Инновационный проект "Сотрудничество ДОУ и семьи"
проект (подготовительная группа) на тему

Модель социального партнерства ДО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационного проект

«Сотрудничество ДОУ и семьи»

Актуальность проблемы:

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДО и семьи.

Модель социального партнерства ДО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДО становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также  обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс ДО формы работы с семьями воспитанников,  позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

Цель проекта: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ГБОУ Школа № 851

Тип проекта:  долгосрочный, открытый, коллективный, практический.

Участники реализации проекта:

- администрация ДО – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;

- педагоги и специалисты ДО – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, педагогической гостиной «Развиваем речь играя», обмениваются опытом семейного воспитания;

- дети – участвуют в совместных мероприятиях.

Задачи:

- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  дошкольного образовательного учреждения;

- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДО;

- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДО по вопросам взаимодействия с семьей;

- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДО, как полноправных участников образовательного процесса;

- пополнить ресурсную базу ДО.

Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДО и семьи будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также  участию в образовательном процессе ДО;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания  и обучения дошкольников между детским  садом, семьей и школой.

- открытости и доступности деятельности ДО для родителей и общественности.

Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности  ГБОУ Школа № 851 по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.

Срок реализация проекта: с января 2016 г. по декабрь 2016 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; срок реализации – январь 2016 г.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной; срок реализации - февраль 2016 г. – октябрь 2016 г.

Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный; срок реализации  – декабрь 2016 г.

Цель – подведение итогов социального партнерства ДО и семьи.

Риски:

- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДО, особенно из проблемных семей.

-  участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Критерии эффективности:

- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.

- согласованность действий педагогов и родителей;

- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;

- заинтересованность родителей;

- положительное общественное мнение родителей о работе ДО.

 

1 этап – подготовительный. Срок реализации: январь 2016 г.

 

Мероприятия

Задачи

1. Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»

- адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка.

- изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.

 

2. Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий.

 

- установление индивидуальных контактов с  каждой семьей ее членами для определения направлений  взаимодействия

3. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий.

- формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации  проекта

 

4. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т.д.

- формирование банка данных по реализации проекта  и банка методических идей по реализации проекта

 

5. Совещание при методисте с

членами творческой группы ДО на тему «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта».

 

- анализ результатов анкетирования, опроса  родителей и педагогов

- определение основных направлений деятельности по реализации проекта;

- организация творческой группы;

- определение тем для встреч с родителями вторых младших и средних групп в рамках работы педагогической гостиной «Развиваем речь играя».

- разработка плана  внедрения проекта.

- выработка единой системной и

последовательной работы по реализации проекта.

6.  Подготовка нормативной базы для реализации проекта.

- издание распоряжения  методиста о реализации проекта,

- подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании родительского клуба и педагогической гостиной

 

 

2 этап – основной. Срок реализации: февраль 2016 г. – октябрь 2016 г.

Мероприятия

Содержание

Срок

Сотрудничество с родителями по управлению проектом

Заседание Родительского комитета

Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта «Сотрудничество ДО и семьи». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей.

Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта.

 

февраль

Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи в рамках нового закона «Об  образовании».

Ознакомление родителей ДО с нововведениями в правовом регулировании в системе образования.

 

март

Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДО.

Обсуждение вопросов реализации ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе.

В течение года

Координационное совещание администрации ДО, творческой группу педагогов и родителей.

 

 

Промежуточное координирование деятельности участников проекта.

апрель

Работа педагогической гостиной «Развиваем речь играя»

 

Координационное собрание для родителей 2-х младших, средних групп

 

 

 

 

Ознакомление родителей с темами встреч педагогической гостиной «Развиваем речь играя».

 

 

февраль

Встреча на тему «Речь на кончиках пальцев»

 

Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ.

Предоставление памяток для родителей по темам встреч.

март

Встреча на тему «Дыхательная гимнастика»,

«Артикуляционная гимнастика» с приглашением логопеда Центра «Доверие»

 

апрель

Встреча на тему «Дидактические игры для развития речи»

 

май

Оформление газеты «Ручеек»

Информатизация о ходе и результатах совместных встреч.

 

В течение года

Создание тематических памяток для родителей.

Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам.

 

В течение реализации проекта

День открытых дверей.

Приглашение родителей на занятия по развитию речи.

 

Май

Посещение мест воинской славы. Участие в автопробеге, посвященном Дню Победы.

 

Патриотическое воспитание дошкольников.

Май

Проведение тематических занятий с участием родителей.

 

Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализуемой в ДО программе.

 

По плану воспитателей

Создание учебных презентаций, по итогам совместных и индивидуальных походов, поездок и др.

Учебные тематические презентации создаются с целью дальнейшего использования в образовательном процессе с воспитанниками ДО.

 

В течение реализации проекта

Создание и регулярное обновление информационной рубрики «Семья и детский сад – мы вместе» на  сайте ДО

 

В рубрике освещаются проводимые мероприятия в рамках партнерства детского сада и семьи.

В течение реализации проекта

Составление картотек

- «Педагогическая копилка: родители для педагогов»,

- «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства

В течение реализации проекта

3 этап – заключительный. Срок реализации: декабрь 2016 г.

Мероприятия

Содержание

Срок

1. Совещание при методисте с членами творческой группы.

 

2. Заседание Родительского комитета

Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными

 

 

 

ноябрь

Семинар

Представление результатов реализации проекта.

 

декабрь

Общее родительское собрание.

Итоги сотрудничества ДО и семьи в рамках реализации проекта.

 

декабрь

Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете.

Определение перспектив деятельности ДО в рамках сотрудничества с родителями.

 

декабрь

Создание папки по итогам реализации проекта.

 

Обобщение опыта работы.

декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Инновационные формы работы с семьями детей в дошкольном образовательном учреждении.

Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя  феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт.  Оптимальными...

« Инновационные методы работы с семьей. Домашние визиты.»

Консультация для педагогов, психологов описывает такую форму работы с родителями, как домашние визиты....

"Традиционные и инновационные формы работы с семьями воспитанников логопедической группы"

В работе представлено:-содержание и формы работы с родителями;- этапы сотрудничества педагогов ДОУ и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР- ОРГАНИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ...

Сертификат семинара "Инновационные формы работы с семьей"

Семинар "Инновационные формы работы с семьей на современном этапе развития образования"...

Инновационные формы взаимодействия с семьей

Инновационные формы взаимодействия с семьей...

Семейный театр – как инновационная форма работы с семьями дошкольника.

Развивать взаимодействие детского сада с семьей дошкольника, открывать новые возможности для совместного творчества.  Применение театрализованной деятельности в образовательной и...