в тень.
Там, где солнышко пригрело, А веселые ребята -
Задержаться можно смело: Тонконогие опята -
Значит, здесь семья маслят Притаились возле пня
Или рыжики стоят. И кричат: «Ищи меня!»
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес
Это чудо из чудес.
3. Александрова
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
Тема этой недели на занятиях по ознакомлению с окружающим миром - «Хлеб».
Дети узнали о том, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появится на наших столах, какой огромный труд вкладывают в него люди. Мы повторили названия профессий людей, которые выращивают и производят хлеб: трактористы, комбайнеры, шоферы - механизаторы, агрономы, селекционеры, рабочие на мукомольном заводе, пекари в пекарне.
В хлеб вложен огромный труд, поэтому и отношение к хлебу должно быть бережное, почтительное.
Еще раз поговорите с детьми о том, что хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Считалось, что если в доме есть хлеб - значит, голод не страшен.
Дети узнали, что хлеб делают из муки, а мука производится из зерна. Из разных зерновых культур делают разную муку, а из нее получается разный хлеб: из пшеницы - пшеничная мука и пшеничный хлеб, из ржи - ржаная мука и ржаной хлеб, из гречихи - гречишный хлеб, из кукурузы - кукурузные лепешки. Из муки делают также различные кондитерские изделия: печенье, торты, вафли, пирожки, пряники, пирожные, кукурузные хлопья.
Для закрепления этого материала рекомендуем вам провести с ребенком беседу. Предлагаем следующие вопросы к беседе:
- Расскажи, как ты понимаешь фразу: «Хлеб - всему голова»? Почему так говорят?
- Вспомни, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Люди каких
профессий выращивают хлеб? - Люди каких профессий сохраняют хлеб? А как называются строения, в которых хра
нится зерно? - А чем занимаются селекционеры? Расскажи об их работе.
- Люди каких профессий занимаются изготовлением хлеба и различных изделий
из муки? - Вспомни, какие поговорки, пословицы ты знаешь о хлебе.
При проведении беседы особое внимание обратите на то, как ваш ребенок понимает значение поговорок и пословиц, заключенную в них народную мудрость. Попробуйте разучить с детьми стихотворение.
Руки человека
Склонила тяжелую голову рожь. Я долгую зиму в земле пролежала,
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь! Ютилась под снегом,
Спасибо земле, От стужи дрожала,
Что была моим домом, Но солнце меня отогрело давно,
И сильным рукам, И я принесла золотое зерно.
Моим старым знакомым.
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!
Я помню, как руки трудились упорно, А если меня вы посеете снова,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна, Я снова под снегом дорогу найду
А нынче они урожай уберут. И колосом стану,
Спасибо вам, руки, И к людям приду».
За добрый ваш труд!
Я. Дягутите
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
На этой неделе мы знакомим детей с домашними животными. Дети узнали, как и почему человек одомашнил животных. Мы беседовали о том, как человек ухаживает за домашними животными и какую они приносят пользу. Дети вспомнили, как называют детенышей домашних животных.
Рекомендуем поиграть с детьми в игру «Папа, мама и ребенок». Ведущий называет первое слово, например «Папа - бык», второй игрок продолжает «Мама - корова, ребенок- теленок». Ведущий: «Один - теленок, а много - ...».
Детям очень нравятся загадки о животных. Поиграйте с ними в «Загадки и отгадки».
Зеленые глаза - Шубу дважды в год снимает.
Всем мышам гроза. Кто под шубою гуляет?
(Кошка) (Баран, овца)
Что за зверь со мной играет? Заплелись густые травы,
Не мычит, не ржет, не лает, Закудрявились луга,
Нападает на клубки, Да и сам я весь кудрявый,
Прячет в лапках коготки! Даже завитком рога.
(Котенок) (Баран)
Рыжий молокозавод Идет, идет, бородой трясет,
День жует и ночь жует, Травки просит:
Ведь траву не так легко «Ме-ме-ме, дай-ка
Переделать в молоко. Вкусной травки мне!»
