Психополовое развитие и основы гендерной культуры детей дошкольного возраста
презентация на тему
Требованием времени, стало новое прочтение и новое понимание образовательного опыта выдающихся гуманистов - педагогов. А.Макаренко считал, что "воспитание девочки или мальчика - это прежде всего формирование культуры личности, воспитание его как будущего семьянина, формирование у него чувства любви, собственной значимости и ответственности, которая включает самоуважение и уважение к другим"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гендерное воспитание в развитии и становлении личности дошкольника | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основной целью гендерного воспитания является повышение эффективности образовательного процесса по данной теме, подготовка детей к будущей счастливой семейной жизни
Пол – это биологические отличия между людьми, которые определяются генетическими особенностями клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и репродуктивными функциями
«Гендер» – это организованная модель социальных отношений между женщиной и мужчиной, что характеризует не только общение в семье, а и определяет их социальные отношения в основных государственных институтах Гендерная культура – совокупность полоролевых ценностей в общественных отношениях и соответствующих норм поведения, потребностей, интересов и форм деятельности. Стать и гендер являются взаимосвязанными и взаимодополняющими аспектами человека как личности, а не самостоятельными единицами.
Психофизиологические особенности девочек: Девочки рождаются более зрелыми. Они лучше запоминают события. Они могут быстрее адаптироваться к учебному заведению. Душевная открытость делает девочек привлекательными. Упорядоченность, последовательность им характерны больше, чем мальчикам. Речевые способности – так же их привилегия. Процесс выполнения работы дает им больше удовлетворения, чем результат. Девочки эмоциональнее, чем мальчики. Успешность в обучении – не повод для вывода, что раскрыты все творческие способности ребенка. Действия и поступки девочки в большей степени обусловлены темпераментом.
Психофизиологические особенности мальчиков: В развитии мальчики несколько отстают от девочек. Мальчишеская двигательная активность имеет природное происхождение. Какая –либо новизна может способствовать творческому вдохновению мальчика. Разбирание игрушек –это целиком нормальное желание познавать ее части. Мальчикам больше времени необходимо для адаптации к дошкольному учреждению, требуют понимания. Утомление снижает у мальчиков их речь и логические процессы. Собственная внешность их тоже интересует, но они скрывают это. Мальчикам тяжело, дискомфортно работать в случае ограничения их собственных действий. Долгие нотации взрослых не приносят ожидаемых результатов.
Гендерная социализация- процесс усвоения человеком социополовой (гендерной) роли, предназначенной для него обществом с рождения Тезисы о гендерной социализации: Процесс социализации пола начинается с рождения ребенка. С детских игр берет начало взаимопротивопоставления в выборе женских и мужских ролей, которые прослеживаются во взрослом возрасте. Традиционная семья основана на доминировании одного пола, на четком разделе ролей и видов деятельности. Мужчинами и женщинами в гендерном смысле становятся в процессе воспитания, под влиянием социального окружения. Несмотря на то, что гендерные стереотипы изменяются они являются наиболее консервативными в массовом и индивидуальном понятии.
Гендерные стереотипы: (мальчик) Активный смелый Сильный грубый упрямый Находчивый Логичный Решительный, способный решать проблемы неопрятный лидер Не умеет сдерживать гнев Неэмоциональный Невнимательный к внешности Имеет врожденную склонность к приключениям
Гендерные стереотипы: (девочка) пассивная боязливая слабая нежная уступчивая неоригинальная нелогичная растерянная опрятная ведомая Умеет сдерживать гнев эмоциональная Следит за своей внешностью Имеет врожденную склонность заботиться о детях.
Развивающая и просветительская работа педагога с семьей Помощь родителям в организации и проведении индивидуальной работы с детьми. Обеспечение психологических условий для развития личности ребенка. Открытые беседы с ребенком, чтение сказок, легенд, произведений с целью формирования гендерной культуры. Планирование и внедрение педагогами разных видов деятельности, что учитывает гендерные и психологические аспекты (ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Магазин»; открытые беседы: что волнует, кто нравиться, с кем хочется играть, дидактические игры: «Кому что подоходит?», «Чем похожи?», обращать внимание на проблемные вопросы во время одевания, пользования туалетом, подготовки ко сну, просыпания, зарядка и.т.д.) Планирование развивающего, обучающего материала с учетом интересов мальчиков и девочек.
Детская сексуальность и тактика поведения взрослых Зигмунд Фрейд впервые снял «табу» с проблем детской сексуальности. Сексуальность – это не только влечение к половому акту, но и то, что руководит человеком в половых проявлениях.
