Роль родителей в воспитании будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа) на тему
памятка для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley_v_vospitanii_budushchih_pervoklassnikov.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль папы и мамы при подготовке ребенка к школе
Скольких бы репетиторов мы не нанимали, сколько бы клубов и центров раннего развития не посещали, все равно основная ответственность за подготовку ребенка к школе лежит на нас, родителях. В названии статьи мы недаром выделили родителей - мам и пап - отдельно. Поговорим сегодня о том, какую миссию может выполнить каждый из родителей при подготовке своего ребенка к школе.
Чтение, письмо, счет
Под подготовкой к школе все мы по умолчанию понимаем практические навыки: умение читать, писать, считать. Вместе с тем, уже на первом родительском собрании первая учительница наверняка расскажет вам о том, какой процент детей в классе "читающих", и сколько деток пришли в школу учить буквы... Расслоение по способностям в классах бывает очень сильным, и подготовленным деткам на фоне прочих школа кажется скучной и неинтересной. Ни для кого не секрет, что именно заинтересованность и вовлеченность делает любое занятие успешным. Ваш ребенок читает с трех лет, и в семь ему станет скучно в школе, а в четырнадцать может обнаружиться, что из-за этого он не справляется с физикой, алгеброй и геометрией - ведь он не привык учиться в школе, ему не интересно там!
Поэтому обоим родителям можно дать совет: не ставьте во главу угла только чисто практическую подготовку малыша. Помните о важности социальных навыков: умения общаться, заводить друзей, отстаивать свои интересы.
Редко при нынешней жизни с ее сумасшедшими темпами оба родителя могут равное количество времени уделять занятиям с ребенком. Поэтому следующий совет прозвучит для того из родителей, кто собственно готовит ребенка к школе: помните о личном примере. Это кажется очевидным, но задумайтесь еще раз: как можно требовать от ребенка беглого чтения, если он не понимает, для чего нужно чтение? Он не видит вас с книгой, не знает о том, что и во взрослой жизни, вступать в которую он постепенно готовится, книги играют важную роль.
Точно также родитель, пренебрежительно отзывающийся о своей работе, профессии, специальности не сможет с полной отдачей требовать от ребенка увлеченности математикой, письмом. Учеба - фактически работа малыша. И он в своем отношении к своей работе берет пример с вас и вашего отношения к своей занятости.
В отношении же к деятельности ребенка, его занятиям нужно с одной стороны уважать его старания, хвалить и оценивать по достоинству все его успехи. С другой же стороны - объяснять причины и последствия неудач и недостаточного старания.
Так хочется быть похожим на папу! Роль папы в подготовке сына к школе
Зачастую, папа - основной авторитет для сыновей. Именно папа может подготовить мальчика (особенно если у того нет опыта общения в садике) к столкновению с коллективом. Именно он на своем примере может показать, что нужно уметь как принимать новых в своем окружении людей - будущих одноклассников, так и не относиться к первому встречному, как к самому лучшему другу... Если вы, придя с работы, во всеуслышание негативно отзываетесь о коллективе, начальстве - вы формируете матрицу отношения ребенка к его будущим соученикам и учителям. Он будет знать, что коллег и руководство не нужно уважать - ведь именно так делает папа.
То же касается и подобострастного, и панибратского отношения. Детки - маленькие зеркала, в которых отражаются родители, их привычки, отношение к жизни.
Если у вас семь дней в неделю гостей полон дом, и ребенок не может даже запомнить их всех поименно - можно ли ругать его за стремление к большим компаниям и более старшим деткам, общество которых вы, быть может, считаете неподходящим?
Если же вы все свое время и силы посвящаете работе, заинтересованы в ней, увлечены, востребованы - вы формируете правильное отношение ребенка к самому процессу труда (в его случае - учебе). Но здесь так же существует очень большое НО. Как бы ни была интересна и прибыльна работа, как бы ни были вы загружены, не позволяйте ребенку почувствовать, что вы им не интересуетесь! В своем занятом графике выделите 15 минут в день на то, чтобы поговорить о его успехах, похвалить его, просто выслушать. Ребенок будет спокойнее и увереннее чувствовать себя на контрольной и в большом коллективе, если будет знать, что вечером сможет спокойно и доверительно поделиться всем с папой и мамой, и те выслушают его.
