Эмоциональное развитие дошкольников
презентация по коррекционной педагогике
Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii.docx | 14.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
Эмоциональное развитие дошкольника
Л. И. Борцова
воспитатель
МБДОУ №130
г. Мурманск
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны: во – первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во - вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять чувствами, т.е. произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Другое направление, в развитии чувств связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, формируются высшие чувства – моральные, эстетические, познавательные.
У дошкольника появляется сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Более понятными для детей оказываются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, сострадание и т.д.).
Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать в с/р игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение со взрослыми и сверстниками.
Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Восприятие внешнего выражения возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимики и жестов затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей. Познание детей самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера и их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпеливыми и чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это прямой путь к полноценному общению.
Главная роль в развитии у ребенка эмоций и чувств как основы дальнейшего нравственного воспитания принадлежит семье. Дома ребенку прививается характерный для данной семьи эмоциональный и социально – нравственный опыт: ценностные ориентации, отношение к окружающим лицам, способы налаживания взаимоотношений и т. д.
Совместная работа детского сада и семьи по развитию и воспитанию эмоций дошкольника зависит не только от того, насколько правильно понимаются задачи воспитания. Результат воспитания, в значительной мере, определяется знанием и пониманием взрослыми (родителями и педагогами) особенностей и закономерностей развития детской личности в разные возрастные периоды, роли той или иной деятельности ребенка в развитии его личности, а также умением организовать эту деятельность, дать ей нужное направление, использовать эффективные приемы и способы воздействия на малыша и при этом оберегать его от длительных и устойчивых отрицательных переживаний.
С поступлением ребенка в детский сад начинается новый этап в его эмоциональном развитии. Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, занятия, прогулки и т.д.). Огромное значение для развития личности имеет эмоционально – психологический климат той группы, в которой находится ребенок.
Мы должны помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние музыкального творчества на психо-эмоциональное развитие дошкольников
Музыкотерапия -как одно из важнейших методических средст, влияющих на психическое здоровье ребенка дошкольного возраста....
"Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки"
Данная программа построена с учётом использования народного фольклора, нового песенного и игрового материала,национально-регионального компонента, работы с родителями и охватывает весь дошкольный возр...
Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками
рисование нетрадиционными техниками это особый процесс детской деятельности, связанный с изменениями в эмоциональной сфере ребенка и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, тр...
Социально-эмоциональное развитие дошкольников
Социально-эмоциональное развитие:-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;-эффективное общение;-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом....
Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками.
Статья об эмоциональном развитии детей на занятиях рисования...
Конспект занятия ООД «Двигательной сказки- как средство развития физического и эмоционального развития дошкольников»
Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимик...
Конспект занятия ООД «Двигательной сказки- как средство развития физического и эмоционального развития дошкольников»
Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики и па...