Советы родителям: Когда ребенок использует нецензурные выражения: Дети делают это по-разному: безвинно, не понимая значения слова, но зная, что оно запрещено; понимая значения слова и зная реакцию взрослых. Техника поведения взрослых: Если ребенок не понимает значение слова и не имеет намерения кого-то шокировать, эффективным будет просто сказать, что это грубое и неприятное слово, и лучше его не говорить. Если ребенок не знает значение слова, но знает, что оно запрещено: необходимо проигнорировать слова ребенка и обратить внимание на это в следующий раз. Ребенок разочаруется в скандале, если не произведет на родителей ожидаемого впечатления. Резкое и неодобрительное «Хватит!» влияет лучше, чем долгие нотации. Если ребенок знает и понимает значения слов и реакцию взрослых, необходимо: проигнорировать скандал и обратить внимание на это только тогда, когда ребенок не ругается. Твердо сказать : «Ты мне нравишься, я тебя люблю, но то, что ты говоришь –нет!» Не обращать внимание других на сказанное. Фразы: «Ты послушай, что он говорит!» - в присутствии ребенка обеспечивают ему аудиторию, внимание, что будет стимулировать, а не останавливать скандал.
Сложные ситуации Мера трудностей многих неожиданных ситуаций знакомства детей с половыми отношениями, во многом определяется готовностью взрослых к таким ситуациям, и умению предотвратить нежелательные последствия.
Сексуальная активность животных Чувства ребенка: случка больших животных может испугать маленьких детей. Тактика поведения взрослых: 1. Спокойная и ровная реакция. 2. Можно сказать маленькому ребенку, что животные просто играют. Вернуться к разговору позже, когда ребенок подрастет.
Острые вопросы: Важно: 1. Относиться к таким вопросам серьезно, не просить замолчать . 2. Ни в коем случае не ругать, не тревожиться, не краснеть. 3. Не превращать разговор в серьезную лекцию, ребенок еще слишком мал. 4. Скажите, что вам понятны его страхи, потом постарайтесь объяснить, что девочки рождаются не такими, как мальчики, и так должно быть. 5. Поясните на примерах, что Сергей создан так же, как папа, дядя, дедушка, а Катя – как мама, тетя и.т.д., так ребенку будет легче понять. Дети не вкладывают в «острые вопросы» непристойного смысла. Спрашивая взрослых, ребенок проявляет безмерное доверие. Если мы не оправдываем его, отмахиваемся, стыдимся, то вопросы не исчезают, просто ребенок учиться не задавать их родителям, узнавая ответы на улице. Дети начинают спрашивать приблизительно в возрасте 3 лет. В 2,5 -3, 5 года возникают вопросы на тему «Почему мальчики не такие, как девочки?»
Откуда берутся дети? Важно: 1. Лучше сразу сказать правду, чем потом придумывать различные версии. 2. Ребенку в 3 года стараться дать простой ответ: «Ребенок растет в специальном месте в середине мамы (в животе мамы)». 3. В 3,5 -4 года ребенку не обязательно знать о физической стороне половых отношений, необходимо удовлетворить интерес на уровне его понимания. Можно ответить так: «Когда мальчики вырастут и станут мужчинами, а девочки вырастут и станут женщинами, они могут стать мамами и папами. У женщин в животе есть специальные семечки – клетки, которые похожи на маленький желток. Называются они яйцеклетками. А у мужчин – другие семечки – клетки – сперматозоиды. Чтоб появился ребенок, клетки мамы и папы должны объединиться. Это может произойти только тогда, когда мальчик и девочка вырастут и станут мужчиной и женщиной. Чтоб у мужчины и женщины появился ребенок, они должны стать взрослыми». 4. После 3-4 лет , можно использовать детские энциклопедии, издания («Мама и папа – откуда я появился?» В.Соколюк, З.Бобровский), которые дают ответы на все детские вопросы. 5. Правдивые ответы хороши тем, что создают у детей иммунитет против искривленных «уличных» знаний.
«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.» Василий Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 3- Инт...
Отчет по самообразованию по теме "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края" за 2017-18 уч. год.
Гендерное воспитание детей на основе культурных традиций, патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно нач...
«Формирование, развития интереса к физической культуре детей дошкольного возраста»
Содержание: Введение ...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИГР И ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ.
Игра – это школа самостоятельности и независимости, инициативности и творческого самовыражения....
Статья "ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИГР И ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ".
Игра – это школа самостоятельности и независимости, инициативности и творческого самовыражения. Игра – это самостоятельная психическая реальность и неповторимый мир детства. В игрово...
Применение занятий по развитию танцевально-ритмических движений как средство развития гендерной культуры детей дошкольного возраста
Влияние применения занятий по развитию музыкально-ритмических движений как эффективного средства развития гендерной культуры детей дошкольного возраста...