Педсовет "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры,традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания"
материал

Ханнанова Ирина Биктимеровна

Педсовет №3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ

Педагогического совета

29.02. 2023г.

№ 3

Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно нравственного воспитания»

Присутствовали:

Заведующий: Халимова Е.Ф.

Старший воспитатель: Ханнанова И.Б.

Воспитатели:  14  педагогов.

Цель: Развивать  педагогическую компетентность, творческий подход педагогов по приобщению детей к культурным ценностям народов России

Повестка:

1. Итоги о выполнении решения предыдущего педсовета

2. Вступительное слово по теме «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания» (старший воспитатель Ханнанова И.Б. 

3. Из опыта работы воспитателя старшей группы Галимова Л.М. «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям средствами фольклора»

4. Из опыта работы воспитателя младшей группы Шарипова В.П. «Организация воспитательно-образовательной работы по приобщению воспитанников к культурным традициям родного края. Использование инновационных технологий.

5.Мастер класс муз. руководитель «Организация работы в детском саду по приобщению дошкольников к народным традициям. Кидралеева Д.М.

6.Мастер-класс логопеда Галактионова Н.М.

7. Итоги тематической проверки «Организация работы по приобщению воспитанников к культурным традициям родного края» 

8. Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и 

народном  творчестве»

9. Обсуждение и утверждение проекта решений педсовета, рефлексия.

Ход педагогического совета.

1. Итоги о выполнении решения предыдущего педсовета

2. Вступительное слово старшего воспитателя Ханнановой И.Б.по теме  «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания» 

Цель: развитие у всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей) устойчивого интереса к народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции.

Задачи: 1. Приобщать воспитанников к ценностям народной и национальной культуры.

2. Воспитывать у детей дошкольного возраста любовь и уважение к своему народу.

 3.Формировать толерантное отношение к представителям всех национальностей.

 4. Объяснять национальные особенности.

5. Прививать чувство собственного достоинства, как представителей своего народа.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. 

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т. к. в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

 Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? 

"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, любил свою родину. Нам педагогам необходимо донести и раскрыть детям красоту нашего края, показать особенность и богатство промыслов наших предков. 

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, интегрировать все образовательные области по ФГОС:

физическое развитие,

 художественно-эстетическое,

 познавательное,

 речевое,

 социально-коммуникативное развитие

осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

 Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Что бы дать хорошие знания детям педагоги сами должны знать и разбираться в предмете, поэтому совершенствуем свои знания через чтение методической литературы.

Для формирования у детей эстетических чувств, художественного вкуса, художественно-творческих способностей, используем все виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) при знакомстве детей с русским бытом и соответствующим ручным трудом, народно – прикладным искусством, народной игрушкой (Хохломская роспись, городецкая роспись, дымковская игрушка, гжель  и т.д.). Для раскрытия данной темы предполагается реализация всех образовательных областей программы:

•        Социально-коммуникативное развитие;

•        Познавательное развитие;

•        Речевое развитие;

•        Художественно-эстетическое развитие;

•        Физическое развитие.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что его воздействие на чувства ребенка носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Знакомство с народным декоративным творчеством проходит по комплексно-тематическому планированию, в системе. 

 Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном  творчестве»

Русская кухня

1.  Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2.  Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из  трав с мёдом? (Сбитень)

3.  Какое блюдо солят трижды? (пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)

4.  Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

5.  На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

Быт русского народа

1.  Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)

2.  Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира.  (Ковш)

3.  Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

4.  Чем определялась длина полотенец в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

5.  Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (лучина)

Русские народные праздники

1.  На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

2.  Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

3.  Назовите весенние русские праздники  (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)

4.  Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)

5.  Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица)

6.  Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

Славянская мифология. Русские былины.

1.  Назови столицу былинной Руси  (Стольный Киев-град)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

3. К кому перешёл меч- кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)

4. Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

5. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Язык наших предков

Назови современное значение старославянских слов

1. Полузимник,  грудень  (ноябрь+  , декабрь, январь)

2. Отрок   (ребёнок – подросток +,  отверженный от церкви, младший воин в дружине. )

3. Веверица  (птица – вьюн, белка +, колесница)

4.  Дынка– это ?(Шапка с козырьком, - Старинное женское украшение, Фата +  

5. Полтина (монета достоинством 5 рублей  +, монета достоинством 50 

копеек, мера измерения земельной площади) 

Чёрная шкатулка 

Задание:   Отгадать, какой бытовой предмет находится в чёрном ящике. 

Этот  предмет  появился  в  России  в  1833-37гг.  Стоил  он  дорого  и  был 

доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-2001. Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже  и  получил  золотую  медаль.   Музеи  этого  предмета  существуют  в  Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России  –  в г. Рыбинске. Без этого предмета мы  не можем обойтись  и  в наше  время. Предмет имеет длину 5 см.  (спички)

7. Проект решения педагогического совета

1.        Продолжать  работу  по  теме:  «Приобщение  детей  к  истокам  русской народной  культуры»,  использовать  разнообразные  педагогические, информационные  технологии,  мультимедиа,  интернет,  а  также документальные, художественно-исторические фильмы.

Ответственные – все педагоги.  Срок – постоянно.

2.    Пополнять  картотеки:  «Русские  народные  игры»;  «Музыкальные 

произведения для прослушивания» и другие в каждой возрастной группе

Ответственные – все педагоги, музыкальный руководитель

Срок -  30.05. 2023г.

2.        Продолжить работу с родителями по приобщению детей к истокам народной культуры и воспитанию национальной идентичности.

Ответственные – все педагоги.  Срок – постоянно.

Решение педсовета

  1. Продолжать приобщать воспитанников к истокам русской культуры, используя новые технологии.
  2. Уделять особое внимание развитию у детей связной, грамматически правильной диалогической формы речи через заучивание и обыгрывание  диалогического фольклорного текста, инсценирование и драматизация сказок.
  3. Оформить в родительских уголках памятку «Играйте с детьми в народные игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса»

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам  духовно- нравственного воспитания,  средствами народной культу...

Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям, как основе духовно – нравственного и патриотического воспитания.

Воспитание патриота, гражданина, знающего и любящего свою Родину -  задача в настоящее время очень актуальна. Чтобы решить эту задачу, надо познать духовное богатство своего народа, отечественную...

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...

«Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основе духовно-нравственного и патриотического воспитания»

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине…Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть его сердце и в памяти на...

Педагогический совет: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания».

Педагогический совет:«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания»....