Консультация для родителей "Родителям о развитии речи детей подготовительной группы"
консультация (подготовительная группа) на тему

В консультации родителям предложены игры, в которые можно играть всей семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_razvitii_rechi.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о развитии речи.

Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь еще отстает от возрастной нормы. Сможет ли он справиться со школьной программой?

Подобные вопросы волнуют и родителей, и педагогов. В подготовительной к школе группе слоговая структура и звуконаполняемость речи детей чаще искажается только в словах, содержащих 4-5 слогов, с одним или двумя стечениями согласных звуков (строительство, водопроводчик, магнитофон, пограничники и др.) В этом возрасте словарь уже достаточно пополняется, хотя дети могут испытывать затруднения в подборе антонимов (высокий – низкий, глубокий – мелкий, мягкий – черствый, твердый): синонимов (смелый, отважный, бесстрашный, храбрый). Трудности могут испытывать: и при подборе родственных слов (рыба – рыбка, рыбешка, рыбак, рыболов, рыболовство, рыболовецкий, рыбный) ; и при произношении существительных, обозначающих профессии (дирижер, комбайнер, директор, балерина) или спортсменов по видам спорта (гимнастка, пловчиха, конькобежец). Очень часто в словаре детей отсутствуют: сложные существительные (ледоход, соковыжималка, тестомесилка) ; сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, остромордая) ; притяжательные прилагательные (лисий, волчий, обезьянья, слоновий). Дети не всегда могут точно и полно объяснить значение знакомого слова, подобрать более 2-х прилагательных или глаголов к заданному существительному (Что может делать собака). В этом возрасте нужно постоянно обращать внимание на то, как грамматически правильно оформлена речь ребенка. Дети способны строить простые нераспространенные и распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. И у них, также, отмечаются нарушения согласования слов в предложении (пять грушей, две ведры, много деревов) ; встречаются пропуски или замены сложных предлогов (из-за, из-под, над). Даже к моменту поступления в школу речь ребенка не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии исключений из общих правил, которые дети в дошкольном возрасте не в состоянии усвоить.

Большое внимание следует уделять развитию связной речи, так как дети затрудняются составлять рассказы по картине, по предложенной теме, из опыта. Эти рассказы недостаточно полны, часто непоследовательны, недостаточно развернуты. Детские рассказы состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами. Часто при составлении рассказов по картине, пересказе требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе изложения рассказа появляются длительные паузы. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен, дети периодически нуждаются в смысловых опорах, помощи взрослого, нередко их рассказы носят фрагментарный характер. Отмечается нарушение модели предложения, пропуск главного или второстепенного члена предложения, опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.

Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественных произведений будет продолжаться и в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Игры на развитие речи детей 6-7 лет

 

"Два приятеля"

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый).

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. 
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. 
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. 
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: 
Цветок красный, а цветочек красненький. 
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. 
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). 
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). 
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). 
Ведро синее, а ведерко … (синенькое). 
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). 
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). 
Дом низкий, а домик … (низенький). 
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

"Магазин посуды"

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. 
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

    После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно. 

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? 
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. 
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. 
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). 
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). 
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). 
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

«Что можно есть»

Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть:

 картошка, ложка, окрошка;

апельсин, блин, мандарин;

конфета, котлета, ракета;

 миска, сосиска, ириска;

банан, диван, барабан;

пироги, сапоги, утюги;

лимон, вагон, бульон;

мед, компот, плот;

пирожок, творожок, горшок;

булочка, будочка, дудочка;

салат, халат, мармелад;

 жакет, букет, пакет;

 суп, зуб, дуб.

 «Какие плоды растут в сказочном королевстве»

Объясни – из каких знакомых слов составлены их названия:

ОГУРБУЗЫ,

ПОМИДЫНИ,

БАКЛАЧАК,

УКРУШКА,

ГРУМИДОРЫ,

ЧЕСЛУК,

СЛИЖОВНИК,

МОРКОФЕЛЬ,

ВИШБРИКОС.

Найди и исправь ошибки в названиях картинок.

МЕГЕМОТ, БЕГЕМОТ, ДИГИМОТ, ГИБИДОТ. БИГЕТОТ;

КОНТЕТА, КОНФЕТА, ФОНФЕТА, НАКФЕТА, КОНКЕТА, ТАНФЕТА;

МЕДМЕДИ, МЕДВЕДИ, НЕДМЕДИ, МЕДДЕДИ, НЕВМЕДИ, ВЕДМЕДИ;

МИТАНИН, ВИТАМИН, ВИТАНИН, НИТАНИТ.

«Перебеги дорогу»

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Ход игры. Детям предлагаются встать в шеренгу. Педагог произносит слова, близкие по звучанию

лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка;

 дочка, кочка, точка, бочка, ночка  

При произнесении определенного слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать «дорогу». Игра повторяется несколько раз. При этом педагог может использовать разные наборы слов.

Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Красная Шапочка сняла свою белую панаму.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.

Свинья летает.

Рыба бежит к морю.

 Петух кукарекает.

Муравей тащит бревно.

Соловей ловит медведя.

Мама младше дочки.

Дедушка старше внука.

 В холодильнике жарятся котлеты.

Мышка ловит кошку

 «Собери пары».

Цель: Научить находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются.

Описание игры: Игровой набор состоит из парных предметных картинок, названия которых представляют из собой слова – паронимы: уточка – удочка, тачка – дачка, плоты - плоды, шар – жар и т.д.

Ход игры: Весь набор картинок перемешивается и раздается играющим поровну. Задача играющих – быстрей освободиться от своих картинок, подобрав к ним парные. В каждый ход все играющие выкладывают на стол по одной картинке и называют их. Парные картинки откладываются в сторону, остальные дети забирают себе. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не распределятся по парам. Выигрывает тот, кто раньше отдаст все картинки. Во время игры дети должны называть свои парные картинки и устанавливать, какими звуками они отличаются.

Лото «Назови картинку и найди первый звук».

Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком.

Ход игры: у детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Педагог называет любой гласный звук, дети произносят в слух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, логопед разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

 «Герой гуляет»

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Оборудование: слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.

Ход игры: Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькой пластмассовой игрушке. Педагог объясняет, что он будет произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук Х в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).

 «Поймай и сосчитай»

Цель: развивать навыки деления слов на слоги.

Оборудование: слова: ива, тополь, ясень, сосна, ель, клен, дуб, осина, береза; мяч небольшого диаметра.

Ход игры. Дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем..«Слова-перевертыши».

Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Оборудование: кукла-инопланетянин.

Ход игры: Педагог объясняет, что сегодня на занятие к ребятам прилетел с другой планеты гость-инопланетянин. Дети его поймут, если поменяют местами слоги в словах, которые он произносит, например ЛОК (кол), ЗАКО (коза), САКО (коса) и др. Педагог следит, чтобы при перевертывании не допускались ошибки.

     Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группой, кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

Данные игры помогут обеспечить для детей логопатов реализацию зоны ближайшего развития, скорейшую актуализацию речевых навыков. А также будут способствовать единству коррекционных, развивающих, обучающих и воспитательных целей и задач, в процессе реализации, которых будут формироваться знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей подготовительной группы»

Цель:Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:1. Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать ...

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей подготовительной группы»

Консультация для родителей«Игры для развития речи детей подготовительной группы»Цель:Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных услов...

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей подготовительной группы»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Консультация для родителей по развитию речи детей подготовительной группы

самостоятельное рассматривание иллюстраций, самостоятельное составление рассказов...

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей подготовительной группы»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....