Музыкально- дидактические игры для детей
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Музыкально - дидактические игры развивают музыкальные способности детей (слух, память, ритм, эмоциональную отзывчивость.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdi_dlya_doshkolnikov.docx | 532.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально - дидактические игры
для детей старшей группы
«Найди, кто главный»
Цель: Развитие чувства ритма
В игре 16 карточек, с одной стороны на каждой карточке тонкая полоска – слабые доли такта, на другой стороне карточки – широкая полоска – сильная доля такта.
Задание: Составить из карточек пульс музыкального произведения.
Приложение: ДОН – ДОН – это такт двудольный
В польке, марше такт двудольный.
Оля, Таня, Женя, Ваня –
Такт двудольный, такт двудольный.
ДОН-ДОН-ДОН, ДОН-ДОН-ДОН –
Такты трехдольные
В вальсе нам слышатся эти слова.
Олечка, Танечка, Женечка, Ванечка
Такты трехдольные, такты трехдольные.
«Составь ритм»
Цель: Развитие чувства ритма.
В игре большие карточки с изображением целого ритма и маленькие карточки, с изображением элементов ритма.
8 штук 8 штук 8 штук
Задание:
Прочитать ритм и составить его из элементов.
Задание выполняется по записи или по памяти. Например:
«Волшебные колокольчики»
Цель: Развитие чувства ритма
Задачи:
1.Учить детей различать ритмические фигуры.
2.Составлять собственные ритмические рисунки по образцу и самостоятельно.
3. Развивать координацию голоса и движения.
«Сочини мелодию»
Цель: Развитие звуковыстоного (ладового) слуха.
Задачи: 1.Дать основы музыкальной грамоты.
2.Развивать возможности творческого музицирования.
Игра состоит из карточек с изображением нотного стана по количеству детей и набора нот (из картона, крыжки от пластиковых бутылок без рисунков на них).
Задание: Составить мелодию по желанию или по слуху и исполнить её на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
«Музыкальная радуга»
Цель: Развивать звуковысотный (ладовый) слух. Освоение музыкальной грамоты.
Задачи:
- Познакомить с цветовой формой записи нот
- Осуществить переход от цветовой к знаковой форме записи нот.
- Развивать память, произвольное внимание, координацию в пространстве, мелкую моторику рук.
Игра состоит:
1 вариант: Набор цветных нот, большого формата с надписью на обороте.
2 вариант: Набор цветных нот, расположенных на нотном стане.
3 вариант: Полоски с набранными мелодиями в соответствующей цветовой гамме.
4 вариант: Наборное полотно и отдельные цветные ноты для сочинения мелодий (ноты из картона 7 цветов или крыжки от пластиковых бутылок соответствующих цветов).
По мере освоения нотной грамоты используются различные составные части игры начиная с первого варианта.
«Кружатся листья , падают снежинки»
Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
Задачи:
- Учить вслушиваться в музыку и согласовывать свои движения с её темпом.
- Закреплять знание детьми основных цветов.
- Учить бережно относиться к природе.
«ЛИСТОЧКИ» П.И. Чайковский «Осенняя песнь» («Времена года»)
Следом за летом осень идет, Желтые песни ей ветер поет, Красную под ноги стелет листву, Зеленые елки глядят в синеву. | «СНЕЖИНКИ» П.И. Чайковский «У камелька» («Времена года) Снег идет, снег идет, Снег по свету бродит. И откуда он идет и куда уходит? Снегопад, снегопад, Снежное паденье. Снег идет наугад словно сновиденье. Сны земли, сны небес, Видит засыпая, Белый сад, белый лес, снегом засыпая. |
Театрально-дидактическая игра «Тренируем эмоции»
Цель: Добиваться выразительности в мимике и жестах детей.
Задачи:
1. Дать понятие положительных и отрицательных эмоций.
2. Расширить круг эмоций, знакомых детям
3. Развивать мимические мышцы лица
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА
«Громко-тихо»
Дети берут музыкальные инструменты. Ведущий показывает карточку динамического оттенка (fили р), дети играют громко или тихо.
«Найди инструмент, который играет так»
Ведущий показывает карточку, дети ищут инструменты, которые играют в соответствии со звуком (громко или тихо).
«Сыграй свой звук»
Дети делятся на две группы: 1 группа - р (тихо) 2 группа -f ( громко) Ведущий показывает карточку с их динамическим оттенком, дети играют на инструментах.
«Что громче?»
Ведущий берет одну из карточек, просит найти какая звучит громче, какая тише. Например: ведущий - тf
громче - f тише - р
Упражнение «Природный оркестр»
Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.
