Музыка материнского голоса.
консультация на тему
Консультация для родителей "Музыка материнского голоса".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_materinskogo_golosa.docx | 18.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка материнского голоса.
Консультация для родителей.
В ожидании рождения ребенка, будущие родители, особенно если это их первенец, читают специальную литературу, посещают курсы, т.е. считают себя достаточно подготовленными. Но на практике оказывается, что знаний о режиме, кормлении, прогулках недостаточно. Большинство мам и пап затрудняются дать ответ на вопросы, каким их ребёнок воспринимает окружающий мир и себя в нём, в каком возрасте начинает узнавать лица, предметы и т.д. Поскольку младенец не может говорить, ходить, обслуживать себя, его воспринимают как растущий организм, ещё только готовящийся стать человеком. Но только за первый год жизни ребёнок проходит такое быстрое развитие, что вполне понятно может выразить свои желания, показать стремления, понимать обращённую к нему речь, усложнять свои действия с игрушками и т.д. Безусловно, всё это происходит не вдруг, а постепенно. Учётные подтвердили существование достаточно сложной психической жизни даже в первые месяцы после рождения. И именно она для молодых родителей как бы отступает на второй план. Недостаточное внимание к ней может сказываться на человеке на протяжении всей его жизни. Большинство психологических аспектов мы лишь обозначим, обратив внимание на роль искусства и особенно музыки на развитие ребёнка в первый год его жизни. В статье «музыка и здоровье будущего ребёнка» автор считает, что психологическая жизнь младенца начинается задолго до момента его рождения. На пример воздействия голоса матери, музыки показан процесс формирования практически всех видов чувствительности, их активной подготовки к встрече с реальным миром, к восприятию тех видов информации, которые окажутся значимыми после рождения. Но даже эта готовность плода к встрече с внешним миром не спасает его от сильного психологического потрясения. По мнению психоаналитика Хайнца Кохута, в отличие от матери, у которой рождение ребёнка чаще вызывает чувство радости, младенец, покидающий безопасный мир материнского чрева и оказавшийся в чужом враждебном мире, воспринимает многочисленные шумы, окружающие его, как угрозу, которой не в состоянии сопротивляться. И только голос матери, её прикосновения, становятся спасательным мостиком на пути познания нового мира. Как считает Г.Г.Декер-Фойгт, именно во время кормления грудью продолжается молчаливый диалог матери и ребёнка, начатый на языке организма ещё во внутриутробном периоде. После появления на свет происходит трансформация органов слуха. Если до рождения младенец воспринимал звуковой фон в водной среде, то после – в воздушной. Спустя десять дней после рождения, когда жидкая оболочка плода рассеивается, наружное и среднее ухо привязывает к воздуху и начинает воспринимать более реально звуки окружающего мира. Что же слышит младенец в свой постнатальный период? Прежде всего. Голоса матери и отца. Сопровождающие их шумы или звуки в детской комнате образуют иногда целые мелодии, первые песни. Сначала кормление для малыша сочетается с восприятием звуков, позднее – разделяется. Взаимодействие матери и ребёнка является музыкой, к коммуникативным сигналам которой причисляют ритм, темп, долготу, высоту, окраску звука, громкость, а также равновесие, движение тела, тактильные взаимодействия и целый ряд других сигналов, которые порой едва заметны для взрослого. По предположению учёных, ещё в последние недели беременности мать как бы перестраивается, по-своему возвращается к предвербальным формам коммуникации, чтобы потом «понять» младенца – на том языке, который недоступен взрослым. Любая мать, баюкая малыша, становится богатейшим источником информации практически для всех органов чувств. Во время сна, как считают многие взрослые, ребёнок не видит и не слышит. Поэтому они реагируют только на крик, кряхтения, устанавливая и устраняя его причины. Но это лишь взаимодействие. Только в том случае, когда свои действия мать сопровождает ласковым обращением к ребёнку, она вступает в общение младенцем. Проходит неделя, другая и, если вы часто разговаривали с ребёнком, то начинаете различать признаки зрительного сосредоточения, когда взгляд малыша как бы цепляется за предметы, замечаете, что при звуках вашего голоса младенец как бы замирает, проявляя слуховое сосредоточение. Французский врач А.