Программа взаимдействия с родителями воспитанников
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа разработана для работы с родителями восптанников старшей и подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_raboty_s_roditelyami.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЫ
Разработчики:
Самсонова О.В.
Тращенкова И.И.
Пояснительная записка
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы. Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1.Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3.Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Раздел 1. Общие положения программы
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Закон РФ « Об образовании»,
Концепция дошкольного образования,
Семейный кодекс,
Устав МБДОУ «Детский сад «Малыш»»
Локальные акты МБДОУ «Детский сад «Малыш»»
Договор с родителями,
Положения о родительском комитете.
Объекты программы:
воспитанники
семьи детей, посещающих ДОУ,
педагогический коллектив
Раздел 2. Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
Раздел 3. Структура программы
Реализация программы рассчитана для работы с детьми старшего и подготовительного к школе возраста (дети 5- 7 лет). Рассчитана на 2 года обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Характеристика родителей воспитанников посещающих детский сад
Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО
1. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
В населенном пункте | В детском саду |
1. Сбор информации о семьях 2.Распространение информации о работе детского сада: - сайт; - публикации в печати; -родительские собрания. 3. Анализ информации. | 1. Сбор информации: о ребенке: - состояние здоровья: анамнез (медицинская карта); - индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения); - ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы; - выявление одаренных детей; - выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях). о семье: - состав семьи; - определение социального статуса семьи (социальная анкета); - выявление семей группы «риска»; - материально-бытовые условия; - психологический микроклимат, стиль воспитания; - семейные традиции, увлечения членов семьи; - заказ на образовательные и оздоровительные услуги. о потребностях педагогических кадров: - проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников; выявление стратегии взаимодействия с семьями. 2. Анализ информации. |
2. Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
Кадры | Родители | Дети |
1. Просветительская деятельность: - вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; - вопросы воспитания детей дошкольного возраста; -формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях. 2. Организационно-педагогическая деятельность: - обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.); - тренинги по обучению родителей общению. Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы | 1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ. 2.Просветительская деятельность через наглядную информацию: - информационные стенды; - родительские уголки; - методическая литература. 3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность: - беседы; - консультации; - круглые столы; - родительские собрания.
| 1.Социально-нравственное и познавательное развитие: - семья; - родословная; - семейные традиции; - гендерное воспитание; - формирование духовных ценностей.
|
3. Организационно-методическая деятельность
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Кадры | Родители | Дети |
1. Организация культурно-массовых мероприятий. 3. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
| 1.Вовлечение родителей в педагогический процесс: - участие в культурно-массовых мероприятиях; - совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; - планирование и совместная работа на родительских собраниях; - помощь в организации досуговой деятельности; - совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); - оформление групп детского сада; - участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.); - благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега; | 1.Вовлечение детей в творческий процесс: - участие в культурно-массовых мероприятиях; - участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки); - совместное участие с родителями в семейных концертах; |
4. Реализация образовательного процесса детского сада
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
|
1.Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей. 2.Организация работы родительских комитетов по группам. 3.Создание общего родительского комитета. 4.Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ. |
Формы работы при реализации программы
Традиционные: | Анкетирование родителей Памятки Буклеты Родительское собрание. День открытых дверей. Консультации (тематические и индивидуальные). Семейные праздники. Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»). Папки – передвижки. Выставки совместного творчества. Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа. |
Инновационные | Сайт детского сада. Проектная деятельность («Птичий город», «Огород на подоконнике»). Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества. |
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы могут стать: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями воспитанников в старшей группе.
В своей работе по взаимодействию с семьей стараюсь использовать инновационные технологии....
Программа "Взаимодействия с родителями воспитанников 2 младшей группы"
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с родителями группы....
Программа взаимодействия с родителями воспитанников на 2016-2017 учебный год
Программа взаимодействия с родителями воспитанников...
Рабочая программа взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной образовательной программы ДОУ
Рабочая программа...
«Программа взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители яв...
Программа сотрудничества с родителями воспитанников " Здравствуй, Детский сад!"
Программа по адаптаптации детей к детскому саду в первой младшей группе....