(Корова) (Коза)
Кто имеет пятачок, Не пахарь, не кузнец, не плотник,
Не зажатый в кулачок? А первый на селе работник.
(Свинья) (Конь)
Заворчал живой замок, Спереди - пятачок, сзади - крючок,
Лег у двери поперек. Посредине спинка, а на ней щетинка.
(Собака) (Свинья)
Во дворе поставлен дом, Быстрый прыжок, теплый пушок,
На цепи хозяин в нем. Красный глазок.
(Собака) (Кролик)
Эту игру можно преобразовать в «Придумай загадку». Она учит детей выражать свои мысли, будит фантазию, развивает творчество детей. Нужно придумать загадку про любой предмет, в нашем случае - про домашнее животное, не обязательно стихотворную.
Рекомендуем прочитать детям:
- Г.Х. Андерсен. Гадкий утенок.
- С. Михалков. Три поросенка.
- С. Маршак. Сказка о глупом мышонке.
- Бр. Гримм. Бременские музыканты.
- Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят».
- Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот.
- Р. Киплинг. Кошка, гулявшая сама по себе.
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
Тема этой недели - «Дикие животные средней полосы России».
Попробуйте повторить эту тему в играх и беседах с детьми. Например, вспомните, каких диких животных можно увидеть в наших лесах, пусть ваш ребенок попробует описать (составить описательный рассказ) это животное, придумать про него загадку. Попробуйте вместе вспомнить сказки, в которых героями являются дикие животные, например, «Лиса и волк», «Лиса-повитуха», «Заячья избушка», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль». Спросите у ребенка, какими качествами или чертами характера обладает волк из сказки «Лиса и волк». Помните, как он ловил рыбу в проруби хвостом? Бедный обманутый волк остался без хвоста и без рыбы, был бит, в то время как хитрая лиса наелась рыбки, полакомилась тестом да еще и проехалась верхом на волке. С каким человеком ассоциируется у вас волк? А лиса? Спросите об этом у вашего ребенка.
Попробуйте вместе придумать какую-нибудь сказку, в которой героями тоже будут дикие животные. Наделите их определенными чертами характера, придумайте им имена. Мы думаем, что это занятие будет увлекательно и для вас, и для вашего малыша. Рекомендуем разучить с детьми стихотворения.
Бобер Хитрый ежик
Посмотри-ка на бобра: Хитрый ежик-чудачок
Без пилы, без топора Сшил колючий пиджачок:
Валит он в лесу осину, Сто булавок на груди,
Строит в заводи плотину! Сто иголок позади.
Зубы крепкие бобра Ходит ёж в саду по травке,
Поострее топора! Натыкает на булавки
Грушу, сливу - всякий плод,
Н. Костарев Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым Возвращается к ежатам.
П. Воронько
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
Тема недели - «Животные жарких стран».
Вместе с детьми мы выяснили, что мы понимаем под словами «жаркие страны» - это и пустыни, и жаркие равнины - полупустыни, и плодородные тропические степи - саванны, и влажные тропические леса - джунгли.
Животные особо жарких районов Земли приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды. У многих из них кроме большой поверхности тела еще и большие уши, позволяющие испарять больше воды, а это сильнее охлаждает тело. Вот почему у многих животных тропических районов большие уши (слон, тушканчик, пустынная лисица, гиена). А вот у животных полярных районов уши, наоборот, маленькие, плотно прижатые к голове.
