Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Как воспитать культуру поведения в детях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnyy_chelovek_grigorevoy_g.s._.docx | 99.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста.
Для начала давайте разберемся, что же такое «культура», «культурный человек»?
Существует более тридцати определений термина «культура». Культура (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
«Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Большой Энциклопедический словарь)
«Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей». (Толковый словарь С.И.Ожегова)
«Культурный человек - находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему» (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Словосочетание «культурный человек» мы часто слышим вокруг. Какого человека можно назвать культурным? На сегодняшний день быть культурным - значит обладать внушительным списком умений, навыков, качеств, а также соответствовать нормам общества. Современный культурный человек должен владеть манерами поведения и быть вежливым к окружающим. Поведение личности говорит нам о том, культурен человек или нет. Стоит отметить внешние признаки культурного человека. Презентабельность и аккуратность в одежде очень важна. Окружающие, видя человека, который выглядит по ситуации и ведет себя соответствующе, понимают, что он культурен.
Если говорить о внутренних характеристиках (чертах характера), то духовно культурный человек должен быть вежливым, милосердным, ответственным, смелым, владеющим собой в сложных ситуациях, уверенным в себе, толерантным, уважительно относиться к людям, быть сострадательным, оказывать помощь нуждающимся. Данные качества появляются с взрослением, становлением личности в процессе социализации.
Культуру прививают ребенку с первых дней его жизни: в семье, детском саду, школе. Это трудная воспитательная работа родителей, педагогов. Но все же стать культурным человеком или нет, решает каждый из нас. Стоит отметить, что быть культурным - это значит и знать историю своей страны, и любить свою Родину, и соблюдать законы РФ. Каждый из нас решает, что значит быть культурным человеком. Ведь о человеке можно судить по его поступкам.
Задача родителей и воспитателей формировать навыки вежливого отношения с близкими для ребенка взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, которыми все пользуются.
Нравственное воспитание ребенка следует начинать с самого раннего возраста и осуществлять постоянно и систематически. Оно должно быть направлено на формирование у детей лучших моральных качеств и чувств: патриотизма и гуманизма, любви к труду и дисциплинированности, честности и правдивости, чувства долга и ответственности, собственного достоинства и общественного долга, скромности, твердости воли и характера и др.
Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть грубым только в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом.
Теперь подробнее рассмотрим правила поведения.
- Правила этикета.
Для малыша культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены (обязательно мыть руки перед едой, кушать ложкой или вилкой, не разбрасывать еду, не торопиться, есть маленькими кусочками, тщательно пережевывать, не крутиться и не размахивать руками, не разговаривать во время еды, испачканные руки и рот вытирать салфеткой, а не об рукава, после еды говорить «спасибо»).
Очень важна сервировка стола. Не обязательно доставать праздничный сервис, достаточно «повседневной» посуды. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Приучение к ним требует внимания родителей, а, следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.
- Правила поведения в общественных местах.
Очень важно научить ребенка вести себя правильно в общественных местах: транспорте, театре, музеях, зоопарке.
Прежде всего, в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребенок, которого привели в музей или театр, должен четко понимать цель прихода. Для этого дома перед поездкой надо проговорить, как себя вести в этих местах. Конечно, одного разговора мало. Необходима система воздействия. Если ребенок посещает театры с малых лет, постепенно он учится правильному поведению, поскольку родители постоянно ему подсказывают, как себя вести.
Далее, неприлично, сидя в театре, шелестеть фантиками от конфет, есть на месте или пить воду. Для этого имеются антракт и буфет. После действия нет необходимости бежать сломя голову в буфет. Можно спокойно прийти и все успеть. Ребенку необходимо объяснить, почему, к примеру, в кино можно есть попкорн, и пить кока-колу, а в театре нет. Нужно подробно и не один раз рассказывать ребенку о театре, о тех требованиях, которые предъявляются к его посетителям.
Следующее правило касается поведения ребенка на выставках и в музеях. Необходимо научить его не трогать ничего руками, не входить с мороженым и не подходить к экспонатам, присосавшись к бутылке с кока-колой. Быть внимательным и слушать экскурсовода. Для того чтобы было ребенку интересно, родителям необходимо проводить подготовительную работу. Заинтересовать ребенка, рассказать о выставке, сформировать потребность познакомиться с экспонатами. Тогда ребенку легче управлять своим поведением.
Особый разговор о поведении ребенка в транспорте. С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать к ним сострадания и сочувствия.
Еще одно правило хочется обсудить. Оно касается поведения ребенка в доме, когда приходят гости. Это особая атмосфера и требует особого решения. Нельзя сказать однозначно, можно или нельзя ребенку сидеть за одним столом с взрослыми. На этот счет в педагогической среде существуют разные мнения. Как мне кажется, сидение ребенка за общим столом нецелесообразно ни для него, ни для взрослых людей. Особенно, если на столе есть алкоголь. Необходимо объяснить ребенку, что стол для взрослых людей, а он, к примеру, будет приглашен на чай. Если детей несколько, можно сделать для них отдельный стол. Лучше в отдельной комнате. Его можно так же красиво сервировать, и малыши не будут проситься за стол взрослых. Если правильно подготовиться, то застолье обоих столов будет органичным.
Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий.
Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.
Удачи вам, уважаемые родители, в этом нелёгком труде - воспитании ребёнка. Читайте вместе замечательную книгу Л.В.Гангнус «Азбука вежливости».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ММО «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»
Культура поведения дошкольника – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.В содержание культуры поведения дошкольника ...
Консультация Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшего возраста
Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшего возраста...
Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста».
Культура поведения - это многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к самому себе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к природе....
Методическая разработка родительского собрания в младшей группе «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»
Форма проведения: традиционное собрание.Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.Задачи: актуализировать понятие «культура поведения», определить основные аспекты воспитания куль...
Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста"
Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста"...
Методическая разработка по проектной деятельности во второй младшей группе на тему: " Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка...
Родительское собрание "Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста"
Цель собрания: помочь родителям увидеть свои недостатки в процессе воспитания детей и найти пути их устранения...