Консультации логопеда 2-4 года
консультация (младшая группа) на тему

Шаркова Вера Алексеевна

В этой статье подобно описаны способы развития ребенка в возрасте 2-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-4_goda.docx181.55 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с пальчиками для малышей с 2 лет.

Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. http://www.sad7.trg.ru/images/rrrrrrrr

Очень важным фактором для развития речи является то, в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребенку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, затем сразу двумя руками.http://www.sad7.trg.ru/images/ppppppppppppppp

Для малыша двух-трех лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернете бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

1. Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.

2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия, или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.

4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.

5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.

7. Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.

Учитель-логопед Соловей Т.В.

Раскрыть возможности ребенка. 

Ведь в нас от природы заложено так много! И как много из этого упускается, поскольку не находит должного развития.

Очень часто родители, уделяя внимание в первые годы жизни малыша, уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. «Какая разница, - считают они, - раньше или позже малыш пойдет, раньше или позже начнет играть в кубики, раньше или позже начнет читать? Чего с этим торопиться? Придет время – научится всему». В действительности это далеко не так. Если жизнь ребенка сведена к одному существованию (накормлен, напоен, уложен спать), то реализуется, лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга. Лишая ребенка своевременного и полноценного развития в дошкольном детстве, родители тем самым обрекают его на громадные затраты сил и времени при дальнейшем обучении и на низкий конечный результат.

Вот почему надо начинать всесторонне развивать ребенка как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы папы и мамы принесут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже.

Сейчас уже много говорят и пишут о том, что детям, с которыми в раннем детстве мало разговаривали или которым редко читали, будет трудно овладеть речевыми навыками. У тех детей, с которыми в детстве мало играли, могут возникнуть впоследствии определенные сложности с социальной адаптацией.

Мозг малыша развивается только благодаря взаимодействию с окружающим миром. Известно, что если с человеком не разговаривать до восьмилетнего возраста, то впоследствии все попытки научить его говорить принесут, лишь самые жалкие результаты. То же самое справедливо и в отношении любой другой мозговой деятельности.

Пока мозг созревает, образуется множество нейронных связей. Те из них, которые будут активно использоваться, сохраняются, а те, которые не используются, постепенно исчезают. Это как тропинки в лесу: зарастают те, по которым не ходят.

Учитель-дефектолог Серебрякова Т.А.

Игрушка для ребенка.

- неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушкамиhttp://www.sad7.trg.ru/images/vvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvv

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребенку.

Ведущей деятельностью маленьких детей является игра и как ее средство - игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе.

1. Мягкие игрушки, изображающие:

- диких и домашних животных;

- взрослых животных и их детёнышей (детей, как правило, больше привлекают игрушки, в которых передан образ детёныша: крупные круглые глаза, несколько укороченные округлые конечности и туловище, округлая голова с коротким носом и забавной пухлой мордочкой).

2. Куклы с «приданым» (смена одежды, постельное бельё, мебель, посуда). Как и на втором году жизни, ребёнку этого возраста лучше приобрести куклу с нарисованными глазами, короткой стрижкой, с мягкими руками и ногами, с простой одеждой, чтобы малыши могли сами её снять и надеть.

3.Пирамидки с 5-8 кольцами; матрёшки с 5-8 вкладышами; стаканчики-вкладыши из 5-10 деталей; разрезные картинки из 2—4 деталей; мозаики; «почтовый ящик» (ящики или ведёрко с отверстиями и вкладышами разной формы);

Эти дидактические игры нужны для того, чтобы расширить и уточнить знания об окружающем, для обучения родному языку и элементарному счёту, для развития мышления и восприятия.

4. Игрушки-забавы развлекают, развивают чувство юмора и расширяют кругозор:

- куклы-рукавички;

- заводные игрушки (обезьянка, цыплёнок и т. д.);

- воздушные шары; 

- мыльные пузыри (детишки не только смеются и много двигаются, пытаясь их поймать, но и развивают любознательность и воображение). http://www.sad7.trg.ru/images/xxxxxxxxxx

5. Для развития графических навыков хорошо иметь:

- пальчиковые краски;

- фломастеры;

- мелки для рисования на асфальте;

- карандаши и восковые\ масляные мелки; http://www.sad7.trg.ru/images/zzzzzzz

- альбомы;- мольберт;

- раскраски, адаптированные для этого возраста: с толстым контуром в 5 мм и минимумом деталей, на плотной бумаге;

- пластилин с доской для лепки (лучше специальный мягкий пластилин для малышей);

- формочки для пластилина;

- детские ножницы с тупыми концами;

- цветная бумага.

В игрушечном хозяйстве и у мальчика и у девочки желательно иметь хотя бы 1-2 игрушки каждого вида. Неверно мнение, что машины не нужны девочкам, а куклы -мальчикам. Знакомство с элементарной технической игрушкой развивает девочку, а игра мальчика с куклой (это может быть кукла-сверстник ребёнка, кукла-солдат и т. д.) воспитывает многие нравственные качества: умение понять другого, проявить по отношению к нему заботу и внимание. Использование машин и кукол обогащает детскую игру.

Учитель-логопед Привалова Г.Н.

Развитие слухового внимания у малыша.

Это важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. По большому счету, цель предлагаемых ниже игр – научить детей осознанно пользоваться возможностями данного от природы слуха.

Работа по развитию слухового внимания начинается с воспитания неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира. Гуляя с ребёнком, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудит машина, лает собака, каркает ворона, шуршат листья. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льётся вода из крана, звонит телефон и т. д. Попросите малыша определить тот или иной звук.

Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки. Подарите своему ребёнку музыкальные игрушки: гармошку, барабан, колокольчик, металлофон, бубен, дудочку, свистульку – они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате. Играя со звучащими игрушками, ребёнок учится различать звуки: долгие и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие. Он может передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом.

Также для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребёнку нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего. Эти действия резко сменяются по команде. Малыш должен быстро среагировать на речевую команду, чтобы переключиться на другое движение и не проиграть.

Можно поиграть в игру «Солнце и дождик». Когда светит солнышко, ребёнок гуляет по комнате. А услышав команду – дождик, ребёнок должен скорее идти в дом.

Дети любят отгадывать загадки. В младшем возрасте им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и формирование полноценного фонематического слуха, так как ребёнку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения. Для этого поиграйте в игру «Доскажи словечко»:

Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (Лиса).

Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это …(белка).

Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями. Например: «Тили- тили- тили- бом – загорелся кошкин дом!»; «Аты- баты – шли солдаты, аты- баты – на базар, аты- баты – что купили? Аты- баты – самовар».

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка» и т. д.

Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата – улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объём, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребёнка к экспрессивной речи, а при её появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, звукопроизношения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей по итогам работы учителя - логопеда в учебном году.

Содержание:Просьба заполнить анкету.Фамилия, имя ребёнка.Вопросы к родителю.Итоги....

УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ «ЛОГОПЕД» В 2014 ГОДУ.

УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ ОПУБЛИКОВАННЫХВ ЖУРНАЛЕ «ЛОГОПЕД» В 2014 ГОДУ....

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Годовые отчеты учителя-логопеда за три года в детском саду "Березка"

Заслушаны и приняты на педсоветах МБДОУ детский сад "Березка"...

Советы логопеда 2 - 3 года

Особенности развития речи детей 3-го года жизниК 3-м годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных сл...

К логопеду в три года

Памятка для родителей (законных представителей)...

К логопеду в четыре года

Памятка для родителей (законных представителей)...