Конечно же, все вышесказанное для пап в равной степени относится и к мамам, если те целыми днями пропадают на работе.
Мама - лучшая подруга! Роль мамы в подготовке дочери к школе
Мама в свою очередь может повлиять на отношение дочери к учебе, подругам, учителям. Только, показывая свой личный пример, вы сможете научить дочь выбирать подруг. Если она видит и слышит как, распрощавшись с одной подругой, мама тут же начинает обсуждать ее секреты по телефону с другой - вряд ли девочка сможет быть верным другом и требовать взаимности от своих маленьких подружек.
Своим отношением к работе, к начальству, к коллегам мама в дочери также формирует отношение к одноклассникам и учителям, как и папа в сыне. Хотя, конечно, и сыновья берут примеры с матерей, и дочери - с отцов. Не требуйте от дочки уважительного отношения к классному руководителю, если сами пренебрежительно о нем отзываетесь.
Для того, чтобы привить ребенку заинтересованность в учебе, в процессе познания вы должны быть хоть в какой-то мере увлечены своей собственной деятельностью, иметь хобби, разносторонние интересы! Именно мы своим личным примером учим детей тому, что внешний мир - многогранен и вовсе не зациклен только на работе, домашнем хозяйстве или деньгах. Только с сознанием этого проявляется самое ценное в учебе - тяга к знаниям, личная потребность знать и уметь как можно больше.
Даже если вы весь день проводите дома с детьми, старайтесь интересоваться как можно большим количеством разносторонних вещей, обсуждайте их с малышами (в меру их понимания, конечно), заботьтесь о себе, любите себя! Именно так вы научите ребенка уважать себя, правильно ставить себя в коллективе, следить как за своими успехами и интересами, так и за внешним видом и впечатлением, которое он производит на окружающих.
Советы обоим родителям
Конечно, семьи бывают разные. Где-то папа на работе целый день, а мама дома с детьми, где-то на работе оба родителя, а детьми занимается бабушка... Все вышесказанное можно адаптировать под свои обстоятельства, помня о том, что каждый день, каждую секунду своим поведением, своим отношением к жизни мы учим жить и вести себя своих маленьких деток.
Итак, как же сформировать в своих детях уверенность в своих силах, в способностях?
- Личный пример: интересуйтесь, учитесь, развивайтесь сами, а не только развивайте и учите ребенка!
- Хвалите малыша: занимаясь с ним практической подготовкой к школе, не пропускайте ни одной удачи и успеха, говорите ребенку о том, как вы гордитесь им!
- Объясняйте причины неудач: если у ребенка возникли сложности, не уходите от проблемной темы. Объясните важность регулярных занятий, последствия лени и баловства.
- Учитесь жить в коллективе: и таким образом прививайте этот навык ребенку. Ваше отношение к работе, к начальству, к коллегам - это его отношение к учебе, учителям, одноклассникам в будущем.
- Учитесь дружить и держать дистанцию - по обстоятельствам: именно этот пример поможет малышу найти друзей и убрать из круга своего общения неподходящих субъектов.
И - самое важное. Как бы вы ни гордились тем, что ребенок уже идет в школу, он - по-прежнему ребенок, а не только "ученик первого класса". Не попрекайте его "ты же уже в школу идешь!", когда ему хочется немного побаловаться, не отвечайте на вопрос о возрасте ребенка "в первый класс пошел". Школа, учеба - это важное, нужное, первостепенное дело, но никак не вся жизнь вашего ребенка, и не должны все его помыслы и устремления крутиться исключительно вокруг школьных дел. Оставьте маленькому человеку пространство для маневра: он на самом деле ваш любимый ребенок, а вовсе не только школьник и ученик. Чувствуя, что помимо приближающейся к нему школьной жизни у него остается и его собственная, личная жизнь маленького человечка, ваш ребенок будет увереннее и спокойнее чувствовать себя в новой для себя роли.