Рекомендации к проведению упражнения.
Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.
Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.
Упражнение «Забавные танцы»
Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.
Рекомендации к проведению упражнения.
Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.
«Повтори звуки»
Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.
Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».
«Восьмерка»
Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.
Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.
Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.
Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.
«Зов».
Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.
По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.
Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.
Игры с музыкальными инструментами
Чтобы стимулировать интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах, расширить кругозор дошкольников, а также для создания подвижных пауз в ритмических занятиях предлагается использовать игры с музыкальными инструментами. В этих играх музыкальные инструменты могут выступать как в роли непосредственного объекта изучения, так и для развития воображения, нестандартного и логического мышления, памяти.
«Что называется такт?»
Цель: Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, стимулировать умение детьми читать.
Правила игры:
На карточке изображено два музыкальных инструмента, посередине написано название. Педагог читает название, ребенок показывает, какой инструмент называется так.
При затруднении педагог называет группу, к которой относится данный музыкальный инструмент (струнные, духовые, ударные), ребенок,
подключив логику решает какой инструмент показать.
«Выбери название»
Цель: Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, активизировать зрительную память.
Правила игры:
На карточке изображен музыкальный инструмент и три названия к нему. Педагог читает названия, ребенок повторяет правильное.
Игра стоит на следующей ступени сложности по сравнению с «Что называется так?»
«Четвертый лишний»
Цель: Закрепить умение классифицировать и обобщать знания.
Задачи:
1.Уметь делить музыкальные инструменты на группы по способу извлечения звука.
2.Находить инструмент, требующий замены.
3.Выбирать из дополнительных карточек недостающий музыкальный инструмент.
Игра состоит из поля, поделенного на 4 части. Три музыкальных инструмента принадлежат к одной группе, один к другой. Необходимо найти музыкальный инструмент, требующий замены и, выбрав из отдельных карточек тот, который принадлежит к основной группе, закрыть им «четвертый лишний» музыкальный инструмент.
«Крестики-нолики»
Цель: Развивать ассоциативное мышление.
Задачи:
- Учить анализировать и сопоставлять свои цели с задачей противника.
- Ассоциировать музыкальные инструменты с крестиками и ноликами.
3.Учить детей соревноваться, не обижаться на поражение.
Игра состоит из поля, поделенного на 9 частей-клеток. В качестве крестиков и ноликов выступают картинка бубна – нолик, маракасов – крестик. Необходимо выстроить прямую из 3 картинок по горизонтали, по вертикали, по диагонали.
«Музыкальные карты»
Цель: Закреплять знание нотной грамоты.
Задачи:
- Закреплять знание названий нот.
- Учить различать положение нот на нотном стане.
- Учить составлять мелодии из оставшихся нот.
Игра состоит из 36 карт, с изображением нот от «ДО» 1 октавы до «РЕ» 2 октавы
четырех цветов по выбору педагога.
Начинает игру тот, у кого есть нота «ДО» 1 октавы любой масти. Следующий
кладет сверху либо «ДО» 1 октавы другой масти, либо ноту той же масти, но звучащую выше.
Педагог вначале сам называет название нот, дети повторяют, затем, после нескольких повторений игры, дети сами проговаривают названия нот.
После окончания игры можно из оставшихся нот составить мелодию и сыграть ее на
металлофоне или фортепиано по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки по музыкальным, музыкально-ритмическим, музыкально-дидактическим играм для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкальные, музыкально-ритмические, музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....
Развитие музыкально -сенсорных способностей детей в музыкально - дидактических играх у детей дошкольного возраста
Статья для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...
Мультимедийная музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальные загадки Маши и Медведя"
Методическая мультимедийная разработка «Музыкальные загадки Маши и Медведя» позволит заниматься музыкально-сенсорным развитием ребёнка не только на музыкальных занятиях, но и и...
Музыкально - дидактическая игра для детей подготовительной группы "Музыкальная страна Угадайка".
Пояснительная запискаМультимедийное дидактическое пособие «МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАНА УГАДАЙКА» представляет собой интерактивную музыкально-дидактическую игру для развития слухового восприят...
Музыкально - дидактическая игра для детей подготовительной группы "Музыкальные зверята".
Уважаемые родители, данное музыкальное пособие можно использовать в домашних условиях для изучения или повторения по теме "Музыкальные инструменты", детям старшего дошкольного возраста, дума...
Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ 1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...
Музыкально-дидактические игры для детей среднего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми средней группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей среднего возраста (средней группы). Фрагменты занятий 1. Птица и птенчики 2.Качели 3.Эхо 4.Курицы...