Особенности нарушений письменной речи и пути их преодоления
консультация на тему

Колмакова Наталья Вячеславовна

Буклет включает в себя задания на развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura_2.docx66.38 КБ

Предварительный просмотр:

В этой маленькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, стерки, скрепки, кнопки –

Все, что нужно для души.

                          (Пенал)

Составьте по схеме имена детей.

3.jpg

Особенности нарушений письменной речи и пути их преодоления

Рекомендации для воспитателей

и родителей

Учитель-логопед

Никифорова Н.В.

Катайск 2014г.

Ва                              ________________

То                              ________________

По                             ________________

Ко              ЛЯ  ________________

Ю                               ________________

Га                              ________________

О                               ________________

Отгадайте ребусы.

 

http://pedlib.ru/books1/2/0154/image033.jpg

http://pedlib.ru/books1/2/0154/image108.jpg

Заполните таблицу.

Ш

И

Ш

И

Ш

И

Ш

И

Комнатная складная перегородка

Строительный материал

Шелковая мягкая тонкая ткань

 Плод хвойных растений

Языковой анализ и синтез

Составьте предложения из данных слов.

Из, бабушка, крупы, сварила, суп, крупяной.

Подносе, лежала, на, медяков, кучка, медном.

Украсила, пирог, ягодками, Таня, свежими, ягодный.

На, утром, росным, лугу, я, соберу, росинки.

По, заскользила, земле, снежная, поземка.

Расставьте слова загадки по порядку. Прочитайте и разгадайте ее.

Ключ: 1- землю, 2- устал, 3-скопала, 4- а, 5- мной. 6- копал, 7- ничуть, 8- и, 9- не, 10- я, 11- тот, 12- устала, 13- кто.

10

1

3

7

9

12

4

13

5

6

11

8

2

Списать предложения, выбирая подходящие по смыслу прилагательные.

На землю обрушились (дождевые, дождливые) потоки.

За деревней посадили (яблочный, яблоневый) сад.

Волны выбросили лодочку на (каменистый, каменный) берег.

Литература

1. Еджменкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003.

3. Фролов Е.А. Логопедия. - М.: Просвещение, 1999.


«Грамотное письмо –

не просто движение пишущей

   руки,а особая речевая деятельность.

Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание».

Н.С. Рождественский.

     Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных.                              Существует 5 видов дисграфий:

  1. Артикуляторно-акустическая.
  2. Акустическая.
  3. Дисграфия,обусловленнаянесформированностью языкового анализа и синтеза.
  4. Аграматическая.
  5. Оптическая.      

      Одним из распространенных видов является дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза.

      Синтез – соединение, сочетание, составление.

     Анализ – деление целого на составные части.

     Дисграфия,обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:

- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: циклические повторения, замены

предшествующих букв последующими;

- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, смешение элементов слов, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

     Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

     У детей с дисграфией, обусловленной  несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся:

- ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез);

- ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);

- ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).

Звуко - буквенный и слоговой анализ и синтез

Хлопни в ладоши, если услышишь звук А:

а) из ряда гласных – У, О, И, А, Э, А, Ы, О, А.

б) из сочетания гласных – АУ, АО, ИА, ОЭ.

в) из слогов – АМ, УВ, ОР, ИП, АК, УФ, ЭТ.

Слоговой и морфологический анализ и синтез

Прочтите и определите, где слог, а где слово:

ПЛАТОК      ТИ      ША      УС      КУ     ПОЛ    КОТ               ТОН    ДО      ФИ      РИС  ТУ

Составьте из слогов слова и запишите их. Какие слова состоят из одного слога?

КАР          БАН          СУ          ХОД

         ТА             ФО          ХА                ЛЕС

НАРЬ      КА             РИК      МОХ

 

Отгадайте загадки.

Черные, кривые,                

До рождения немые,

Встанут в ряд –

Вмиг заговорят.

                          (Буквы) 

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки горы океаны.

                          (Глобус)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности предупреждения нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Профилактика нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Письмо - сложный вид психической деятельности....

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

Развитие фонематических функций как средство преодоления нарушений письменной речи.

В статье раскрыты понятие "фонематический слух", "фонематическое восприятие", определения и рассмотрения этих понятий различными авторами. Освещена необходимость формирования и развития фонематических...

Особенности нарушений процесса чтения и пути их преодоления

Значение речи в жизни подрастающего поколения; как фонематический слух влияет на овладение процессом чтения; как научить ребенка читать (для начинающих читать); игры на развитие фонематического слуха....

Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи

Статья посвящена проблеме усвоения письма   и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи....

Методическая разработка " Нарушение письменной речи у дошкольников, предупреждение нарушений, коррекция акустической дисграфии"

   Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе.  Он  же  одновременно...