Консультация для родителей "Народные промыслы"
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей старшего дошкольного возраста о влиянии народных промыслов на развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Народные промыслы
Красочный мир народного искусства воспитывает у детей чувство красоты, любознательность.
Ребенок знакомится с ним еще в раннем детстве через народные игрушки - пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы; приобщаются к устному народному творчеству, народным играм и хороводам.
Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Русская народная игрушка яркая и самобытная, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.
Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении, русская игрушка бодрая и жизнерадостная вызывает у ребенка восторг. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, многие игрушки – это подлинная сказка. Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.
Народные игрушки созданы для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); замечательные каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Для старших детей – наборы сложнее по содержанию: животные – деревянные и из папье-маше, куклы, разборные игрушки и т.д. Древнейшими народными игрушками являются мяч и обруч, своеобразные «дидактические» разборные игрушки: пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонки и т.п. В оформлении народной игрушки мы видим, что мастер учитывает особенности возраста детей: более упрощенная, условная по форме, цвету игрушка для малышей – свистульки, городецкие кони, и более реалистическая для старших – богородская резьба.
Разнообразие народных промыслов необычайно. Они появляются там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. Слава российских мастеров художественных промыслов давно стала всемирной.
Места концентрации народных художественных промыслов определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами культуры и рядом других факторов. Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности.
Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина.
В центральной полосе страны много изделий вырабатывалось из лозы черемухи и ивы, почти повсеместно применялась и береста, из которой изготавливались бураки (туески) для воды, молока и кваса, набирухи, или корзины, для ягод и грибов, короба и пестери (вид заплечного короба). Для изготовления разных бытовых изделий и игрушек шла также солома злаковых растений.
Изготовление глиняной посуды всегда было одним из самых распространенных промыслов на всей территории страны. От века к веку оно совершенствовалось: научились подбирать сорта глины, замешивать ее с добавками, обжигать при различных режимах, обливать стеклом, расписывать, штамповать.
Украшение одежды — один из самых массовых и самобытных видов творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда основным материалом для изготовления одежды, подвергается самой разнообразной художественной отделке: на нее набивается орнамент с резных досок (набойка), ее расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами, также распространено шерстяное вязание.
Ковроделие, первоначально появившись в кочевом хозяйстве, было воспринято и развито оседлыми народами.
Север страны славился изделиями из меха и кожи. По ним вышивали цветной ниткой, бусами, бисером. Часто в одном изделии соединялись мех, кожа и сукно. Кожу здесь красили и тиснили, часто подкрашивая тисненый орнамент.
Как и изделия из глины, изделия из металла издревле получили повсеместное распространение в качестве продукта народного промысла. Металл ковали, гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили. Жестяные изделия расписывались. Часто декоративные детали из металла, в основном из листового и полосового железа, применялись как украшения здания с полезной функцией: дымники, водолеи, оковка дверей и др. Широко они применялись и в мебели.
В северных районах страны видное место заняла мелкая скульптура из кости, гравировка на бивнях моржей, прорезная кость для декорировки мелкой утвари.
В республиках Прибалтики по сей день видное место занимает янтарный промысел. С древних времен Прибалтика была поставщиком янтаря для всего мира.
Позже других промыслов начали развиваться обработка камня и изготовление изделий из стекла.
В Центральных районах России в конце XIX века начала появляться лаковая миниатюра на мелких шкатулках и позже на небольших платках. Весьма большое распространение получило также гипсовое литье - копилки в виде кошечек, статуэтки. Следует отметить также такие виды художественных промыслов, как роспись яиц и выпечка фигурных и узорчатых резных пряников.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы, что нашло отражение в узорах декоративных росписей, также в них соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, что дает материал для развития элементарных математических представлений.
Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором - сказки, песенки, потешки, прибаутки, колыбельные; обычаями и обрядами; народными праздниками и народной музыкой. Благодаря русским народным сказкам дети знакомятся с добром и злом, в потешках познают правила поведения, представление о семье, трудолюбии. Используя фольклор в играх с малышом, мы приобщаем его к ценностям Руси, культуры, языка.
Все больше и больше в наш быт входит народное искусство - искусство рукотворное, делает его радостнее, уютнее, приятнее для глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-137919-1352745584.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Народные промыслы и ремесла Подмосковья"
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ПОДМОСКОВЬЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-333710-1383559767.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: «Народные промыслы России».
Ознакомление педагогов с народными промыслами....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/05/picture-420830-1396691512.jpg)
Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами".
Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-465357-1408389209.jpg)
Консультация для родителей. «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей. «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-423748-1396423993.jpg)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-421151-1510304845.jpg)
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Консультация для родителей "Промыслы России".
Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важжное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан Росии....