У многих (например, у верблюда) большие запасы подкожного жира, который при жаре перерабатывается в воду, и животные могут подолгу обходиться без воды. У верблюдов такой запас жира находится в горбах. Это очень важно: если бы жир был распределен равномерно по всему телу, как у животных полярных областей (моржа, белого медведя, тюленей), то верблюда ожидал бы тепловой удар. То, что жир сосредоточен в горбах, помогает верблюду спокойно переносить жару и таскать на себе достаточные для него запасы воды в виде жира. Кроме того, у верблюда на ногах есть специальные мозолистые подушки. Поэтому при соприкосновении с горячим песком пустыни подошвы ног верблюда не получают ожогов. Такие же мозоли есть и на коленях верблюда - ведь иногда верблюд ложится на горячий песок, чтобы отдохнуть.
Вспомнили животных равнин: травоядные - жирафы, слоны, носороги, бегемоты, различные антилопы (антилопы гну, куду, газели, зебры); хищники - львы, леопарды, гепарды, ягуары; птицы - страусы, грифы, птица-секретарь.
Животные пустынь: верблюды, ослы, антилопы, различные подземные животные (кенгуровые крысы, мыши, тушканчики).
Животные тропических лесов: травоядные - разнообразные обезьяны, ленивцы, цепкохвостые медведи, лемуры; хищники - тигры, леопарды, гепарды, оцелоты, ягуары; птицы -туканы, разнообразные попугаи, павлины, райские птицы, фазаны и другие.
В течение занятия неоднократно подчеркивалось, что животные хорошо приспособлены к жизни в том климатическом поясе, где они «прописаны».
Например, яркая окраска тропических птиц позволяет им «слиться» с растительностью и делает незаметными для хищников.
Пятнистая черно-желтая окраска ягуара также служит ему хорошей маскировкой.
Большую роль для выживания играют также огромные уши и хобот слона, и длинная шея жирафа.
Еще раз побеседуйте с детьми о том новом, что они узнали на занятиях. Поверьте, это доставит удовольствие и вам, и им.
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
Тема наших занятий на этой неделе - «Правила и безопасность дорожного движения». Просим вас всегда помнить о том, что именно вы являетесь для вашего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Поэтому не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице.
К моменту поступления ребенка в школу он должен четко усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
- играть только в стороне от дороги;
- переходить улицу там, где обозначены пешеходные переходы, где их нет - на перекрестках по линии тротуаров;
- переходить улицу только шагом, не бежать;
- посмотреть при переходе улицы сначала налево, а потом направо;
- при переходе улицы следить за сигналами светофора;
- не пересекать путь приближающемуся транспорту;
- входить в любой вид транспорта и выходить из него только тогда, когда он стоит,
нельзя прыгать на ходу; - не высовываться из окна движущегося транспорта;
- выходить из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или
обочине дороги; - не выезжать на велосипеде на проезжую часть;
- если ты потерялся на улице, не плачь, попроси милиционера помочь тебе, назови
свой домашний адрес.
Светофор
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:,
«Свет зеленый - проходи.
Желтый - лучше подожди.
Если свет зажегся красный -Значит, двигаться опасно!
Стой! Пускай пройдет трамвай, Наберись терпения!
Изучай и уважай
Правила движения!»
Р. Фархади
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
На этой неделе наши занятия объединены общей темой «Наземный транспорт».
Дети узнали, что существуют различные виды транспорта - наземный, подземный, водный, воздушный.
Среди наземного транспорта различается городской транспорт и междугородний, автомобильный и железнодорожный, а среди автомобилей есть грузовые и легковые. На железнодорожном транспорте также есть пассажирские поезда для перевозки людей и товарные для перевозки грузов, есть даже специальные почтово-багажные поезда.
В городском транспорте мы рассмотрели отдельные его виды: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси, такси, метро; грузовой транспорт; специальный транспорт – пожарные машины, машины «скорая помощь», машины милиции, уборочные машины.
Мы также вспомнили правила поведения на улицах большого города: правила движения по улице, перехода проезжей части, правила поведения в транспорте.
Для того, чтобы дети лучше усвоили этот материал, рекомендуем вам побеседовать с ними о наземном транспорте.
Рекомендуемые вопросы к беседе:
- Пожалуйста, вспомни правила поведения людей на улице города.
