Формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно - познавательной деятельности.
консультация на тему

Кукушкина Галина Михайловна

Формы работы с детьми имеющими низкую мотивацию к познанию нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_3.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НИЗКУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

    Для педагогов и родителей является естественным желание видеть детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, проблемы. Одни проблемы уходят с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.

    Специалисты все чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложность в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т. д. При этом имеются в виду дети с сохранным   интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников. Необходимость налаживания психолого - педагогической помощи нуждающимся в ней детям послужила основанием для развертывания нового, коррекционного направления в дошкольном образовании. В настоящее время разработаны достаточно действенные методы выявления отклонений в развитии у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Однако их применение эффективно в тех случаях, когда отклонения в развитии очевидны и родители, как правило, рано обращаются к специалистам.  

    Если же детские проблемы внешне мало заметны, «не бросаются в глаза», то они долго остаются скрытыми и своевременно не подвергаются коррекции. Вместе с тем разрушительное, деструктивное влияние этих «незамеченных» факторов на психическое развитие ребенка достаточно опасно. Без своевременной коррекции могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации. Кроме того, отстающий в развитии ребенок попадает в систему специфических межличностных отношений, что порождает у него чувство неуверенности, «ожидания успеха». Это может вызвать искажение процесса формирования «образа Я», то есть уже в дошкольном возрасте привести к отклонениям в развитии личности.

    Причины, порождающие такое неблагополучие в психическом развитии, могут быть разными. Одна из самых существенных - нарушение состояния здоровья ребенка: наличие легкой органической симптоматики, функциональных расстройств, длительных соматических заболеваний и пр. (биологический фактор развития).

    Однако недостаточно быть только физически здоровым. Ребенок нуждается в благоприятной социально- педагогической ( развивающей) среде, включающей специально организованное предметно- игровое  окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности ( социальный фактор развития). В последние годы, несмотря на увеличение информационного потока, на достижения науки и техники, стало распространенным явление, известное под названием «педагогическая запущенность». Причем педагогически запущенные дети часто имеют обеспеченных родителей, живут в полных семьях, но при этом налицо выраженный содержательный дефицит детско - родительских отношений.

    Помимо недостаточности биологического и социального факторов, препятствующих нормальному развитию ребенка, выделяют и третью причину, которая заключается в существенном снижении психологической активности детей (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой), которая является важнейшим условием развития деятельности, адекватного отношения к окружающему миру и оказывает существенное влияние на их качественные характеристики.

    Перечисленные факторы развития ребенка неразрывно связаны между собой, и недостаточность хотя бы одного из них может стать причиной не только трудностей в обучении, но и нарушения в развитии.

     Опыт показывает. Что дети с отставанием в развитии в отличие от их «бес проблемных» сверстников в гораздо большей степени оказываются чувствительными к качеству педагогических условий, к тем методам и приемам, которыми пользуются воспитатели в процессе обучения. К таким детям нужен особый педагогический подход, организация обучения по индивидуальны программам, составленным с учетом уровня достижений ребенка зоны его ближайшего развития и, что очень важно, характера имеющихся у него трудностей.

Исходная позиция в работе с проблемными детьми:

   ребенок может познать окружающий предметный, природный и социальный мир;

   ребенок не может познать окружающий мир теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники.

Из этого следует, что если цели воспитания и обучения детей, развивающихся нормально и имеющих различные проблемы, являются общими, то «маршруты» к их достижению - различными.

    Сделать обучение коррекционно направленным - значит дополнить, обогатить его специальным содержанием, применить психологически более адекватные методические приемы. Только в ходе коррекционного обучения возможно устранить имеющиеся у ребенка трудности в обучении. Решающее значение коммуникативной деятельности для психического развития человека признается всеми. Однако представления о практических методах и приемах работы по преодолению выявленных недостатков до сих пор остаются не четкими, неконкретными. Поэтому практическая работа основывается в основном на педагогической интуиции, а не на глубоком знании закономерностей развития.

    Так как основной задачей коррекционно - педагогической работы является воспитание физически и психически здоровой личности, работу надо вести в трех направлениях:

  1. укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенной красивой осанки с использованием разных, в том числе нетрадиционных форм оздоровления; (ж. Д. В. №3 2001г)
  2. формирование положительных эмоций и чувств;
  3. воспитание оптимистического мироощущения.

