«Формирование интеллектуальных способностей детей через кинезиологические упражнения».
консультация на тему

Русецкая Иванна Александровна

      Секрет плодотворного обучения был известен ещё греческому историку Плутарху: «Ум – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь». Хотя этому изречению почти 2000 лет, оно может стать руководством тем, кто посвятил себя воспитанию и образованию детей.

      Проблема умственного развития и умственного воспитания была и остаётся одной их значимых  в детской педагогике и психологии. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста число детей с отклонениями в умственном развитии, испытывающих впоследствии этого трудности в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\Desktop\abb02484de786b6af3bb59ac2f4bca8d.jpg 

«Формирование интеллектуальных способностей детей через кинезиологические упражнения».

      Секрет плодотворного обучения был известен ещё греческому историку Плутарху: «Ум – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь». Хотя этому изречению почти 2000 лет, оно может стать руководством тем, кто посвятил себя воспитанию и образованию детей.

      Проблема умственного развития и умственного воспитания была и остаётся одной их значимых  в детской педагогике и психологии. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста число детей с отклонениями в умственном развитии, испытывающих впоследствии этого трудности в обучении.

      Проблема  готовности к школьному обучению является актуальной для современной психологической и педагогической науки, нейробиологии (изучение мозга).

      В работе  Л.А.Венгера (1978 г.), Д.Б.Эльконина (1971, 1981г.г.) и А.Л.Венгера (1985г.) в качестве важнейших параметров  готовности к школьному обучению назывались интеллектуальная, личностная и физическая.

      За последнее столетие специалисты, изучающие мозг, умножили наши знания об этой «цитадели» -  так назвал мыслительный орган человека Чарьлз Дарвин. Сегодня мы имеем дело с бумом направлений в области нейробиологии.

      Одно из направлений это – кинезиология. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Для стимуляции интеллектуального развития возможно  применение кинезиологических упражнений. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия др. доказали влияние манипуляций рук на функции нервной деятельности. Следовательно, кинезиологический метод развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

      Кинезиологический метод влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, он позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость,  повышает способность к произвольному контролю.

      Можно  ли в бескрайнем море новых теорий и фактов, считают одни ученые, отыскать что – то полезное для обучения дошкольников? И нужны ли воспитателям и педагогам знания о работе мозга и устройстве памяти? Ученые настаивают: познания в нейробиологии помогут воспитателям превратить скучные занятия  в увлекательные, в которых дети смогут принять участие с максимальной для себя пользой. Более того, педагог скорее сможет понять, какой тип обучения подходит тому или иному ребенку. Использование современных педагогических, здоровьесберегающих технологий обучения даёт не только развивающий, но и коррекционный эффект.

      Все вышесказанное доказывает, что практическое применение эффективных форм коррекционного  воздействия т. е метода кинезиологии для дошкольников с отклонениями в развитии является одним из актуальных направлений в полноценной подготовке детей к школе.

      Кинезиология – наука о развитие головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.

      Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с четкой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста. У каждой высшей психической функции свои закономерности и схемы развития, знания которых позволяет своевременно и ювелирно точно заниматься психическим развитием детей.

      При рождении мозг ребенка весит около 350 граммов, что составляет 25 процентов от веса мозга взрослого человека. Мозг растет со скоростью 1 миллиграмм в минуту, достигая 50 процентов веса мозга взрослого человека к 6 месяцам, 75 процентов – к 2.5 годам и 90 процентов – к 5 годам, что определяет и объясняет значимость психического развития ребенка до пятилетнего возраста. К концу 1 года жизни подкорковые и стволовые образования мозга, необходимые для обеспечения жизнедеятельности детей, практически заканчивают свое развитие и становятся базисом для развития высших психических функций.

      Мозг всегда «простраивается» с задних отделов к передним, справа налево и снизу вверх. На уровни пространства, например, при сканировании текста с листа или картины человек в норме воспринимает информацию сверху вниз или слева направо. Если же вектор мозга нарушен, то и сканирование текста с листа будет нарушено. Это непременно скажется на качестве обучения в школе.

      Коротко рассмотрим основные этапы развития головного мозга.