- Расскажи о правилах перехода через проезжую часть улицы.
- А теперь вспомни, какие машины ты встречал на своей улице? Опиши, каконивы
глядят. - Какие виды городского транспорта ты знаешь? Какие из них принадлежат к назем-
ному транспорту? - А какие машины специального назначения ты встречал на своей улице? (Пожарная,
«скорая помощь», милицейская, уборочные машины, машины «Продукты»
и «Хлеб».) - Как ты думаешь, почему пожарная машина и машина «скорая помощь неподчиняются
обычным ПДД? Почему им разрешено проезжать даже на красный сигнал светофора?
• Какие ты знаешь дорожные знаки, которым должен подчиняться любой водитель?
Разучите с детьми стихотворение.
Скверная история
Движеньем полон город - Волнуются шоферы,
Бегут машины в ряд. Во все гудки гудят,
Цветные светофоры Колеса и моторы
И день, и ночь горят. Остановить хотят.
И там, где днем трамваи Свернул водитель круто,
Звенят со всех сторон, Вспотел, как никогда:
Нельзя ходить зевая, Еще одна минута -
Нельзя считать ворон. Случилась бы беда.
Но кто при красном свете И взрослые и дети
Шагает напрямик? Едва сдержали крик:
А это мальчик Петя - Чуть не убит был Петя -
Хвастун и озорник. Хвастун и озорник ...
С. Михалков
Уважаемые родители!
Мы продолжаем знакомство с различными видами транспорта.
Дети познакомились с водным транспортом.
Вместе с детьми мы проследили историю развития водного транспорта: от плота к лодке, затем к парусным кораблям, к гребным судам (галерам), от парохода к теплоходу, затем к судам на подводных крыльях и к подводным лодкам. Дети узнали о том, что у разных народов формы лодок, весел были разными, разными были и материалы, из которых они делались (выдолбленные стволы деревьев, стебли тростника). Со временем усложнялись конструкции кораблей и парусов. Первые корабли с паровыми двигателями появились всего 190 лет назад (в Англии, а затем в Америке). Теплоходы и подводные лодки на мазуте появились только в начале XX века, а суда на подводных крыльях - всего 40 лет назад в России.
Историки узнали, что первая в России подводная лодка была построена при Петре I крестьянином-самоучкой из Подмосковья Ефимом Никоновым и испытана на Неве.
Наши предки выдалбливали середину ствола большого дерева, стесывали края и концы и делали челны. Ставили парус и получался маленький кораблик ладья. Если сделать много ярусные паруса, то получатся каравеллы, фрегаты, шхуны. Галера – военное судно, на котором используются и паруса, и весла. Поставив на корабль паровую машину и приспособив лопасти, человек научился делать пароходы. Заменив гребное колесо на гребной винт, человек поплыл по океанам на теплоходах.
Есть особые корабли, чтобы плавать во льдах - ледоколы. Есть корабли-пожарники, корабли-краны, корабли-рыболовы, корабли-аэродромы, корабли-нефтяники, рудовозы.
Дети узнали, люди каких профессий трудятся на водном транспорте. Это кораблестроители, инженеры-конструкторы, рабочие-сварщики, сборщики на верфи; на кораблях плавают моряки - капитан, боцман, штурман, лоцман, радист, матросы, механики, юнги, на пассажирских пароходах - стюарды.
Для того чтобы дети лучше усвоили этот материал, рекомендуем вам побеседовать с ними о различных видах водного транспорта, еще раз обсудить, какие корабли плавают по рекам, морям и океанам в наши дни.
Рекомендуем разучить с детьми стихотворение.
Эта книжечка моя про моря и про маяк (отрывок)
Разрезая носом воды, Закружит волна круженье,
Ходят в море пароходы. вот и кораблекрушение.