Консультация для родителей будущих первоклассников
Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут. .. », «Двойки будут ставить. .. », «В классе засмеют. .. » В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит саму ценность игры, а не выигрыша.
Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне. .. » должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями. ) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.
Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
Учите ребенка чувствовать.
Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Успехов Вам и вашим детям!
«Памятка для родителей будущих первоклассников»
Режим
Очень важно ежедневно придерживаться рациональных режимных моментов: вовремя ложиться спать и, как следствие, вовремя вставать; вовремя принимать пищу; вовремя помогать маме. Не удивляйтесь! Только приученный добровольно помогать по дому ребёнок уважает труд других людей, а значит, будет принят в школьном коллективе как добрый товарищ.
Читайте детям на ночь!
Собственно, постепенно это становится одним из любимых режимных моментов, объединяющих семью. И не просто развивает умение слушать, детский кругозор и воображение. Книга становится подарком, наградой. Из заинтересованного слушателя ребёнок постепенно превращается во вдумчивого читателя. Поймайте момент, когда ребёнок заглянет в книжку и спросит: «А что ты читаешь, мама?» Это наилучшее время сформировать у него интерес к чтению вообще и к слову, в частности. От вашего старания (а вы, конечно, будете читать очень выразительно и от души!) зависит, появится ли у вашего чада желание прочитать так же, как вы. Ведь дети берут пример с нас – родителей. А наша задача – показать как можно больше положительных примеров.
Если вы переходите дорогу только на зелёный сигнал светофора, бросаете кожуру банана только в урну, уступаете узкую дорожку идущей навстречу тете, приветливо здороваетесь даже с мало знакомыми людьми, то вполне логично будет, если «ваше яблочко» упадёт рядом с «вашей яблонькой». Так и с интересами, и любопытством вашего ребёнка. Вы любите читать, и книжки в вашем доме не только для красоты? И ваш ребёнок их полюбит, и в свое время потянется к ним.
Доводи дело до конца!
Скоро вы, вместе с вашим ребёнком, пойдете в 1 класс, и у вас появится первая учительница! Это не совсем правильное мнение. Первые учителя вашего ребёнка – это вы, папа и мама, а также бабушка и дедушка. То, чему вы его научили, видно с первых дней и даже минут общения.
Давайте своему ребёнку побольше мелких поручений (конечно, важных для него) и обязательно (это главное) проследите, чтобы они были выполнены в точности. Для будущего школьника это очень важно, ведь урок и перемена насыщены такими вот «мелочами»: «Дети, возьмите красный карандаш и закрасьте половину треугольника, а синим, заштрихуйте квадрат», «Ребята, переодевайтесь на урок физкультуры». Вы удивлены? Но некоторые дети даже в 4 классе не могут выполнить подобные требования без двух, трех и многократных напоминаний.
Представляете, сколько сил, времени и энергии учителей тратится впустую, а ведь они могли бы быть потрачены на что-нибудь более полезное для всего класса. А ведь всё очень просто! Превратите в интересную, весёлую игру складывание вещей на стульчик, например, перед сном. Обязательно научите ребёнка вешать рубашку, пиджак, блузку аккуратно плечиками на спинку стула, и, уже будучи учеником, он получит немало похвал от учительницы за аккуратность и бережное отношение к вещам. Его будут ставить в пример одноклассникам, а это очень важно для повышения самооценки.
С первого учебного дня превратите вечерний (ни в коем случае не утренний) сбор портфеля в ритуал: в пустой портфель складывайте по расписанию в дневнике по очереди все необходимые учебные предметы, тщательно проверьте содержимое папки для тетрадей и пенал. Не надоедайте ребёнку – дайте ему столько самостоятельности, сколько ему необходимо, и терпеливо, с лаской, контролируйте его действия. Не делайте за ребёнка то, что ему самому под силу. Самостоятельность – вот что отличает настоящего ученика от малыша.
Уважение к старшим!
