Игра как средство воспитания и развития детей
консультация на тему
Игра как средство воспитания и развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_vospitaniya_i_razvitiya_detey.docx | 240.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство воспитания и развития детей
Игра является занимательным занятием для детей, одновременно являясь уникальным способом воспитания и развития личности. Особенно это важно помнить взрослым (воспитателям, учителям, родителям) при включении игры в воспитательный или образовательный процесс. В большей степени это касается дошкольников и младших школьников.
Подбирая игры для детей, важно определить цель, правила и предполагаемый результат. Для того, чтобы игра принесла пользу необходима творческая активность детей, целесообразное содержание, высокая познавательная ценность, правильное использование игрушек и наглядных материалов. Участвуя совместно, взрослый не только контролирует ее процесс, но и воздействует на различные сферы развития ребенка: поведение, волю, сознание, физическое и умственное развитие.
Иногда знаний ребенка для выполнения задания не всегда хватает, в таких случаях возникают вопросы, что стимулирует познавательную деятельность. Важно не оставить их без внимания, удовлетворив любопытство ребенка. Можно сказать, что игра может быть не только средством закрепления уже имеющихся знаний и навыков у детей, но и стимулом к познанию нового.
Взрослый может использовать игры для воспитания у детей чувства ответственности, отзывчивости, доброты, трудолюбия и других. Подбирая по различным тематикам, возможно ознакомление детей с новыми профессиями, окружающим миром, представлениями о культуре различных стран и народов. С приходом новых интернет технологий стали доступными онлайн игры для детей, которые практически моментально завоевали популярность. Главные отличительные особенности – это круглосуточный и бесплатный доступ, а если учесть их разнообразие, то, можно смело сказать, что они становятся неотъемлемой частью в развитии современного ребенка.
Игры с другими детьми (особенно командные) способствуют социализации личности ребенка. В процессе игр, дети учатся следовать правилам, согласовывать действия с действиями других участников игры, стараться не задеть чувства других.
Любая игра развивает ребенка. Однако, то, чем будет наполнено их содержание, зависит от того, что окружает ребенка. И не игра виновата, что дети дерутся на мечах или, выбрав жертву, устраивают «жертвоприношение». Тут, скорее всего, виновато то, что окружает ребенка, его социальная среда, в которой это является нормой. Дети подражают взрослым во всем. Здесь, они проигрывают ситуации, подсмотренные когда-либо в жизни, по телевизору или в компьютерной игре. Поэтому взрослому важно знать, как и во что играет ребенок, и, по возможности, контролировать процесс игры.
Часто в игре требуется физическая активность. Такие игры хорошо влияют на физическое развитие детей, так как при движении улучшается кровообращение, стимулируя работу всех органов. К тому же такие игры на свежем воздухе крайне полезны. Эти игры бодрят, улучшают настроение, активность детей.
Очень часто, они способствуют и эстетическому воспитанию ребенка. Это возможно благодаря песням, потешкам, загадкам, которые присутствуют в большинстве игр. Кроме того, украшая в игре, к примеру, построенный дом, либо одевая любимую куклу, ребенок развивает свой эстетический вкус.
Таким образом, игры возможно использовать как метод обучения и воспитания детей на всех уровнях развития.
Цели, которых можно достичь, организуя игры с детьми
1. Мы можем показать детям, что значит уважение
Хорошие учителя на своих занятиях не только заботливы по отношению к детям, но и уважительны с ними. При этом забота должна быть скорее непрямой и проявляться в каких-то действиях, направленных на то, чтобы лучше познакомиться с детьми, постепенно понять истории их жизни и не отказываться даже от тех детей, с которыми Вам трудно и тяжело. Напротив, уважение к ребенку может и должно проявляться напрямую, непосредственно, в связи с его конкретным поведением.
Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Чему научил тебя этот случай?" или "Что ты сейчас чувствуешь?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему. Уважение проявляется также и в том, что учитель по возможности избегает навешивания психологических ярлыков. Как говорится, "никто не болен настолько, насколько указывает его диагноз."
