Инновационный проект "Сотрудничество ДОУ и семьи"
проект (подготовительная группа) на тему
Модель социального партнерства ДО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационного проект
«Сотрудничество ДОУ и семьи»
Актуальность проблемы:
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДО и семьи.
Модель социального партнерства ДО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДО становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс ДО формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Цель проекта: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ГБОУ Школа № 851
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники реализации проекта:
- администрация ДО – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;
- педагоги и специалисты ДО – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, педагогической гостиной «Развиваем речь играя», обмениваются опытом семейного воспитания;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Задачи:
- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДО;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДО по вопросам взаимодействия с семьей;
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДО, как полноправных участников образовательного процесса;
- пополнить ресурсную базу ДО.
Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДО и семьи будет способствовать:
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе ДО;
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.
- открытости и доступности деятельности ДО для родителей и общественности.
Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности ГБОУ Школа № 851 по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.
Срок реализация проекта: с января 2016 г. по декабрь 2016 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – январь 2016 г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации - февраль 2016 г. – октябрь 2016 г.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – декабрь 2016 г.
Цель – подведение итогов социального партнерства ДО и семьи.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДО, особенно из проблемных семей.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- заинтересованность родителей;
- положительное общественное мнение родителей о работе ДО.
1 этап – подготовительный. Срок реализации: январь 2016 г.
Мероприятия | Задачи |
1. Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом» | - адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка. - изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.
|
2. Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий.
| - установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия |
3. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий. | - формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта
|
4. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т.д. | - формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта
|
5. Совещание при методисте с членами творческой группы ДО на тему «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта».
| - анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов - определение основных направлений деятельности по реализации проекта; - организация творческой группы; - определение тем для встреч с родителями вторых младших и средних групп в рамках работы педагогической гостиной «Развиваем речь играя». - разработка плана внедрения проекта. - выработка единой системной и последовательной работы по реализации проекта. |
6. Подготовка нормативной базы для реализации проекта. | - издание распоряжения методиста о реализации проекта, - подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании родительского клуба и педагогической гостиной
|
2 этап – основной. Срок реализации: февраль 2016 г. – октябрь 2016 г.
Мероприятия | Содержание | Срок |
Сотрудничество с родителями по управлению проектом | ||
Заседание Родительского комитета | Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта «Сотрудничество ДО и семьи». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей. Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта.
| февраль |
Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи в рамках нового закона «Об образовании». | Ознакомление родителей ДО с нововведениями в правовом регулировании в системе образования.
| март |
Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДО. | Обсуждение вопросов реализации ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе. | В течение года |
Координационное совещание администрации ДО, творческой группу педагогов и родителей.
| Промежуточное координирование деятельности участников проекта. | апрель |
Работа педагогической гостиной «Развиваем речь играя»
| ||
Координационное собрание для родителей 2-х младших, средних групп
| Ознакомление родителей с темами встреч педагогической гостиной «Развиваем речь играя».
| февраль |
Встреча на тему «Речь на кончиках пальцев»
| Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ. Предоставление памяток для родителей по темам встреч. | март |
Встреча на тему «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика» с приглашением логопеда Центра «Доверие»
| апрель | |
Встреча на тему «Дидактические игры для развития речи»
| май | |
Оформление газеты «Ручеек» | Информатизация о ходе и результатах совместных встреч.
| В течение года |
Создание тематических памяток для родителей. | Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам.
| В течение реализации проекта |
День открытых дверей. | Приглашение родителей на занятия по развитию речи.
| Май |
Посещение мест воинской славы. Участие в автопробеге, посвященном Дню Победы.
| Патриотическое воспитание дошкольников. | Май |
Проведение тематических занятий с участием родителей.
| Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализуемой в ДО программе.
| По плану воспитателей |
Создание учебных презентаций, по итогам совместных и индивидуальных походов, поездок и др. | Учебные тематические презентации создаются с целью дальнейшего использования в образовательном процессе с воспитанниками ДО.
| В течение реализации проекта |
Создание и регулярное обновление информационной рубрики «Семья и детский сад – мы вместе» на сайте ДО
| В рубрике освещаются проводимые мероприятия в рамках партнерства детского сада и семьи. | В течение реализации проекта |
Составление картотек - «Педагогическая копилка: родители для педагогов», - «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» | Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства | В течение реализации проекта |
3 этап – заключительный. Срок реализации: декабрь 2016 г.
Мероприятия | Содержание | Срок |
1. Совещание при методисте с членами творческой группы.
2. Заседание Родительского комитета | Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными
|
ноябрь |
Семинар | Представление результатов реализации проекта.
| декабрь |
Общее родительское собрание. | Итоги сотрудничества ДО и семьи в рамках реализации проекта.
| декабрь |
Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете. | Определение перспектив деятельности ДО в рамках сотрудничества с родителями.
| декабрь |
Создание папки по итогам реализации проекта.
| Обобщение опыта работы. | декабрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья Инновационные формы работы с семьями детей в дошкольном образовательном учреждении.
Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт. Оптимальными...
« Инновационные методы работы с семьей. Домашние визиты.»
Консультация для педагогов, психологов описывает такую форму работы с родителями, как домашние визиты....
Внедрение в практику работы с родителями инновационных форм взаимодействия с семьей ,установление партнерских отношений посредством информационных технологий.
Общение воспитатель- родители через интернет...
"Традиционные и инновационные формы работы с семьями воспитанников логопедической группы"
В работе представлено:-содержание и формы работы с родителями;- этапы сотрудничества педагогов ДОУ и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР- ОРГАНИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ...
Сертификат семинара "Инновационные формы работы с семьей"
Семинар "Инновационные формы работы с семьей на современном этапе развития образования"...
Инновационные формы взаимодействия с семьей
Инновационные формы взаимодействия с семьей...
Семейный театр – как инновационная форма работы с семьями дошкольника.
Развивать взаимодействие детского сада с семьей дошкольника, открывать новые возможности для совместного творчества. Применение театрализованной деятельности в образовательной и...