"Совместная работа детского сада и семьи по ознакомлению детей раннего возраста с фольклором"
статья
Очень будет полезна информация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предложенный мною материал будет полезен в работе с детьми раннего возраста. | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А. Сухомлинский
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор , имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать: фонематический слух грамматический строй речи звуковую культуру речи. обогащать словарь
Цель: Приобщение родителей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству
Задачи: Познакомить детей и родителей с русскими традициями, играми, загадками. Расширить поведенческий репертуар родителей в воспитании детей. Познакомить родителей с играми, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей . Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.
Анкета для родителей «Использование фольклора в семейном воспитании» Какие малые формы фольклора вы знаете? Какие вы используете с детьми? С какой целью? Загадываете ли детям загадки? Как часто? Какие потешки вы знаете? Поете ли вы своим детям колыбельные песенки? Какие? Как вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка? Критерии оценки результатов: 1балл – нет, 2 балла – сомнения, 3 балла – да.
12% 33% 55% В.У. С.У. Н.У Результаты анкетирования родителей
Высокий уровень: родители знакомят детей с детским фольклором, проявляют интерес к малым фольклорным жанрам Средний уровень: родители частично проявляют интерес к малым фольклорным жанрам, знакомят детей в домашних условиях с русским народным творчеством. Низкий уровень: родители не проявляют интереса к малым фольклорным жанрам
Проблема: Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу.
Формы работы Совместная деятельность с детьми Взаимодействие с родителями Взаимосвязь воспитателей и специалистов
Совместная деятельность с детьми Включение устного народного творчества в образовательную деятельность педагогов и музыкальных руководителей Включение устного народного творчества в режимные процессы Проведение речевого развлечения для детей «Путешествие в мир потешек»
Взаимодействие с родителями Консультации: «Использование фольклора в организации режима дня в домашних условиях» «Баю – баюшки – баю!» (как укладывать ребенка спать) Советы для родителей: «Развитие речи детей раннего возраста» Памятка для родителей: «Факторы успешного речевого развития детей» Круглый стол для родителей: «Дети любят потешки» Совместное развлечение: « Путешествие в мир потешек»
Совместное развлечение «Путешествие в мир потешек» «Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись…» «Заинька, походи, серенький, походи…»
«Сорока, сорока, сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила…» «Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладоши – Очень рады солнышку.»
«Как у нашего кота Шубка очень хороша Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, Зубки белые»
Хороводные игры Хороводные игры - любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям
Хороводная игра «Мыши водят хоровод»
Колыбельные песни Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия , чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
Консультация для родителей «Баю – баюшки – баю…»
Внимание родители!!! Мимо вы не проходите! Прочитать не поленитесь!
Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей» Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения Создавать условия для общения с другими детьми Речь взрослого пример для подражания Развитие мелкой моторики руки, ведет к развитию речи детей Совместные игры взрослого и ребенка Чтение художественной литературы, разучивание потешек Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все «Почему?» Совместные выезды на природу
Круглый стол для родителей: «Дети любят потешки» Сундучок мы открываем И задание получаем Роли распределяем, Сказку начинаем
Кто потешек много знает, воздушный шарик получает Раз, два, три, четыре,. …семь – раздаем потешки всем. Все потешки мы изучим- и конечно, результат получим
Ознакомление с литературой
Организованную образовательную деятельность и чтение художественной литературы проводим по методике Борисенко М.Г., Лукиной Н.А. Авторы широко используют фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.
- Повысился уровень речевого развития детей 2-3 лет. Сформировался интерес детей к устному народному творчеству Установлены прочные взаимосвязи с родителями детей. Приобщили детей и родителей к народным истокам Собрана детская библиотека по детскому фольклору. Результат работы
Участие родителей в конкурсе на лучшее оформление «Книжки-малышки» с потешками, шутками, прибаутками . - анкетирование родителей «Помогает ли вам устное народное творчество общаться с детьми?». Выставка для родителей детского устного народного творчества «Шутки- прибаутки для малышек- говоришек». Создание семейного клуба «Ладушки» Перспектива работы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Совместная работа детского сада и семьи по детей экологическому воспитанию».
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...
Общее родительское собрание на тему "Совместная работа детского сада и семьи в вопросах воспитании и развития детей"
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Какие формы работы с родителями мы используем и какие формы востребованы родителя...
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ».
В "опыте работы" раскрыта актуальность возрождения семейного физического воспитания через совместную работу детского сада и семьи. Раскрыты направления этой работы, а именно:- работа с педагогам...
Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста
Статья для родителей и педагогов,рассказывающая о взаимодействии детского сада и семьи в работе по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста....
Совместная работа детского сада и семьи в подготовке детей к школе
Консультация для родителей. Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:Познакомить родителей с критериями готовности детей ...
«Экологического воспитания детей дошкольного возраста- совместная работа детского сада и семьи».
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...
Родительское собрание в старшей группе «Совместная работа детского сада и семьи по подготовки детей к школе».
Собрание для родителей по совместной подготовке детского сада и семьи по подготовке детей к школе....