2. Мы можем помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность
Именно в младшем школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.
3. Можно помочь детям научиться принимать решения — самостоятельно и в группе
Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Мы можем упражняться с ними в принятии справедливого группового решения. Также мы можем помогать детям видеть и понимать те возможности, которые в нашей культуре подавляются или искажаются. Например, можно обратить их внимание на то, что самый лучший подарок — это наше время и внимание, а не какая-либо очень дорогая вещь. Очень поучительно для детей, например, услышать от учителя необычное определение богатства, вроде такого: "Я полагаю, что богата та семья, которая больше других в полном составе наблюдала за закатами солнца".
4. Мы можем учить детей сочувствию
Достичь этого можно, пробудив у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции. Если же в классе собрались дети различных культур и национальностей, то ребенок получает еще больше возможностей развивать в себе эмпатию1). Когда дети в спокойной обстановке разговаривают о своей жизни, идет важный процесс, в ходе которого они пытаются хоть на некоторое время увидеть мир глазами другого человека. При этом мы можем донести до детей также и мысль о том, что в жизни есть множество различных способов выражения любви. Некоторые люди всю свою жизнь проводят в поисках только одного, определенного проявления любви и нигде не находят его, в то время как окружающие проявляют свою любовь к ним всеми возможными способами, кроме искомого. Поскольку все люди жаждут любви, умение видеть ее различные проявления — важная составляющая искусства быть счастливыми.
5. Педагог может помочь расцвету личности ребенка
Если мы хотим, чтобы ребенок развивался и рос как личность, нам нельзя допускать, чтобы он ориентировался только на наши требования. Напротив, мы должны помочь ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве: когда они пишут, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, рисуют или ставят детские пьесы.
6. Мы можем развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим
Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Очень важно побуждать детей давать обратную связь одноклассникам и учителям. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
7.Педагог может помочь детям справляться со своими страхами и стрессом
Для этого нам необходимо предоставить детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело.
8. Мы можем показать детям, как можно жить без насилия
В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта. Мы можем помочь классу отказаться от разрешения проблем с помощью кулаков, можем научить детей контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме.
9. Мы можем помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям
В первую очередь необходимо дать себе отчет в том, что современная культура защищает личную свободу гораздо больше, чем прежде. Призывы рекламы и индустрия развлечений нацелены на удовлетворение эгоистических интересов отдельного человека, на его стремление к счастью и скорейшему удовлетворению всех своих желаний. Современная культура делает упор на конкуренцию и обостряет желание быть быстрее, сильнее и могущественнее других. Честно говоря, приходится признать, что и в центре внимания психотерапии оказались изолированные интересы отдельного человека, его права, желания, обиды. Никто не обращает внимания на то, что тем самым усиливается опасность одиночества и ухудшения взаимоотношений между людьми. Чтобы избежать этой опасности, мы постарались по возможности уменьшить в предлагаемых интерактивных играх элемент соревновательности.
10. Мы можем помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности
Это означает, что мы тщательно продумываем, кого из класса мы хотели бы в первую очередь вовлечь в ту или иную игру. Иногда, например, мы делаем что-то для детей-перфекционистов, для чересчур возбужденных или ригидных детей. Этим детям мы принесем пользу, если научим их расслабляться и при необходимости прибегать к помощи собственной фантазии. Особенно эгоистичным и самовлюбленным детям пойдут на пользу игры, направленные на эмпатию и сочувствие. Неуверенные в себе дети могут развить в себе недостающие качества с помощью игр, описанных в главах "Как добиться успеха?" и "Повышаем самоуважение". Конечно, и для остальных детей эти игры окажутся полезными, и все же было бы хорошо, если бы Вы, выбирая игру, имели в виду конкретных детей, которым эта игра поможет больше других.