Дуют ветры яростные, Вдруг – обрадован моряк:
Гонят лодки парусные. загорается маяк,
Вечером,
А также к ночи,
Плавать в море трудно очень. В самой темени как раз
Все покрыто скалами, показался красный глаз,
Скалами немалыми. Поморгал -
Ближе к суше еле-еле и снова нет,
И опять зажегся свет.
Даже днем обходят мели. Здесь, мол, тихо -
Все суда
Капитан берет бинокль, заплывайте вот сюда,
Но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно - В. Маяковский
Даже берега не видно.
Уважаемые родители!
Мы продолжаем изучение различных видов транспорта.
Дети познакомились с еще одним видом транспорта - воздушным, узнали об истории воздухоплавания.
Человек всегда завидовал птицам, и ему очень хотелось научиться летать. Мечты человека о полетах нашли отражение в народных сказках и легендах.
Из истории известно, что в древности все попытки людей летать с помощью искусственных крыльев были безуспешны. Старинные китайские книги рассказывают о том, что люди в Китае давно научились подниматься в ветреную погоду в небо на больших воздушных змеях, которые привязывались прочными тросами к повозкам, запряженным лошадьми. Однако воздушный змей только поднимает человека в небо, но не может переносить его по воздуху набольшие расстояния (т.е. не является транспортным средством). Авотматерчатые шары, наполненные горячим воздухом, могли не только поднимать людей в небо, но и переносить их по ветру на довольно большие расстояния. Первые воздушные шары появились более 200 лет назад. Примерно через 100 лет появились и управляемые, наполненные легкими газами дирижабли («дирижабль» в переводе с французского означает «управляемый»). Первые самолеты появились немного позже дирижаблей во Франции.
Побеседовали с детьми о «воздушных» профессиях: летчик или пилот самолета, пилот космического корабля, радист, штурман, который прокладывает курс самолета, инженер, стюардесса, вертолетчик, механики, конструкторы, рабочие на аэродроме, самолетостроители, техники.
Для того чтобы дети лучше усвоили этот материал, рекомендуем вам побеседовать с ними о воздушном транспорте.
Вопросы к беседе:
- Какие виды воздушного транспорта ты знаешь?
- Знаешь ли ты какую-нибудь историю или сказку про полеты человека?
- Кто первым поднялся на воздушном шаре?
- Кто первым полетел в космос?
- Кто первым побывал на Луне?
- Какие ты знаешь сказочные летательные аппараты (ковер-самолет, ступа у БабыЯги,
деревянный конь, Конек-Горбунок и др.).
Предложите детям отгадать загадки.
Закричу, заурчу, Крыльев нет у этой птицы,
Винтом заверчу, Но нельзя не подивиться:
В небеса улечу. Лишь распустит птица хвост -
(Вертолет) И поднимется до звезд.
(Ракета)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом. С виду это самолет.
Развернется над лугами, Крылья есть и есть пилот.
Отливает серебром. Хорошо летать умеет,
(Самолет) Но мотора не имеет.
(Планер)
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с гор на санках. Но все же постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идете утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей на:
1. Наблюдение за тем, как идет снег. Наблюдая снегопад, обратите внимание детей на
то, как изменяется форма снежинок в зависимости от погоды.
В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на цветы или звездочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или темном рукаве пальто.
При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идет «снежная крупа». При сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи.
В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.
Когда нет мороза, во влажную погоду, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают все вокруг;
2. Когда идет сильный снег, можно объяснить детям, что это снегопад, и спросить, как
они думают, почему его так называют люди.
Обратите внимание детей на зимние деревья.
Когда после оттепели ударит мороз, деревья, их ветви и ствол покрываются ледяной корочкой, и, тихо позванивая, ударяются друг о друга ледяные ветви.
Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их тончайшим кружевом.
Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такие сравнения: «У елки ледяные пальчики», «Елка закуталась в снег до самых глаз, как в пуховое одеяло», «Красиво, как в снежном царстве».
Зимой в особом нашем внимании и помощи нуждаются зимующие птицы.
Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и подкармливайте птиц.