Наряду с укреплением физического здоровья, очень важно формирование оптимистического мироощущения: позитивного отношения к жизни, активности и уверенности в себе. Если мы научим детей концентрировать внимание на своих успехах и достижениях, в их жизни будет больше положительных результатов, а, следовательно, искренности, радости, веселья. Педагоги и родители должны всегда помнить, что, занимаясь с дошкольниками, необходимо использовать такие задания и поручения, которые бы дети могли правильно выполнить. Это поможет выработать у них привычку к успеху, т. е. чувство уверенности, которое так необходимо при выполнении нового задания. Атмосфера успеха, созданная воспитателями, пробуждает у детей энтузиазм и интерес к занятиям. Ребята, добившиеся результата в небольших делах, в дальнейшем стремятся достигнуть их в более серьезных начинаниях. Напротив, у детей, постоянно испытывающих разочарование и неудовлетворенность, постепенно формируется устойчивое чувство поражения.

    Создание в семье и группе детского сада атмосферы любви и жизнерадостности в значительной мере будет способствовать соблюдение родителями и воспитателями следующих правил.

  1. Научите детей встречать грядущий день только с улыбкой и хорошими мыслями, ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением на весь день. Улыбка может уберечь ребенка от многих неприятностей, протянуть руку помощи, и чем доброжелательней научатся дети относиться друг к другу, к миру, тем увереннее они будут чувствовать себя в жизни.

        Несколько раз в день предложите детям улыбнуться друг другу, произнести: «Я люблю себя, я люблю друзей, я люблю всех, я люблю мир!». Особенно это полезно, когда у детей в группе назревает или уже произошел конфликт.

  1. Старайтесь поддерживать в течение дня атмосферу добра, любви и радости.
  2. Плохие поступки детей надо обсуждать с ними, помочь осмыслить и сделать вывод, а затем забыть о них. Дети всегда должны чувствовать себя любимыми, хорошими, талантливыми, хотя их поступки иногда могут быть и неудовлетворительными. Воспитатели и родители должны позволить детям иногда ошибаться и при этом не делать из этого трагедии.
  3. Вспоминая с детьми прошедший день или более длительный период времени, уделите особое внимание удачам и успехам.
  4. Помните, что для поддержания положительного настроя у детей их фантазии, мечты и грезы имеют ничуть не меньшее значение, чем позитивные факторы их жизни.

В моменты неудач и неприятностей необходимо научить детей настраиваться на положительные эмоции, красивые фантазии. Они уравновесят тяжесть детских невзгод, научат справляться с маленькими и большими ребячьими неприятностями. Для этого несколько раз в день надо на некоторое время задержаться на размышлении о приятном. Пусть в воображении детей предстанут самые добрые, самые приятные сцены, будь то действительность или фантазия (тренинги - «покой летнего леса», «на цветущем лугу», « игрушечный магазин» и т. д.).

    Дети, так же как и взрослые, могут испытывать разные чувства. Они умеют не только смеяться, радоваться и веселиться, но так же могут ощущать боль, грусть, печаль, страхи, неуверенность. Положительный настрой, которого можно достичь через аффермации (аффермация -  это слова или предложения, которые имеют положительное утвердительное значение и которые многократно проговариваются мысленно или вслух) очень эффективен.

    При помощи аффермаций, утверждений, возможно, изменить ход мыслей в положительную сторону, а это приводит к устойчивому позитивному настрою. Все свои мысли, желания необходимо научить детей высказывать в положительной форме: «я хочу…», «я могу…», «я сильный и помогаю слабым», «я уверен в себе..».Поскольку отрицательные высказывания типа: «я не могу…», «у меня не получится…», часто приводят к негативному результату. Чтобы аффермация произвела положительное действие, эти утверждения надо  повторять с детьми неоднократно в течение дня. Тренинг «я все могу», может выполняться перед началом занятий, поскольку его формулы направлены на создание у детей настроя на преодоление трудностей (сегодня прекрасный день и у меня все прекрасно; я чувствую себя хорошо; я уверен в себе; я все могу и т. д.). Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Это поможет ему быть доброжелательным, радостным, счастливым, более открытым людям и окружающему миру.

    Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия. Нет стрессов, нет тревожности - есть радость бытия, общения и деятельности. Вряд ли кто из педагогов- дошкольников скажет, что не любит детей. Так от чего же наша любовь так бессильна? Почему так мало радости дает она нам и детям? Ответ может быть выражен в иносказательной форме. Мы говорим о своей любви к цветам но, не зная особенностей ухода за ними, не создавая нужных условий для их роста, вряд ли дождемся их цветения. Любить ребенка - значит принимать и понимать его, а понимать - значит созидательно любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми имеющие фонетико-фонематические нарушения речи

       Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речь...

Мастер – класс «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению»

Детский сад  – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.  Среди них есть дети с умственной...

«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».

   Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В ...

Мастер – класс «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей»

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении...

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.

дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия....