Консультация для родителей "Игра - это серьезно"
консультация (старшая группа) на тему

В материале отражается значение игры для разностороннего развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-eto_serezno_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Игра – это серьезно

Все мы хотя бы однажды наблюдали за тем, как играют дети и наверняка задумывались о том, почему ребёнок так увлечён игрой, почему через игру и игровые взаимоотношения он воспринимает и познает всё вокруг с такой быстротой и естественностью. Поговорим о сущности и важности детской игры. В игре всё понарошку, в ней не вырабатывается полезный продукт, не используются настоящие взрослые предметы, результат игрового действия не приводит к реальным событиям. Но воображаемая игровая ситуация для малыша является наилучшей и, пожалуй, единственной возможностью преодолеть свою ограниченность. Именно в игре разрешается противоречие между потребностью ребёнка войти в мир взрослых, действовать, как они, и невозможностью реального осуществления этой потребности.

В игре ребёнок путешествует на ковре-самолёте, ракете, созидает и побеждает всё. Он не подвластен времени и пространству. Он ощущает себя воплощением творчества и свободы, проживает в игре то, что реально предстоит ему через много лет. При этом ребёнок не осознает этого и не ставит именно таких целей. С раннего возраста дети нуждаются в овладении различными предметами, а по мере взросления в познании человеческих отношений и социальных функций человека.

Но везде, на каждом этапе становления и развития игры, очень важно влияние и участие в игре взрослого, как помощника, доброго наставника, вдохновителя игрового действия. В раннем детстве игровая деятельность только зарождается и важна тем, что помогает ребёнку осваивать мир многообразных предметов.

Роль взрослого особенно значима именно на начальном этапе становления игры, когда и само действие ребёнка с предметом-игрушкой, и его повторение, а главное осмысление зависит от общения со взрослым. Малыши действуют с игрушкой подражательно, повторяя не только сами движения, но и речевые высказывания мамы, папы или бабушки. Ребёнок получает огромную радость, что с помощью взрослого открыл способ, как действовать с игрушкой.

Ребёнок овладел предметами, научился применять их в игре. Теперь игра становится основной деятельностью, в которой ребёнок многократно отражает и переживает все свои отношения с миром и свои знания о нём. И здесь опять незаменим взрослый, который передаёт ребенку знания о событиях и явлениях окружающего, о человеческих взаимоотношениях, нравственных нормах семейной и общественной жизни.

Но чем старше ребёнок, тем обширнее его собственный жизненный опыт, творческие способности, самостоятельность. Ребёнок старшего возраста использует роли и образы, чтобы очень точно копировать отношения, возникающие в семье, на улице, в детском саду, на работе. Теперь игра несёт серьёзную нравственную нагрузку, она помогает ребёнку созревать, как личности, члену общества, гражданину.

В игре есть и некий дисциплинирующий, организующий момент – это её правила. Любая игра существует с помощью них, развивается и поддерживается ими. Есть игры, в которых правила заранее известны и неизменны, игры, где правила придумываются игроками. Есть также игры, где правила связаны с ролевым поведением. Так в играх в "семью" мама будет воспитывать, заботиться, а дети слушаться или не слушаться, принимать заботы или помогать. Нарушение правил ведёт к распаду игры, к конфликтам между партнёрами. Понимать и выполнять правила может научить ребёнка только взрослый. Именно наличие в игре правил помогает воспитывать и развивать у ребёнка сдержанность, ответственность, последовательность в поступках.

Взрослому в детской игре можно и нужно:

Уделять ребёнку внимание. Родители часто надеются, что ребёнок будет играть сам и оставит папу или маму в покое. Каково же их разочарование, когда малыш полутора-двух лет проявляет интерес к игрушкам не более пяти минут. А всё дело в том, что взрослые не помогли ему расширить границы познания и не показали, как играть. Ребёнку постарше требуется ещё больше внимания, ведь черпать сюжеты для игры он будет в рамках информации, которую получает от взрослых.

Создать пространство для творчества. Ребёнку важно иметь: свой закуток, в котором главный – он, а не взрослые; некоторое количество игрового материала вроде верёвочек, коробочек, камешков, конструкторов и других игрушек (главное, не переусердствовать с количеством).

Мягко предлагать свой вариант игры, никогда его не навязывая. Ребёнка сначала нужно заинтересовать поиграть «по-вашему».

Развивать игру в полезном направлении. Если ребёнок терзает игрушечного пёсика, то не стоит говорить, что он безобразничает. Гораздо эффективнее рассказать, что это за пёсик, какой он хороший, как он кушает, гуляет и играет – игра сама собой перетечёт в иное русло.

Быть с ребёнком на равных. Ведь только в игре, он может почувствовать себя таким, как взрослые.

Хвалить. И делать это искренне. Дети отлично чувствуют фальшь, даже если не показывают этого. И не перехваливать, чтобы у ребёнка оставался стимул развиваться.

Нельзя:

Игнорировать малыша. Он ещё не понимает, что папа или мама устали или заняты, и все негативные эмоции взрослых связывает с собой.

Постоянно забавлять его. Если ребёнка не научили играть самостоятельно, то у него и не будет такой потребности, что в будущем может обернуться пассивным отношением к любой деятельности.

Грубо останавливать игру. Понятно, что когда Саша бьёт Женю по голове, то речь идёт о жизненной необходимости, во всех же иных случаях взрослым лучше вмешиваться в игру только в рамках правил, установленных детьми. Если они играют в автопарк, то конфликт между водителями столкнувшихся автобусов гораздо эффективнее разрешит автодиспетчер, в роли которого выступает мама, нежели мама в роли самой себя.

Критиковать игру. Ребёнку в игре хочется самоутвердиться, а от родителей ему нужно одобрение. Критика же «в лоб» разрушает не только волшебство игры, но и подрывает доверие к взрослым.

Навязывать игру или ту или иную роль в ней ребёнку. У каждого ребёнка в игре есть свои потребности, и лучше принять их, чем заменять их на свои собственные.

Проявлять сверхопеку. Всё хорошо в меру. Стремление родителей к безопасности и успешности своих чад не должно подавлять собственное «Я» ребёнка. Даже у самых маленьких есть потребность в самостоятельности и независимости, и если её постоянно подавлять, то можно вырастить безвольную либо скрытную личность.

По большому счёту, игра для ребёнка – отражение окружающего мира. Поэтому если в будущем что-то пойдёт не так, причина наверняка будет не в кукле или автомате, как бы ни хотелось в это верить родителям. На то, какую модель поведения ребёнок изберёт в будущем, гораздо сильнее игр влияет сама обстановка в семье и поведение первых мужчин и женщин, с которыми он сталкивается, – то есть мамы и папы.

http://teddydom-omsk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Детский туризм- дело серьезное"

Консультация  содержит материал, раскрывающий родителям значение и особенности детского туризма, дает подробные рекомендации каким образом, с какого возраста начинать приобщение ребенка  к т...

Консультация для родителей "Игра - дело серьезное!"

Значение игры в жизни и развитиии ребенка дошкольника...

Консультация для родителей "Игра – это серьезно"

.Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра детей зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно игровую среду. Игрушка – это специально предназ...

Консультация для родителей «Игра - серьезно».

Рекомендации родителям в какие игры можно играть дома....

Консультация логопеда: «Игра - дело серьезное»

Подборка для родителей игрового материала, способствующего интересному время препровождения дома и речевому развитию детей....