К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнаются воробьи по коричнево-серому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив перышки, нахохлившись – так они греются. Дети должны узнавать снегирей по розовой грудке и серо-синему оперению. Можно подсказать детям сравнение «как розовые яблоки на снегу».
Наблюдения за синичками. Дети должны узнавать и синиц по желтой грудке и черному галстуку. Синицы в основном питаются вредными насекомыми, которых вытаскивают своими острыми клювами из-под коры деревьев. Пусть дети понаблюдают за синичками, сидящими на ветке дерева. Объясните детям, что в гололед, когда ветви деревьев покрываются корочкой льда, синички голодают, потому что не могут доставать насекомых из-под коры. В такое время необходимо подкармливать птичек. Синички любят сало.
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
Тема недели - «Народные праздники на Руси. Народный фольклор».
Дети узнали о праздновании Нового года и Рождества на Руси в древности, о традициях, сложившихся в народе при праздновании Нового года.
В частности, дети узнали о том, что в древности начало года приходилось на весну и совпадало с началом весенних полевых работ. Позже, в средние века, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. К этому времени завершались основные полевые работы по уборке урожая.
Только при Петре I приход Нового года стали отмечать 1 января. Эта традиция пришла к нам из стран Западной Европы.
В разных странах этот праздник отмечают по-разному, у разных народов сложились свои традиции обычаи при встрече Нового года.
В России перед приходом этого праздника в крестьянских избах и господских домах наводили порядок, выбрасывали старые, не нужные вещи, украшали дома. Новогодние елки стали украшать в России сравнительно недавно – этот обычай император ПетрI также привез из-за границы. Впервые елки стали наряжать в Англии, эта традиция идет от друидов, веривших, что в каждом дереве живет живая душа. Вечно зеленая ель олицетворяла вечное могущество природы, и ее вечное возрождение.
Дети узнали, что неделя между новогодним праздником и Рождеством на Руси называется святочной неделей. Святки на Руси всегда праздновались весело, с ними связаны три народных обычая: гадание, ряжение и колядование.
С большим интересом дети слушали рассказы о разных гаданиях, которыми увлекались наши прабабушки и прадедушки: и гадание над блюдом с водой, в которое бросали колечки и сережки, и над которым пели подблюдные песни; и гадание при свечах перед зеркалами; и бросание башмачка через забор; и гадание на имя своего суженого.
Рекомендуем вам побеседовать с детьми о старинных русских обычаях празднования Нового года и Рождества. Придумайте вместе с ними новые колядки с пожеланиями счастья и здоровья всем родным и близким.
Стихотворение для заучивания.
Встреча зимы
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас–
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь
На морозе горит.
И. Никитин
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
Тема этой недели на занятиях по ознакомлению с окружающим миром – «Старинные русские обычаи - взаимопомощь и сострадание и «Старый русский обычай гостеприимство».
Целью наших занятий было знакомство детей со старинной русской жизнью; разговор о том, откуда пошли русские обычаи – гостеприимство, сострадание и взаимопомощь, где их исторические корни.
Цель – воспитание интересах к истории родной страны, русского народа; воспитание национального самосознания и национальной гордости у наших детей; воспитание у них таких качеств, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему, желание оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Одновременно повторили правила современные правила поведения в гостях, приема гостей, правила поведения жизни в обществе и работы в коллективе. Вместе с детьми рассуждали, о том, много ли от старинных обычаев осталось в нашей современной жизни.
Рекомендуем вам повторить вместе с детьми и ещё раз разъяснить им новые слова, которые они узнали на занятии: гостеприимство, хлебосольство, радушие, сострадание, хлеб и соль, чаепитие, добро, помощь, нужда.
Объясните детям смысл пословиц и поговорок:
Гость доволен- хозяин рад.
Для дорого гостя и ворота настежь.
Много гостей – много новостей.
Гостью щей не жалей – и погуще налей.
Доброе дело два века живет.
