Подготовка детей к школе. Родителям будущих первоклассников.
консультация (старшая группа) на тему
В информации для родителей даны рекомендации по подготовке детей к школе: развитие мелкой моторики, освоение некоторых упражнений для развития логики и мышления и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole.docx | 284.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 281
Дошкольное отделение № 2
П О Д Г О Т О В К А Д Е Т Е Й К Ш К О Л Е
Воспитатель: Шкилькова Н.В.
2015
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
Подготовка к школе – самая ответственная работа для дошкольника. Взрослые (родители и воспитатели) должны все усилия направить на освоение детьми базовых дошкольных знаний. В противном случае ребенок будет чувствовать себя некомфортно в первом классе, в дальнейшем может пропасть желание учиться вообще и, к тому же, развиться невроз.
Подготовка к школе должна проходить по нескольким направлением.
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».
Джордано Бруно
Значение развития тонкой моторики
Тонкая (мелкая) моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.
В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребенок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук.
Очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом, поэтому нужно упражнять пальцы рук, развивать силу и выносливость мышц кисти. Над этим надо работать все оставшееся до школы время.
В первую очередь развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием, так как мелкая моторика развивается, если развита крупная моторика. Поэтому необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой. В нашем детском саду этому уделяется большое внимание. Ежедневные упражнения, прогулки все свободное от режимных моментов время, специальные упражнения во время занятий физической культурой.
Далее, необходимо ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.
Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска, составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
А когда наступит лето, нужно собирать ягоды, выпалывать сорняки и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.
Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степени развития мелкой моторики. Если ребенку удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно 1, 2 пальца и т.д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита и речь. Поэтому тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.
Способы развития тонкой моторики
Гимнастический способ
- Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
- Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы 3, 2, 1, 5, 4. Выполнять каждой рукой.
- Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному.
- Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем – двумя руками одновременно.
- Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и т.д. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими.
- Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке.
- Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
- Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
- Положить на стол 10 - 15 карандашей и палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо брать карандаши по одному. Вместо карандашей можно собирать пуговицы, горошины и другие мелкие детали.
- Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняются движения таким образом: сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
- 2 шарика с грецкий орех покатать между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны.
- Перекатывать шарики пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.
- Касаться кончиками пальцев попарно с большим то в одну, то в другую сторону.
Графические упражнения для подготовки
руки ребенка к письму
Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.
Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?
Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы-то не стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму.
- Обвести контур рисунка, не отрывая руки от бумаги.
- Упражнение «Узнай, кто я» - соединить точки, угадать, кто нарисован.
- Попади мячом и сбей палочку.
- Пройди по лабиринту.
- Попади мячом в баскетбольную корзину.
- Езда по извилистой дороге.
- Проведи корабль, чтобы он не сел на мель
- Попади из лука в центр мишени.
- Пройди по лабиринту.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить.
Сделать из палочек
- Домик.
- Флажок.
- Цветок.
- Геометрические фигуры.
- Елку.
- Цифры, буквы.
Игры с мячом
- Ведущий бросает мяч и называет животного. Ребенок вспоминает другого животного и бросает мяч обратно. То же с фруктами и овощами.
- Ведущий бросает мяч и называет животное. Ребенок возвращает мяч и говорит, как говорит это животное.
Упражнения на внимание
- Запомни свое место. Дети запоминают свое место, расходятся, по хлопку возвращаются. Победитель тот, кто ни разу не ошибся.
- Расставь посты. Ребята маршируют по заданной траектории. По хлопку первого ребенка последний останавливается, остальные маршируют дальше.
- Повторение нескольких слов типа: стол, часы, яблоко, петух. Повторить сразу и потом через некоторое время.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы на развитие мелкой моторики.
Развитие речи
Чтобы комфортно чувствовать себя в школе, ребенок должен уметь общаться со своими сверстниками, взрослыми. Для этого дети должны знать и понимать значение около 5 тысяч слов. Но на практике современные дошкольники в большинстве своем (более 60 %) имеют в обращении меньше 1 тысячи слов. Почему так получается?
Самое главное – это отсутствие общения с друзьями, родителями. Причина – большое количество гаджетов. Родителям удобно, чтобы дети сидели перед экранами телевизоров, компьютеров, были заняты общением в соцсетях, игрушками в телефонах и т.п. Сами взрослые, как правило, сами заняты аналогичным времяпровождением. Поэтому дети не умеют общаться, не умеют договариваться. В игрушках все просто: не нравится – убей! Это дополнительно калечит психику.
В детском саду детей учат говорить. Ежедневно во время организованной деятельности воспитатели учат правильно соединять слова в предложениях, предложения соединять в рассказы. Выразительность этих рассказов зависит от словарного запаса. Необходимо использовать не только существительные и глаголы типа «я пошел», но и прилагательные, наречия и все остальные части речи. Мы также подсказываем, как надо пересказывать текст, составлять рассказы по картинкам.
Логопед работает с теми детьми, у которых есть проблемы в правильности произношения. Таких детей очень много. Родители «жалеют» своих детей и иногда до 4 -5 лет поят из бутылочки, кормят из ложечки и протирают пищу. Нет развития челюстного аппарата, язык не слушается. В данном случае необходима просветительская деятельность среди родителей. Но здесь мы сталкиваемся с полным непониманием со стороны родителей. Каждый из них считает своего ребенка вундеркиндом и не идет на контакт. Это ювелирная ежедневная работа.
В нашей ежедневной работе необходимо использовать игровые моменты, чтобы детям было интереснее знакомиться с нюансами родного языка. Существует очень много игр, связанных с развитием речи.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.
Заключение
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Использованная литература
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2006.
Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. Ильина М.Н. Дельта, С.-Петербург, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План школы для родителей "Школа родителей будущего первоклассника"
Школа для родителей и детей 6-7 лет "Школа для родителей будущего первоклассника" подготавливает родителей к поступлению в первый класс. Школа. расчинана на работу в парах "логопед-родитель", "логопед...
Проект "Мы идем в школу" подготовка к школе родителей будущих первоклассников
Традиционно очень много усилий затрачивается на то, чтобы подготовить к школе детей. Проводятся занятия в детском саду, организуются подкурсы при школах. Но готовить к школе нужно не только детей, но ...
Статья "Ваш ребёнок идёт в школу (родителям будущих первоклассников)"
Многие родители находятся перед трудным выбором: отправлять ребёнка в первый класс или все же ещё на год оставить в детском саду. Кто-то считает, раз ребёнку 6 лет, то, конечно пора, кто-то считает, ч...
Развивающая программа детско-родительского клуба с детьми и родителями подготовительных групп «Психологическая подготовка детей к школе. Я – будущий первоклассник»
В данной программе представлены занятия-встречи с детьми подготовительных групп и их родителями. В ходе таких занятий дети получачают возможность привыкнуть к роли ученик, а родители - наблюдать за св...
Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)
Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...
Взаимодействие семьи и детского сада при подготовке детей к школьному обучению "Будущие первоклассники" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Данный материал может быть полезен для родителей, дети которых готовятся идти в школу....