Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему
Статья для родителей и педагогов,рассказывающая о взаимодействии детского сада и семьи в работе по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2017_god.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве- одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных его формах.
Самостоятельно ребенок не может постичь мир вещей. Главное в предмете- как он употребляется человеком. А это можно открыть, только подражая действиям взрослого ,только получая от него сведения о вещах и явлениях ,только используя эти предметы. Сделать это можно с помощью языка. Так развитие речи порождается необходимостью общаться со взрослым.
Взаимодействие детского сада и семьи- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника ,так как наилучшие результаты отмечаются там ,где педагоги и родители действуют согласованно.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка педагогам и родителям необходимо учесть следующие моменты:
- Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
- Если родителей что- то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
Работа по формированию речи у детей младшего возраста начинается с обследования состояния речи ,в процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам:
- Звукопроизношение
- Словарь
- Грамматический строй речи
- Связанная речь
Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной беседе.
Родителям объясняется, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым ,что каждая речевая игра, упражнение ,беседа с ребенком- неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.
Словарный запас ребенка 2-2.5 лет составляет в среднем 250-280 слов.
К 3 годам он увеличивается в 3-3.5 раза.
Потребность спросить, объяснить ,прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.
В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.
В сознании малышей знакомые слова « оживают» в ассоциациях, основанных на прежнем личном опыте
Благодаря этому они понимают и рассказ , не сопровождающийся показом предмета, и иллюстрации того ,что видели, пережили, с удовольствием вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.
Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Если ребенку 3-го года жизни известно действие, знакома ситуация, он легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж.
Узнавание действий на картинке- одно из проявлений способности обобщения. Рассматривая ,например картинку ,дети отвечают:» Этот мальчик вытирает лицо», но затрудняются ответить , что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость и является непременным условием формирования наглядно-образного мышления.
Этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.
Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом(менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности), надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие.
Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что одни и те же звуки можно произносить громко и тихо ,быстро и медленно. Также важно уточнять и закреплять правильность произношения звука.
Работа эта начинается с гласных звуков(«А» ,«У», «О», «И») и простых в артикуляционном отношении согласных(«М», «П», «Ф»,«В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом( звук«У»- гудит паровоз, «И-И»- ржет лошадь, «Га-га-га»- кричит гусь и т.д.)
На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом необходимо обращать внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и четкость , внятность произнесения слов в целом.
Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи .Целесообразно использовать шутки –чистоговорки ,в которых нужный звук неоднократно повторяется.(Например: Са-са-са у Оли коса)
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков ,слитное и плавное произнесение слов и фраз.
Чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подуть на какой –нибудь легкий предмет(султанчик),даются задания на протяжное и длительное произнесение звуков(«Ууууу»)
Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатываются при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно.
Формирование речи детей тесно связано с мелкой моторикой. Тренировка движений пальцев и кистей рук способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и повышает работоспособность коры головного мозга.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыши овладевают двигательными умениями и навыками ,у них развивается координация движений ,совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
В систематической работе по развитию мелкой моторики у детей включаются и родители. Для этого организуются игровые тренинги ,где родители обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования со своими детьми дома.
Также родителям рекомендуется « играть с детьми на кухне». Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения( перебрать крупу ,сложить из спичек домик и т. п.), игры на обогащение словаря («Какие слова вытащим из супа ,компота?», «Вкусные слова(кислые ,сладкие …)»,«Чудесный мешочек»(угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру« Сварим варенье»( из яблок –яблочное) «Приготовим сок»(яблочный).
Можно играть на прогулке, на даче и в городе, а также по дороге в детский сад( из детского сада)
- « Я заметил»(«Вот почтовый ящик –он синий, а там сидит кошка- она пушистая» ит.д.) Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
- «Волшебные очки»(« Представь ,что у нас есть волшебные очки .Когда их надеваешь, то все становится красным( зеленым ,синим). Посмотри вокруг в волшебные очки ,какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом и т .д.»
- «Что на что похоже и почему? ( « Лист на что похож? Чем? На что похожи пень ,цветок ,ветка?»)
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение,
активизировать высшие психические функции: память ,внимание, мышление, а также развить мелкую моторику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее родительское собрание на тему "Совместная работа детского сада и семьи в вопросах воспитании и развития детей"
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Какие формы работы с родителями мы используем и какие формы востребованы родителя...
"Совместная работа детского сада и семьи по ознакомлению детей раннего возраста с фольклором"
Очень будет полезна информация для родителей....
Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию развитого физически и здорового ребенка
Сообщение из опыта работы по теме: «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию развитого физически и здорового ребенка»...
Доклад "Совместная работа детского сада и семьи по развитию речи"
Актуальность данной темы определяется необходимостью вызвать у ребенкачувство удовлетворения от общения. К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой умственного развитияи сокровищнице...
«Экологического воспитания детей дошкольного возраста- совместная работа детского сада и семьи».
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Работа детского сада и семьи по правовому воспитанию детей дошкольного возраста"
Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Для того, чтобы работа с семьей по этому направлению была эффективней педагоги должны иметь достаточный уровень знаний и умений. В материале пр...
Совместная ответственность детского сада и семьи в процессе воспитания детей дошкольного возраста.
Аннотация: в этой статье авторы пишут о совместной работе детского сада и семьи, которая строится на следующих основных принципах, которые определяют содержание, организацию и методы этой работы: един...