В настоящее время дети намного раскованнее в отношениях, чем были их родители, и тем более чем бабушка с дедушкой. Но эта раскованность порой граничит с невоспитанностью. Постарайтесь всё же внушить детям словами и своим личным примером то, что уважать старших – это не только здороваться с ними, но любить их почти так же, как и себя, видеть их проблемы, заботы, помогать им по возможности. Задумайтесь над этими простыми истинами. Никто, кроме вас, не научит этому вашего ребёнка.
Даже самый лучший на свете учитель не сделает вашего ребёнка воспитанным, если в вашей семье этому не уделяют внимания. Или говорить-то говорят об уважении, но поступают иначе. Это всё равно что рассуждать о вреде курения с сигаретой во рту. Не поверит вам ребёнок, потому что самые святые люди для него – это мы, а наши поступки говорят обратное.
Настрой на школу – положительный! Только с оптимизмом! Только с уверенностью в успехе ребёнка! Только с уважением к учителям! И в добрый путь!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
- Бабаева Т.И. У школьного порога, М.: Просвещение , 1993.
- Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. –М., 2000.
- Бикеева А.С. Семья особого назначения, или Рецепты позитивного родительствования на каждый день . М.: Генезис , 2009.
- Венгер А. А., Дьяченко О. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
- Все о младшем школьнике. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва, «Вентана-Граф», 2004 г.
- Готовность к школе / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.
- Общаться с ребенком. Как? Ю.Б.Гиппенрейтер. Москва, 2009 г.
- Продолжаем общаться с ребенком. Так? Ю.Б.Гиппенрейтер. М.-2009 г.
- Ребенок идет в школу. М.М.Безруких. Москва, «Дрофа».
- Леворукий ребенок в школе и дома. М.М.Безруких. Москва, «Дрофа».
- Развивающие книги для дошкольников. М.М.Безруких. Москва, «Ювента».
- Дьяченко О.М., Астаськова Н.Ф., Дети, в школу собирайтесь.- М.;Просвещение, 1996г.
- Газман О.С., Харитонова Н.Е., В школу с игрой.- М.;Просвещение, 1991г.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л., Готов ли ваш ребенок к школе.- М.;Знание, 1991г.
- Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Ювента, 2001.
- КругловаН. Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – СПб., 2004.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., Ступеньки у школе.- М.;ТЦ «Сфера», 1999г.
- Дробинская А.О., Скоро в школу.- М.; Школьная пресса, 2005г.
- Овечкина А.Н., Школа АБВГДейка.- М.; Школьная пресса, 2008г
- Кулагина И.Ю., Личность школьника.- М.;ТЦ «Сфера», 1999г.
- Ефимова С.П., Как готовить ребенка к школе.- М.;Просвещение, 1992г.
- Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей ., М.: Генезис , 2009, 4-е изд.
- Степанов С.С. Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений , М.: Дрофа-Плюс , 2006.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. – М. – Воронеж, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям "В семье будущий первоклассник"
У многих родителей скоро дети пойдут в первый класс. И многие об этом переживают: готов ли их ребенок к школе, как пережить этот период и т.д. Есть родители, которые в этот период допускают много ошиб...
Советы родителям "В семье будущий первоклассник"
У многих родителей скоро дети пойдут в первый класс. И многие об этом переживают: готов ли их ребенок к школе, как пережить этот период и т.д. Есть родители, которые в этот период допускают много ошиб...
Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"
Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"...
Буклет для родителей "Мой ребенок - будущий первоклассник!"
Данный буклет предназначен для родителей подготовительной группы и служит пямяткой о "Психологической готовности к школе". Раздается на первом заседании клуба "Первоклассных родителей"...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании будущего гражданина»
Основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мал...
РОЛЬ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (рекомендации для родителей)
Практический опыт работы с детьми подготовительной к школе группе. Рекомендации...
Применение игровых технологий в воспитании будущего первоклассника
Модернизация современного дошкольного образования требует нового подхода к осуществлению образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.Представляю вашему вниманию новую игровую технологию - "Худо...