      На первом этапе от рождения до года происходит развитие нервных сетей в стволе головного мозга. Если развитие в норме, то у ребенка своевременно появляются зубы, своевременно начинает сидеть, ползать, стоять и т.д.  (патология – искажение стадии ползания – боком, сидя, назад).

      На втором этапе развития мозга происходит «разворачивание» нервных сетей в правом полушарии. Это период до 7 – 8,5 лет. Происходит формирование функций чувствования, управления собственным телом, мелкая моторика, пространственная координация, восприятие, сенсорное, мышечное обоняние, осязание.

      Третий этап развития мозга связан с «простраиванием» нервных сетей через мозолистое тело из правого полушария в левое. Формируется интеграция в работе мозга и тела, память. В этом возрасте дети должны начинать обучение в школе.

      Четвертый этап  связан с прохождением нервных сетей через височную область левого полушария, в которой находится центр речи и слуха.

       Пятый этап – развитие лобной области левого полушария (12 – 15 лет). «Левый лоб» отвечает за рефлексию (самоанализ, самооценка, самопонимание), анализ и логика, самоконтроль и саморегуляция, внимание, любовь.

       Функциональная асимметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарные, левополушарные и равнополушарные. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т.д. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий.

      Мозолистое тело (межполушарные связи - это пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающие целостность работы головного мозга) находится между полушариями в теменно-затылочной части и состоит из 200 миллионов нервных волокон. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков - до 8 - 8,5 лет. Во время стресса нарушаются межполушарное взаимодействие и, соответственно координированная работа двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации.      

      Следовательно, одно из основных  условий высокой стрессоустойчивости ребенка в дошкольном возрасте – полноценное развитие мозолистого тела, которое отвечает за межполушарное взаимодействие и является основой интеллекта. Для этой цели разработаны специальные упражнения – двигательные, дыхательные, растяжки и т.д. Половые различия, прежде всего, заключаются в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. К семи годам у девочек головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется только к восьми годам. При подготовке мальчиков к школе, необходимо больше внимание уделять развитию мозолистого тела. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений.  Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтиса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Таким образом, под влиянием кинезеологических тренировок в организме происходят положительные, структурные изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга.  

Старший дошкольный возраст связан с изменением психологической позиции детей. Они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в коллективе дошкольного учреждения, что вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач деятельности, обобщения, познания.

      Возникшие и развивающиеся у детей потребности самоутверждения и признания их возможностей со стороны взрослых создают условия для формирования самостоятельности, инициативы, познавательных интересов, произвольности деятельности и произвольности в общении, творчества.

      Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей.

      Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая, действенно-практическая.

      Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним.

      Возраст пяти – шести лет является сенситивным и к развитию речи и речевой деятельности. Именно в этой период развития у детей появляется чутье к языковым явлениям, формируются своеобразные общие лингвистические способности.

      Развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно пополняется словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления). При этом расширение словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь весьма велики.

      Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языковым явлениям. Эта активность выражается в словообразованиях, в умении подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием. К шести – семи годам ребенок уже в определённой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматических отношений, формируются разные формы общения: деловое общение, познавательное общение, личностное общение.

      Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти. Ребенок старшего возраста уже может запоминать произвольно. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и т.п.

      У детей старшего возраста фиксируется достаточно развитое воображение. Ребенок в своем воображении может создавать разнообразнейшие ситуации, в которых выступает в самых лучших своих проявлениях. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности. При этом наблюдается большая вариативность в характере детского творчества: одни дети ориентированы на воссоздание реальной действительности, другие – на создание фантастических образов и ситуаций.

      Формирующаяся у детей старшего возраста познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, сосредоточивает его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.

      Дети старшего дошкольного возраста уже практически могут сознательно управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения поставленной цели, преодолевать трудности, но в то же время они легко отвлекаются от своих намерений на любое привлекательное для их обстоятельства.

      Развитие воли детей старшего дошкольного возраста обусловлено формированием у них мотивов поведения. Именно появление главных и второстепенных мотивов организует сознательное волевое поведение ребенка, когда он ставит перед собой задачу не поддаваться отвлекающему воздействию побуждений, связанных с менее значимыми мотивами. В развитии воли пяти-семи летнего ребенка можно выделить три взаимосвязанные стороны: это, во-первых, развитие целенаправленности; во-вторых, установление отношений между целью действий и их мотивами и, в-третьих, усиление регулирующей роли речи.