Томатис подчёркивал важность разговоров с ребёнком: «каждый ребёнок должен хорошо знать и чувствовать голос своих родителей… Если вся семья не будет вместе с ним есть, обсуждать различные проблемы, делиться впечатлениями, он не сможет развиваться самым естественным образом». Всё время ребёнок учится различать звуки и некоторые из них связывает с удовольствием. Теперь к голосу матери добавляется не только окружающие бытовые шумы, но и звуки музыки, сопровождающие процесс кормления. В результате шумы и звуки начинают приобретать положительную окраску, становятся символом чего-то радостного, пробуждающего любопытство и интерес. Это можно заметить уже на четвёртой неделе, когда во время кормления взгляд малыша начинает фиксировать взгляд матери. Нужно помнить, что если вы не будете разговаривать с ребёнком, то даже к двум месяцам малыш не будет готов к общению. При нормальном развитии ребёнка активно развивается его желание привлечь внимание взрослого. На ласковые «агу» мамы постепенно проявляются отрывистые тихие гукания малыша, со временем перерастая в протяжные певческие звуки, которые он использует для привлечения вашего внимания. С этой же целью ребёнок использует двигательное поведение. Когда из хаотичного оно приобретает целевую направленность: при звуках голоса или при виде взрослого движения малыша затормаживаются, а при повторном, ласковом обращении он начинает активно сучить ножками, перебирать ручками и др. Названные проявления – замирание или сосредоточение /двигательное, слуховое и зрительное/, следующее за ними двигательное ожидание, сопровождающееся улыбкой, вокализациями и взглядом в глаза – представляют собой единый комплекс поведения, получивший название «комплекс оживления». С момента его появления общение ребёнка с взрослым активно возрастает. Если в период беременности вы постоянно разговаривали, пели колыбельные, слушали классическую музыку, то уже во внутриутробном периоде многообразие положительных и отрицательных эмоций матери оставляют свой след. Звуки воспринимаются плодом, а сопровождающие их переживания матери, вызывают в чём-то сходные эмоции младенца после рождения при восприятии ранее слышанной музыки.
Не только народный опыт, но и современные исследования подтверждают то, что новорождённые дети предпочитают пение матери или няни инструментальному звучанию. Многих мам беспокоит то, что, с их точки зрения, они поют далеко не идеально. Для новорожденного это не является причиной неверного формирования музыкального слуха. Для них важны эмоции, которые передаёт голос. И даже, если мама не умеет петь, то это не только не испортит слух младенца, но даже активизирует его развитие. В народном фольклоре накоплен богатый репертуар песенок на все случаи общения с младенцем: одевания, кормления и др. Не обязательно знать подлинную народную мелодию, её можно заменить мелодекламацией, идущей от любящего сердца матери. Тексты таких песен можно найти в специальной литературе для родителей. Сегодня можно приобрести аудиокассеты колыбельных песен, основанных на ритме человеческого сердца, звучание которых можно использовать матерям, не умеющим петь. Используя музыку для активизации развития ребёнка в первые полгода его жизни, необходимо учитывать следующее. Прежде всего, внимательно относиться к реакции на музыку – громкие звуки могут пугать, некоторые темпы, ритмы – раздражать, а может отсутствовать желание слушать музыку в этот момент. В первые месяцы жизни музыку малыш должен слушать только в присутствии взрослых, лучше на руках. Постепенно от различения широкого спектра шумов у ребёнка развивается рецепторное восприятие простейших элементов музыки. Их осмысление и закрепление происходит при повторном прослушивании – возникает момент запоминания. Главное - исходить из интересов ребёнка, не навязывать ему готовых, проверенных моделей, а просто создать хорошие условия для его развития. Внимательное наблюдение за ребёнком не только поможет раскрывать его потенциальные возможности, но и решить главную проблему – будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка и реализуются ли его возможности в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статьи по теме: "Как слушать и слышать музыку", "Учимся владеть свои голосом"
Консультация для родителей "Ещё раз о том, как слушать и слышать музыку" . В ней я хочу рассказать родителям как важно для ребенка слушание музыки. И как правильнро научить полюбить музыку малыш...
Конспект сюжетно-игрового занятия с детьми старшей группы Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка.» «Поможем гному вернуть голос»
Цель: создание мотивации к музыкально-образовательной деятельности и поддержка интереса к ней в процессе всего занятия....
Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих ИК - технологий «Возвращение голоса фее Музыки»
Конспект музыкального занятия для подготовительной группы. Цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посред...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Возвращение голоса Феи-музыки»
Открытое логоритмическое занятие...
Голоса птиц и зверей в музыке.Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста.
Привлечь детей к звукам природы, голосам животных, к тому, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для их изображения....
Творческий проект «Звуки человеческого голоса - это музыка для человеческого слуха»
Цель проекта: коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядного материала....