Добрые дела и до смерти живут.
Делай добро и жди добра.
С миру по нитке - голому рубаха.
Со всякого по крохе – голодному пироги.
Живи для людей, поживут люди для тебя.
Как аукнется, так и откликнется.
Худо тому, кто добра не делал ни кому.
Рекомендации для родителей.
Уважаемые родители!
На текущей неделе мы с детьми изучаем тему - «Огонь - друг, и огонь - враг!». Мы беседовали о полезных делах огня – он обогревает наши дома, с помощью огня мы можем готовить пищу. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпичи, из которых строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из нее делают трубы и станки, автомобили и самолеты... А автомобили и самолеты тоже движутся с помощью огня. Ведь в моторах, в реактивных двигателях сгорает топливо, а горение – это жизнь огня.
Топливо сгорает в топках электростанций, и они производят электрический ток. Выходит, что ток и огонь – ближайшие родственники. Ток освещает наши дома и улицы, током «питаются» огромные заводы, все наши электроприборы.
Но огонь может быть не только добрым помощником людей. Неосторожное обращение с огнем превращает его в нашего злейшего врага. Рекомендуем вам побеседовать с детьми об основных правилах безопасного обращения с огнем. Начните беседу с загадки - это пробуждает детский интерес, рождает массу вопросов, на которые вам придется ответить. Очень важно для детского развития то, что инициатива приобретения жизненно важных знаний будет исходить от ребенка.
Богатырь медноволосый – без ушей, без глаз, без носа –
Пожирает все кругом: Стол, бумагу, платье, дом.
Угостишь его водой – Сникнет сизой бородой.
Приготовьтесь ответить на детские вопросы или попробуйте задать их сами:
- Как ты думаешь, почему огонь в загадке назван богатырем?
- Почему его называют медноволосым? Действительно волосы у него из меди или они
по цвету похожи на медь – такие же ярко-рыжие, сверкающие? - Что значит «пожирает все кругом»? (В данном случае это образное выражение оз-
начает, что огонь может очень быстро уничтожить окружающие нас предметы из де-
рева, бумаги, ткани.) - Что это за «сизая борода» есть у огня? Это серый (сизый) дым, который образуется
при тушении огня водой.
Научите ваших детей правильному поведению при пожаре.
Ваш ребенок должен четко усвоить два «нельзя» - строгих запрета при угрозе пожара:
- Нельзя прятаться под стол, под кровать, в шкаф, пытаясь спастись от огня;
- Нельзя пытаться потушить пожар самостоятельно.
А что же может и должен сделать ваш ребенок? Прежде всего, немедленно выбежать из квартиры или дома, в которой обнаружен очаг возгорания. Только покинув горящую квартиру или дом, он может позвать на помощь соседей, позвонить с любого доступного ему телефона, набрав телефон 01. Ребенок должен при этом четко назвать свою фамилию, имя и свой домашний адрес. Попробуйте «прорепетировать» с ребенком опасную ситуацию и проверьте, знает ли он жизненноважные сведения, сможет ли сказать о них в опасной ситуации.
Рекомендации для родителей.
Уважаемые родители!
Тема недели на занятиях по ознакомлению с окружающим миром - «Народные праздники на Руси. Масленица».
В церковных книгах после дня неделя перед началом Великого Поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, мясом, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым – одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки: «Не житье, а масленица», «Как коту масленица».
Каждый день Масленицы имеет свое название: понедельник - «встреча», вторник-«заигрыш», среда - «перелом», четверг - «широкий», пятница - «тещины вечера», суббота - «золовкины посиделки», «проводы», воскресенье - «прощеный день».
Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки – славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц: «Месяц, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару».
Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души умерших родственников съедятих: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок».
Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество.
Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы и парни – покататься со снежных гор, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины и спечены – просим пожаловать!» На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого Поста наступал другой праздник – Красная горка – традиционное время свадеб.