      Все это способствует формированию у детей самосознания и самооценки. Формируется механизм сопоставления, который помогает ребенку шести – семи лет усвоить, что оценка собственной деятельности и окружающих должна соответствовать ее результату.

      Известно, что адекватная (т. е. правильная, соответствующая результату, а не завышенная или заниженная) самооценка характеризует уровень самосознания и поэтому является стимулом личности.

      Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями (У.В. Ульенкова (1984)). Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

      В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо –  деятельности, лепке, аппликации, конструировании.

      Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

      Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного). В исследовании П.В. Шохина и Л.И. Переслени (1986) выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно – исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов.

При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.

      У.В. Ульенкова (1994) отмечает несформированность общей способности к учению у детей с ЗПР, что лежит в основе снижения обучаемости и определяет проблемы школьного обучения.

      Вывод: если нормально развивающийся ребенок усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении со взрослыми (при этом активно работают механизмы саморазвития), то при ЗПР каждый шаг может осуществляться только в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                                     «СНИМАЕМ УСТАЛОСТЬ»

Упражнения на постановку правильного дыхания.

   От того, как мы дышим, зависит работа всего организма, так как при правильном дыхании происходит полноценное снабжение клеток кислородом. Правильным дыханием и специальными дыхательными упражнениями можно помочь организму справляться со множеством болезней.

      Даже те, кто не знаком с термином «дыхательная гимнастика», знают, что есть простой способ снять растущее напряжение – сделать несколько глубоких вдохов – выдохов (вдох носом, выдох ртом).

 Выполняйте вместе с ребёнком.

« Глубоко мы все подышим, сердце мы своё услышим».

Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями  в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.

«Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим».

Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.  

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                                     «ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА».

Упражнения для профилактики и коррекции нарушения зрения.

Девяносто процентов информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.

Выполняйте вместе с ребенком следующие упражнения.

Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1 – 2 минут.

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем  открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.

Выполняется стоя. Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6 – 8 раз.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Я И МОЙ РЕБЁНОК».

Упражнения на развитие мышления.

     В результате упражнений повышается устойчивость к стрессам, стабилизируется  психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности.

Выполняйте вместе с ребенком следующие упражнения.

     «Очищение». Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать.

Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представить, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правая часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Цикл повторить три раза.

 

   «Запястье». Чтоб сильна была рука - разотрем ее слегка.

Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же правой рукой.

     

     «Полет». Мы как птицы полетим - сверху вниз мы поглядим. Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ».

Упражнения для снятия эмоционального напряжения.

 

Выполняйте вместе с ребенком следующие упражнения.

1. Сжимают пальцы в кулак с загнутыми внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

     

2. Делают двумя   грецкими   орехами   круговые  движения   в   каждой ладони.

3. Слегка массируют кончик мизинца.

4. Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения. (3 мин)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЧТОБЫ ХОРОШО ЗАПОМИНАТЬ».

Упражнения для развития памяти

1. Методика двигательного запоминания букв. Даются буквы, вылепленные из пластилина, вырезанные из картона и т.д. Ребенок должен ощупать букву, назвать ее и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить ребенку изготовить буквы самому (вылепить). В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3-4 букв на основе осязания. Последующий этап тренировки - буквы «промахиваются» в воздухе двумя руками в зеркальном отображении.

2. Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе. С усилием прижимают их друг к другу, сгибая их в наружную сторону. То же упражнение делают для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца с наружной и внутренней стороны.

3. Одновременно двумя руками «промахать» в воздухе в зеркальном отражении (записывать на листе бумаги) информацию, которую необходимо запомнить (буквы, таблица умножения, формулы, иностранные слова и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя «Специалист» По проблеме «Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно – математическую деятельность с применением социо – игровой техники»

Задачи: 1. Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент. 2. продолжать учить различать один и много предметов. 3. Формировать представления о ...

ПРОЕКТ «Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений»

ПРОЕКТ«Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста  посредством кинезиологических упражнений»...