Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника
консультация на тему

Ольховик Алиса Витальевна

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_sri_v_zhizni_doshkolnika.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника».

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Уважаемые родители!

      Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Наши с вами непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда, к глубочайшему сожалению, вы готовы уделить своему чаду должного внимания и свободного времени. А ведь игра очень важный компонент в жизни малыша! В ней малыш удовлетворяет свою потребность быть, как взрослые, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии, общаться со сверстниками.

      В процессе игры дети развивают сюжет, объединяя в единое целое отдельные игровые действия. Совместное с партнером сюжетосложение сближает игру с речевой деятельностью, в которой дети развивают навык связной речи, воплощают свои фантазии и передают их в форме текста. Особенность игр состоит в том, что в них всегда есть правила игрового взаимодействия детей, возникает речевое взаимодействие участников - диалог.

      Замечательно, когда в детских играх участвуют взрослые. Стоит показать ребенку иллюстрацию захватывающего сюжета и рассказать о необыкновенных приключениях, как вы окажитесь в увлекательном путешествии! В обыгрывании сюжета ребенок использует все, что его окружает: сюжетные игрушки, неоформленный материал, предметы-заместители (например, корабль из стула), воображаемые действия. Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра учит нас:

  • говорить с ребёнком на его языке;
  • преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
  • оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
  • любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

  • смотреть на себя со стороны глазами других людей;
  • предвидеть стратегию ролевого поведения;
  • делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:
  • стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
  • доверять друг другу.

 педагог-психолог Ольховик А.В.

                                 

Сюжетно-ролевые игры  в детском саду

       Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.  Для того чтобы дети имели возможность проявлять творчество в сюжетных играх, чтобы эти игры были привлекательны, в детском саду мы соблюдаем следующие условия:

      Мы стараемся, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей.

      Педагогическое сопровождение сюжетных игр строим с учетом постепенного нарастания  самостоятельности и творчества ребенка.

      Предметно-игровую среду детского сада меняем, а в ее создании принимают участие дети.

 Организуя игры детей, педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также при постановке "сказочной" игровой проблемы, требующей разрешения. Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: "Что было дальше? Что случилось?" Его позицию можно определить так: помощник в реализации детьми игровых замыслов.

      В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого, таким образом, педагогическое сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и побуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно – игровой среды. Все это способствует тому, что игра остается любимой и значимой для детей деятельностью до конца школьного детства.

      Для того чтобы проиграть разные сюжетные линии, мы наблюдаем за работой людей разных профессий, проводим экскурсии, целевые прогулки, рассматриваем картины и иллюстрации; читаем произведения; проводим беседы; разучиваем стихотворения, составляем рассказы, отгадываем и придумываем загадки, организуем выставки, играем в разные дид/игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай по описанию», «Что с начало, что потом», «хорошо-плохо», «Чего не стало», «Дорисуй на что похоже», «Для чего это нужно», «Из чего сделана вещь» и т.д. Готовим разные атрибуты, рисуем, лепим, вырезаем, строим.

Итак, приглашаем вас вспомнить свое детство и отправиться вместе с вашим ребенком в волшебный мир сказочных приключений! Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.

Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребено...

Роль музыкально - дидактической игры в жизни дошкольника

Консультация "Роль музыкально - дидактической игры в жизни дошкольника" будет полезна как родителям, так и педагогам дошкольного образования....

Роль и значение игры в жизни дошкольников

Игра представляет собой особую деятельность, которая имеет большое значение в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время признано, что игра является ведущей деяте...

роль сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников с ЗПР

роль сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников с ЗПР...

Роль сюжетно – ролевых игр по обогащению представлений дошкольников о родной стране.

Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине, обогащению представлений о родной стране следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, а также использование сюжетно-р...

Самообразование по теме «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников»

Тема самообразования «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников».Работа начата: 16 сентября 2019г.Работа окончена в мае 2020 года.Цель:  исследование эффективности сюж...