(Перфекционизм, или "синдром отличника" — это невротическая установка исключительно на совершенные и безукоризненные действия, когда ребенок болезненно воспринимает любой намек на то, что его действия были недостаточно хорошими. Такие дети, как правило, предпочитают не делать вообще, чем сделать недостаточно хорошо.
Ригидный ребенок — ребенок, который с трудом переключается с одних эмоции или желаний на другие, "застревает" на каждом действии дольше других, с трудом меняет свои планы.)
11. Мы можем развить в детях чувство юмора
"Жизнь и без того достаточно сложна, чтобы мы еще и чувствовали себя несчастными" (Жанна Моро). Как можно чаще проявляйте чувство юмора, тем самым показывая детям, что жизнь вполне сносна, если уметь даже в сложных ситуациях видеть комическое и иногда позволять себе просто смеяться. В нашем сборнике Вы встретите немало игр, основная цель которых — посмеяться и повеселиться. Нам кажется, что совсем неплохая идея — ввести за правило раз в неделю проводить занятие, в ходе которого дети будут рассказывать анекдоты и смешные истории. Тем самым Вы сможете добиться и того, что на уроках заметно снизится число мешающих учебному процессу дурачеств, ведь тогда дети будут знать, что в школе есть время и для их чувства юмора.
12. Мы можем помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера
Общество часто рассматривает детей прежде всего как будущих потребителей, заставляя их иметь множество желаний и поощряя их стремление к скорейшему удовлетворению этих желаний. В этой связи самое важное, что дети могут вынести из школы и семьи в самостоятельную жизнь, это необходимые для жизни социальные навыки и качества личности. К таким навыкам в первую очередь относятся умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Требуется немало времени, чтобы эти навыки выработались и стали прочными и устойчивыми, поэтому чем раньше мы начинаем развивать их в детях, тем более мы можем быть уверенными в том, что они смогут проявить эти важные для жизни добродетели даже в очень сложных и неоднозначных ситуациях. Мы знаем, что рано или поздно все дети окажутся в тяжелых условиях переполненного рынка труда, на котором многое зависит от их способности работать в команде, в то же время оставаясь самостоятельными личностями. И лишь тот добьется в дальнейшем успеха, кто научится держаться до конца и при самых сложных обстоятельствах не отказываться от своих устремлений. Поэтому очень важно показать детям, что Вы не только любите их, но и предъявляете высокие требования к их поведению.
Приведенные выше задачи могут показаться слишком сложными для школы, которую многие воспринимают прежде всего как место, где получают знания. Но наряду с передачей знаний задачей школы является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация. Эта задача вновь должна стать одной из важнейших. Школа должна стать противовесом обществу, молящемуся на технологии и проповедующему всеобщее потребление. Она должна взращивать терпимость и уважение к другим и помогать детям видеть смысл и ценности жизни. Школа должна стать адвокатом для детей при всем многообразии и сложности их характеров. Педагогика вновь призвана указать детям пути, вступив на которые, они научатся жить ответственно и развивать в себе самостоятельность и независимость. Мы все хотим, чтобы наши дети умели любить, творить, были добрыми. Мы хотим, чтобы у них хватило мужества решать проблемы, стоящие перед нашей планетой, и чтобы они чувствовали свою принадлежность не только к народу своей страны, но и к четырехмиллиардному населению всей нашей Земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....
Игра как средство воспитания и развития детей
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педа...
Консультация для родителей Игра как средство воспитания и развития детей.
Через игру ребёнок поймёт более быстрее и доходчиво нужный материал....
Подвижная игра как средство воспитания и развития детей с нарушением интеллекта в ДОУ (из опыта работы)
Дети с нарушением интеллекта — особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность пр...
Консультация для педагогов: «Игра как средство воспитания и развития детей».
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтом...
Статья "Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста "
Статья "Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста "...
Консультация для родителей "Сюжетно-отобразительная игра как средство воспитания и развития детей раннего возраста"
Материал консультации помогает родителям развивать сюжетную игру в самом ее начале, побуждает играть вместе с ребенком....
- Мне нравится (2)