Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника
консультация на тему
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_sri_v_zhizni_doshkolnika.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника».
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Уважаемые родители!
Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Наши с вами непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда, к глубочайшему сожалению, вы готовы уделить своему чаду должного внимания и свободного времени. А ведь игра очень важный компонент в жизни малыша! В ней малыш удовлетворяет свою потребность быть, как взрослые, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии, общаться со сверстниками.
В процессе игры дети развивают сюжет, объединяя в единое целое отдельные игровые действия. Совместное с партнером сюжетосложение сближает игру с речевой деятельностью, в которой дети развивают навык связной речи, воплощают свои фантазии и передают их в форме текста. Особенность игр состоит в том, что в них всегда есть правила игрового взаимодействия детей, возникает речевое взаимодействие участников - диалог.
Замечательно, когда в детских играх участвуют взрослые. Стоит показать ребенку иллюстрацию захватывающего сюжета и рассказать о необыкновенных приключениях, как вы окажитесь в увлекательном путешествии! В обыгрывании сюжета ребенок использует все, что его окружает: сюжетные игрушки, неоформленный материал, предметы-заместители (например, корабль из стула), воображаемые действия. Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра учит нас:
- говорить с ребёнком на его языке;
- преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
- открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
- любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы можем научить детей:
- смотреть на себя со стороны глазами других людей;
- предвидеть стратегию ролевого поведения;
- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:
- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
- доверять друг другу.
педагог-психолог Ольховик А.В.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду
Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Для того чтобы дети имели возможность проявлять творчество в сюжетных играх, чтобы эти игры были привлекательны, в детском саду мы соблюдаем следующие условия:
Мы стараемся, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей.
Педагогическое сопровождение сюжетных игр строим с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.
Предметно-игровую среду детского сада меняем, а в ее создании принимают участие дети.
Организуя игры детей, педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также при постановке "сказочной" игровой проблемы, требующей разрешения. Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: "Что было дальше? Что случилось?" Его позицию можно определить так: помощник в реализации детьми игровых замыслов.
В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого, таким образом, педагогическое сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и побуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно – игровой среды. Все это способствует тому, что игра остается любимой и значимой для детей деятельностью до конца школьного детства.
Для того чтобы проиграть разные сюжетные линии, мы наблюдаем за работой людей разных профессий, проводим экскурсии, целевые прогулки, рассматриваем картины и иллюстрации; читаем произведения; проводим беседы; разучиваем стихотворения, составляем рассказы, отгадываем и придумываем загадки, организуем выставки, играем в разные дид/игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай по описанию», «Что с начало, что потом», «хорошо-плохо», «Чего не стало», «Дорисуй на что похоже», «Для чего это нужно», «Из чего сделана вещь» и т.д. Готовим разные атрибуты, рисуем, лепим, вырезаем, строим.
Итак, приглашаем вас вспомнить свое детство и отправиться вместе с вашим ребенком в волшебный мир сказочных приключений! Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.
Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребено...
Роль музыкально - дидактической игры в жизни дошкольника
Консультация "Роль музыкально - дидактической игры в жизни дошкольника" будет полезна как родителям, так и педагогам дошкольного образования....
Роль и значение игры в жизни дошкольников
Игра представляет собой особую деятельность, которая имеет большое значение в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время признано, что игра является ведущей деяте...
роль сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников с ЗПР
роль сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников с ЗПР...
Роль сюжетно – ролевых игр по обогащению представлений дошкольников о родной стране.
Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине, обогащению представлений о родной стране следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, а также использование сюжетно-р...
Самообразование по теме «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников»
Тема самообразования «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников».Работа начата: 16 сентября 2019г.Работа окончена в мае 2020 года.Цель: исследование эффективности сюж...