"Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста". Статья для родителей
статья (младшая группа) на тему

Силакова Марина Геннадьевна

Третий год жизни- период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в её формировании, приводит к появлению у детей капризов, упрямству или лени. Самостоятельность формируется в процессе приобретения и закрепления знаний и умений, полученных в ООД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Воспитание самостоятельности"20.29 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Формирование навыков самостоятельности у  детей раннего возраста»

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTakXi-BsR42_sNtVBj0PuXCx7am9ihETeC6l2KGdNRR3cB_IW4EOLkvqNr

                                                          Подготовила: Силакова М.Г.

Воспитатель

 группы раннего возраста

ГБДОУ детский сад №83

Приморского района

г. Санкт- Петербурга

Развитие самостоятельности

Третий год жизни – период интенсивного развития у ребенка самостоятельности. Промедление в формировании этого качества приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все за них должны сделать взрослые.

Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: совершенствуются навыки самообслуживания; играя, ребенок самостоятельно воспроизводит два-три последовательных эпизода из жизни; самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное). У детей формируются навыки  самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: расставить по местам игрушки, убрать в ящик строительный материал,  перед обедом расставить тарелки с хлебом, а перед полдником – салфетницы.  Формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: пожалеть, помочь, вместе сделать что-либо , по наблюдать за чем-то интересным.  Для своевременного формирования самостоятельности воспитатели и родители сообщают детям их маленькие обязанности: одежду беречь, игрушки не разбрасывать, охотно выполнять поручения взрослых, не шуметь, когда находишься в спальне и т.д.

Необходимо создавать условия для того, что бы в самостоятельной деятельности дети могли использовать накопленные знания и опыт. Так, по мере освоения  новых предметных действий им можно предложить поиграть в игрушки, с которыми они научились обращаться во время организованной деятельности; дети могут раздеться, вымыть руки, если одежда удобна и т.д.

Воспитывая самостоятельность, взрослый объясняет, показывает (могут быть натуральные действия, например при умывании, или инсценирование с игрушками), если нужно, часть работы выполняет сам.  Эти приемы сочетаются с активной деятельность детей. В процессе показа и после него детям задают разнообразные вопросы, что бы направить их внимание на основные действия, помочь уяснить содержание того или иного требования, способ его выполнения, что бы ребенок понял, почему так нужно поступать. По мере накопления детьми конкретных сведений взрослые меньше показывают, а больше предоставляют детям возможность действовать по словесному указанию. Однако, что бы движения, действия детей были точны, вначале объяснения носят подробный характер, постепенно переходят к общим напоминаниям.  Например, когда детей учат наводить порядок в кукольном уголке, вначале им объясняют : «Чашки и тарелки нужно убрать в буфет. Дверцы буфета прикрыть. Кастрюли поставить на плиту». В дальнейшем достаточно напомнить: «Вспомните, что нужно сделать с игрушками, когда поиграли. Кто знает?» или на первом этапе проведения подвижной игры «Птички в гнездышках» объясняют, где сесть, как прыгнуть, куда улететь. Позже предлагают вспомнить: «Прыгайте так, как вы научились». Вначале ребенку дают прямое указание: «Помоги Жене надеть носочки». Когда он научится понимать требование, ему можно сказать иначе: «Спроси у Жени, может быть ему помочь одеться?»

В процессе организации самостоятельной деятельности детей от прямого подсказа, чем заняться («Покорми куколку, положи ее спать), переходят к наводящим вопросам, побуждающим детей самостоятельно продолжать, усложнять игру, найти себе занятие :  «Твоя куколка уже поела? А что она будет делать дальше? Ты хочешь погулять с ней? Но на улице холодно!» Ребенок должен догадаться, что куклу следует завернуть.

Итак, для формирования самостоятельности и активности детей важно во всех разделах воспитательной работы планировать и осуществлять систему задач нарастающей трудности. Их выполнение потребует волевых усилий, напряжения, но вместе с тем у детей появится интерес, настойчивость. Важна и оценка , поощрение ребенка, привлечение внимания других детей к проявлениям его самостоятельности. Тогда дети будут стараться найти себе занятие, справиться с ним и даже оказать помощь тому, кто в ней нуждается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с самого раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнить различные действия самостояте...

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста

Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ре...

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Она воспитывается с раннего детства....

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»

Ранний детский возраст, по признанию специалистов всего мира, − уникальный период в жизни человека. Одна из задач раннего возраста-сформировать навык самообслуживания, так как овладение им влияе...

Статья «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в семье»

Третий год жизни — период импульсивного развития самостоятельности. Промедление в её формировании приводит к появлению капризов у детей, упрямству или бездеятельности: дети надеются, что всё для...

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста

Родительское собрание«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА №4 «ОДУВАНЧИК» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста"

Рекомендации и советы родителям по формированию у ребенка 2-3 лет самостоятельности и навыков самообслуживания....