Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Сидорова Светлана Львовна

Статья для родителей и педагогов,рассказывающая о взаимодействии детского сада и семьи в работе по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2017_god.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря детей                                   младшего дошкольного возраста.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве- одно из основных условий нормального развития  малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных его формах.

Самостоятельно ребенок не может постичь мир вещей. Главное в предмете- как он употребляется человеком. А это можно открыть, только подражая действиям взрослого ,только получая от него сведения о вещах и явлениях ,только используя эти предметы. Сделать это можно с помощью языка. Так развитие речи порождается необходимостью общаться со взрослым.

Взаимодействие детского сада и семьи- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника ,так как наилучшие результаты отмечаются там ,где педагоги и родители действуют согласованно.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи  ребенка  педагогам и родителям  необходимо учесть следующие моменты:

  • Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
  • Если родителей что- то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо  бояться обращаться за консультацией к специалистам.

Работа по формированию речи у детей младшего возраста начинается с обследования состояния речи ,в  процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам:

  • Звукопроизношение
  • Словарь
  • Грамматический строй речи
  • Связанная речь

Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной беседе.

 Родителям объясняется, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым ,что каждая речевая игра, упражнение ,беседа  с ребенком- неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Словарный запас ребенка 2-2.5 лет составляет в среднем 250-280 слов.

К 3 годам он увеличивается в 3-3.5 раза.

 Потребность спросить, объяснить ,прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.

В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.

В сознании малышей знакомые слова « оживают» в ассоциациях, основанных на прежнем личном опыте

 Благодаря этому они понимают и рассказ , не сопровождающийся показом предмета, и  иллюстрации того ,что видели, пережили, с удовольствием  вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.

Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль  играют вопросы  взрослых.  Если ребенку 3-го года жизни известно действие, знакома ситуация, он легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж.

Узнавание действий на картинке- одно из проявлений способности  обобщения. Рассматривая ,например картинку ,дети отвечают:» Этот мальчик вытирает лицо», но затрудняются ответить , что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость  и является непременным  условием формирования наглядно-образного мышления.

Этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети  способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа  мышц языка, губ, нижней челюсти.

Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом(менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности), надо прежде всего  научить их слышать и слушать речь  окружающих, то есть развивать  слуховое восприятие.

Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что  одни и те же звуки можно произносить громко и тихо ,быстро и медленно. Также важно уточнять и  закреплять правильность произношения звука.

Работа эта начинается с гласных звуков(«А» ,«У», «О», «И») и простых в артикуляционном отношении согласных(«М», «П», «Ф»,«В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом( звук«У»- гудит паровоз, «И-И»-  ржет лошадь, «Га-га-га»- кричит гусь и т.д.)

На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом необходимо обращать внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и четкость , внятность произнесения слов в целом.

Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи  .Целесообразно использовать шутки –чистоговорки ,в которых  нужный звук неоднократно повторяется.(Например: Са-са-са у Оли коса)

Хорошо  поставленное речевое дыхание обеспечивает  правильное  произношение звуков ,слитное и плавное произнесение слов и фраз.

Чтобы выработать  у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание  подуть на какой –нибудь  легкий предмет(султанчик),даются задания на протяжное и длительное  произнесение звуков(«Ууууу»)

Умение  правильно пользоваться  интонационными средствами выразительности речи отрабатываются при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно.

Формирование речи детей тесно связано с мелкой моторикой. Тренировка движений пальцев и кистей рук способствует улучшению артикуляционных  движений, подготовке руки к письму и повышает работоспособность коры головного мозга.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыши овладевают двигательными умениями и  навыками ,у  них развивается координация движений ,совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

В  систематической работе по развитию мелкой моторики у детей включаются и родители. Для этого организуются игровые тренинги ,где родители обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования со своими детьми дома.

Также  родителям рекомендуется « играть с детьми на кухне». Для этого могут использоваться     простые пальчиковые упражнения( перебрать крупу ,сложить из спичек домик и т. п.), игры на обогащение словаря («Какие слова вытащим из супа ,компота?», «Вкусные слова(кислые ,сладкие …)»,«Чудесный мешочек»(угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру« Сварим варенье»( из яблок –яблочное) «Приготовим сок»(яблочный).

Можно играть на прогулке, на даче и в городе, а также по дороге в детский сад( из детского сада)

  • « Я заметил»(«Вот почтовый ящик –он синий, а там сидит кошка-  она пушистая» ит.д.) Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
  • «Волшебные очки»(« Представь ,что у нас есть волшебные очки  .Когда их надеваешь, то все становится красным( зеленым ,синим). Посмотри вокруг в волшебные очки ,какого цвета  все стало, скажи: красные сапоги,  красный мяч, красный дом и т .д.»
  • «Что на что похоже и почему? ( « Лист на что  похож?  Чем? На что похожи пень ,цветок ,ветка?»)

Подобные  задания помогут малышу развить речь, воображение,

активизировать  высшие психические функции: память ,внимание, мышление, а также развить мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее родительское собрание на тему "Совместная работа детского сада и семьи в вопросах воспитании и развития детей"

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Какие формы работы с родителями  мы  используем и какие формы востребованы родителя...

Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию развитого физически и здорового ребенка

Сообщение  из опыта работы по теме: «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию  развитого физически и здорового ребенка»...

Доклад "Совместная работа детского сада и семьи по развитию речи"

Актуальность данной темы определяется необходимостью вызвать у ребенкачувство удовлетворения от общения. К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой умственного развитияи сокровищнице...

«Экологического воспитания детей дошкольного возраста- совместная работа детского сада и семьи».

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Работа детского сада и семьи по правовому воспитанию детей дошкольного возраста"

Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Для того, чтобы работа с семьей по этому направлению была эффективней педагоги должны иметь достаточный уровень знаний и умений. В материале пр...

Совместная ответственность детского сада и семьи в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

Аннотация: в этой статье авторы пишут о совместной работе детского сада и семьи, которая строится на следующих основных принципах, которые определяют содержание, организацию и методы этой работы: един...