В среду теща приглашала на блины зятя: «Теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал, теще спасибо сказал».
С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутри помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенкам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания боя победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал проводов зимы.
В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих тещи оказывать им всевозможные почести.
В субботу, на «золовкины посиделки», молодая невестка приглашала в гости своих родных.
Проводы Масленицы, «прощеное воскресенье», сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, которое олицетворяло зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день за деревней жгли костры, и молодежь прыгала через огонь – в этом обычае нашел отражение древний обряд очищения огнем. В «прощеное воскресенье» было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими – подготовиться к Великому Посту.
Рекомендации для родителей.
Уважаемые родители!
Тема текущей недели - «Что нам стоит дом построить». Мы рассматривали фотоиллюстрации с изображением различных зданий – и старинных, и современной архитектуры, расположенных в Москве и других городах мира. Ребята узнали, люди каких профессий работают на строительстве самых разных зданий. Главная мысль, которую мы старались донести до детей, заключается в том, что любая профессия, любое дело, приносящее пользу людям, почетно. Важно, чтобы любая работа выполнялась с любовью и старанием.
Рекомендуем вам прочитать вместе с детьми стихотворение С. Баруздина «Кто построил этот дом?», чтобы еще раз побеседовать с детьми о строительных профессиях.
КТО ПОСТРОИЛ ЭТОТ ДОМ? Каменщик
На улице Садовой На стройке жаркая пора,
Дом построен новый. Сигнал уже пробил.
В нем столько светлых окон - Сегодня каменщик с утра
Считать не сосчитать, К работе приступил.
А крыша так высоко, Ему идет двадцатый год,
Что птицам недостать. А он уже герой:
В доме – десять этажей, Быстрее всех кирпич кладет
В доме – тысячи людей. Строитель молодой
Кто построил этот дом, • Кладет кирпич за кирпичом -
Дом, в котором мы живем? Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Всевышеновый дом.
Архитектор
Маляр
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный. Красить комнаты пора -
Строит дом карандашом Пригласили маляра.
На листе бумажном. Но не с кистью и ведром
Нужно все нарисовать, Наш маляр приходит в дом:
Вычислить, проверить, Вместо кисти он принес
Все квартиры сосчитать, Механический насос.
Лестницы и двери. Брызжет краска по стене,
Чтоб стоял он много лет, Солнце светится в окне.
Чтобы был в квартирах свет, Стали стены голубыми,
Ванны, умывальники Словно небо в вышине.
Для больших и маленьких. Новый дом почти готов -
Примет к празднику жильцов! Вот кто строил этот дом, Дом, в котором мы живем!
С. Баруздин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для работы с родителями. Рекомендации, советы.
На стенд для радителей в ДОУ...
Самая интересная информация для родителей (папки передвижки,рекомендации, советы и многое другое)
Конструирование,ЗОЖ,аппликация,развитие речи дома и др....
«ЛЕТО-ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ» рекомендации – советы по организации и проведению летнего периода
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ С РЕБЁНКОМ (советы-рекомендации) Наконец долгожданное лето наступило или вот-вот наступит. Наконец ребенок будет на природе. А ...
Картотека консультаций, памяток, рекомендаций, советов для родителей.
Картотека консультаций, памяток, рекомендаций, советов для родителей....
Рекомендации-советы в папку-передвижку психолога
Советы родителям по формированию адекватной самооценки ребенка. Как построить общение взрослого с гиперактивным ребенком! Советы психолога родителям замкнутых детей! Как стр...
КОНСУЛЬТАЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ, СОВЕТЫ
Здесь представлены консультации, советы, рекомендации для педагогов, родителей и других участников образовательного процесса...
Методическая копилка для просвещения родителей по приобщению детей к книге. Рекомендации, советы, рекомендуемая литература для чтения.
Дидактическая игра как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.Рекомендации для родителей по приобщению детей к книге. Сотрудничество с родителями по приобщеию детей к чтени...