Консультация: «Игра – это серьезно!»
консультация (младшая группа) на тему
Роль игры в развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-eto_serezno.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Игра – это серьезно!»
- Мамочка, разреши мне сегодня надеть в детский сад новое розовое платье с вышивкой?
- Нельзя!
- Я не испачкаю! А платье можно и выстирать!
- И будет оно уже не новое, а старое.
- Мамуля! А можно я сегодня не пойду в детский сад?
- Разве сегодня выходной? Живо одевайся, а то я из-за тебя на работу опоздаю… Ты где? Опять фокусничаешь? Сейчас возьму ремень… Считаю до пяти…
Не правда ли, знакомая картина. Наверняка каждый из нас хотя бы раз наблюдал ее в жизни и, конечно считая себя образцом, осуждал нерадивую маму. Но это зарисовка не из взрослой жизни. Это диалог маленькой девочки со своей дочкой – куклой. Не будем спешить с осуждениями. Давайте попробуем ответить на вопрос: почему мы, культурные и образованные люди, не можем предложить нашим детям примеры поведения, достойные подражания?
В последнее время произошли коренные изменения в обществе. Перед нами остро встала проблема материального обеспечения. Мы много работаем, все меньше уделяя внимания своим детям. Большинство родителей считают, что детям предстоит жить в обществе более жестоком, требующем большей квалификации, и менее гуманном, основанном на борьбе за выживание. В таких условиях игра, по мнению большинства,- бесполезная деятельность, которая не пригодится в будущем. В отличие от счета и письма она не имеет жизненно необходимого результата. Другие родители говорят: «Нас никто не учил играть, и наши дети сами определятся с этой деятельностью». Неправда! Мы учились играть у наших сестер, братьев, у соседских мальчишек и девчонок в шумных детских ватагах. Сегодня мы обрекаем наших детей на одиночество. Теперь редкостью становится не только многодетные семьи, но и семьи с двумя детьми. А если повезло с братом и сестрой, то старшие отгораживаются от младших наушниками с «Убойной музыкой». Цепь преемственности прервана.
В погоне за ранним всестороннем развитием мы рьяно заполняем время игры занятиями в разных кружках и школах. Английский, танцы, спортивная секция… И так всю неделю. А в выходные мы стараемся, чтобы наши дети находили себе «тихие» занятия, перепоручаем своих детей компьютеру, действуя по принципу «лишь бы не мешали».
А как научиться девочке готовить пельмени, если мама не разрешает повозиться с мукой; как научиться стирать, если даже носовые платочки отправляются в стиральную машинку? Как мальчику стать умелым, если папа взамен любимой машины со сломанным колесом покупает новую? Так облегчая жизнь себе, мы сужаем круг ярких впечатлений о труде взрослых и о способах проявления заботы о детях.
Часто родители полагают, что игра так естественна для ребенка, что нет необходимости обучать ей детей, она возникает и развивается сама, нужно только обеспечить ребенка достаточным количеством необходимых ему игрушек. Тогда откуда берутся дети, играющие в одни и те же примитивные скучные игры, хотя при этом их детская напоминает игрушечный отдел "Детского мира". Ответ прост и лежит на поверхности. Все, что вдыхает в детскую игру жизнь, дает ему общение с взрослым.
Если мама не будет играть вместе с малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира и членом общества.
Ребенок овладел предметами, научился применять их в игре. Теперь игра становиться основной деятельностью, в которой ребенок многократно отражает и переживает все свои отношения с миром и свои знания о нем. И здесь опять незаменим взрослый, который передает ребенку знания о событиях и явлениях окружающего, о человеческих взаимоотношениях, нравственных нормах семейной и общественной жизни.
Узнав и осмыслив определенную область взрослой жизни, дети начинают играть в это. Чтобы игра была насыщенной и динамичной ребенку необходимы новые знания и впечатления, которые дает общение с взрослыми.
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. В игре развиваются все психические процессы (память, мышление, творческие способности и т.д.). Огромное влияние игра оказывает на умственное, речевое, физическое развитие. То есть, игра способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Что делать? Как вернуть игру детям?
Сначала нам, взрослым, нужно остановиться и вспомнить свое детство. Что любили, чем и во что играли. Мы, взрослые, привыкли к своей воспитательной и обучающей роли. А может, стоит от нее отказаться? Попробуйте! Только не спешите проявлять инициативу, дайте возможность ребенку выступить осведомленным и знающим человеком. Важно, играя с детьми, разделить их чувства, мысли, восторг, без которых настоящая игра невозможна. С самого раннего возраста родителям необходимо воспитывать у детей дружеские чувства, умение действовать вместе, согласованно. Лучшая помощница в этом - игра. Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе.
Только в игре с партнерами (взрослыми и детьми) ребенок может научиться сотрудничеству, взаимопомощи, сострадательности. Согласитесь, на эти качества теперь дефицит, но они не утратили своей ценности в обществе. Что, как не особое внимание взрослых к проявлению гуманных, а не эгоистичных отношений ребенка в игре, может помочь воспитанию высоко духовной личности уже с дошкольной поры.
В игре есть и некий дисциплинирующий, организующий момент - это ее правила. Любая игра существует с помощью них, развивается и поддерживается ими. Есть игры, в которых правила заранее известны и неизменны, игры, где правила придумываются игроками. Есть также игры, где правила связаны с ролевым поведением. Так в играх в "семью" мама будет воспитывать заботиться, а дети слушаться или не слушаться, принимать заботы или помогать. Нарушение правил ведет к распаду игры, к конфликтам между партнерами. Понимать и выполнять правила может научить ребенка только взрослый.
Именно наличие в игре правил помогает воспитывать и развивать у ребенка сдержанность, ответственность, последовательность в поступках.
Современный ребенок страдает от недостатка игровой деятельности, прежде всего потому, что изменилось общественное родительское отношение к игре.
С самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.
Игра – это радость для ребенка! Доставляйте радость своим детям!
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в изготовлении ширм
для игр детей в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игра - дело серьезное!"
Значение игры в жизни и развитиии ребенка дошкольника...
Консультация для родителей "Игра - это серьезно"
В материале отражается значение игры для разностороннего развития личности ребенка....
Консультация для родителей "Игра – это серьезно"
.Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра детей зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно игровую среду. Игрушка – это специально предназ...
Консультация для родителей "Игра - это серьезно!"
ИГРА – это подготовка к взрослой жизни. Она – не излишество и не баловство, она – основная деятельность человеческой личности в определенный период жизни....
Консультация "Игра - это серьезно"
Игра – это очень серьезно. С ее помощью ребенок познает мир, учится проявлять самостоятельность, развивает фантазию, обзаводится опытом побед и поражений. От того, во что он играл в детстве, часто зав...
Консультация «Игра – это серьезно»
Все мы хотя бы однажды наблюдали за тем, как играют дети и наверняка задумывались о том, почему ребёнок так увлечён игрой, почему через игру и игровые взаимоотношения он воспринимает и познает всё вок...
Консультация "Игра – дело серьезное"
Играть для ребенка не значит развлекаться. Это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, ...