консультация на тему «Совершенствование работы педагогов по познавательно-речевому развитию дошкольников через формирование развивающей предметно-пространственной среды»
консультация по теме

Нуриева Альбина Юрисовна

Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatel-rech.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему

«Совершенствование работы педагогов по познавательно-речевому развитию дошкольников через  формирование развивающей предметно-пространственной среды»

                                                                    Подготовила Нуриева А.Ю.

                                     г.Нефтекамск 2016г.

Предметно-развивающая среда познавательно-речевого развития воспитанников современного ДОУ

Введение

«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.

Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:

1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями , познавательными процессами и способностями).

2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

3. Сенсорное развитие.

4. Формирования способности к активной умственной деятельности.

5. Знакомство с родным языком.

6. Становление речи.

 Роль предметно – развивающей среды в познавательно-речевом развитии ребенка.

Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.

Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно– творческую деятельность детей группы.

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:

1. Речь педагога.

2. Методы и приемы разных сторон речи детей.

3. Специальное оборудование для каждой группы.

--Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность .

--В пустых стенах ребенок не заговорит «… заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь то, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, и общении.

Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно–речевого развития детей.

--Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

--Принципы построения развивающей среды в группе.

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения»

2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».

3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изо деятельность + настольные игры»

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», «изо деятельность».

Немаловажна организация работы с родителям, направленная на формирование познавательно – речевого развития в семье, является необходимым условием. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития надо использовать, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.

 Например: в приемной группы оформлен уголок для родителей. В рубрике «Мама поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по познавательно – речевому развитию детей дома. Фотовыставка «Мы играем целый день, целый день играть не лень». Консультации «Познавательно – речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно – речевом развитии ребенка». Библиотека для родителей, куда входят периодические методические и познавательные издания. Огромную помощь в работе с родителями оказывают родительские собрания. Каждое родительское собрание, каждую встречу превращаем в праздник. Совместно с родителями изготавливаем и приобретаем игры и пособия по познавательно – речевому развитию, костюмы к театрализованным праздникам, красочные слайды, музыка, экскурсии.

Предметно- развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.  В  виду ограниченности пространства в группе, педагоги следят за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.

 И в этом нам поможет Трансформируемость-- возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость предметно- развивающей среды  происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если воспитатель планирует индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагают в виде полукруга, или квадрата. Часто воспитатели обходятся и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковер. Планируем использовать переносные легкие ширмы и домик-перегородку для разделения пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей и предоставит возможность развить коммуникативные умения.

Оформление познавательно – речевого уголкапредставляет возможность ребенку действовать индивидуально . Пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток , дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно – печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, приобретаем  настольный театр «Буратино»«Три медведя»«Теремок», способствующий развитию диалогической речи воспитанников. В группе необходимо игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Создать необходимые условия для проведения сюжетно – ролевых игр «Больница»«Семья»«Автобус» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

Наиболее успешно мы использовать такие формы как игры – занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию использовать  много наглядного материала, использовать  много игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делает занятия более живым, интересным, результативным.

Также использовать различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения); не только просто познакомить детей с разнообразными предметами, природой и явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей ,представлениям о грамматических конструкциях, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами.

Использовать средства Т. С. О. Создавать проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.

Наличие материала в уголках «Развития речи», «Книжном уголке», «Театр».

Картотека предметных картинок для автоматизации и   дифференсации  звуков.

Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений.

Дидактический игры (на составление слов из слогов, составление простого предложения, на умение находить место звука в слове).

Книги для чтения.

Кассы с буквами.

Пособия для развития мелкой моторики: прописи, шнуровки, пальчиковые игры.

Зеркало.

Игры для развития дыхания.

Альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы).

Лото, домино по изучаемым лексическим темам, комплекты дидактических и настольных игр.

Книги раскраски по изучаемым темам.

Игры по развитию связной речи детей.

Большая и маленькая ширмы.

Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.

Куклы и игрушки для различных видов театра (кукольный, настольный).

Аудиокассеты с записью музыки, сказок.

Диски с мультфильмами и музыкой.

Речевая развивающая среда первой младшей группы

грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);

методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);

самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи).

Речевая развивающая среда второй младшей группы

грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);

организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

Речевая развивающая среда средней группы

грамотная речь педагога;

методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);

методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);

организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп

грамотная речь педагога;

методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);

организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);

создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.

Таким образом, соблюдение принципов организации предметно- развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности

Заключение

Организация «Предметно- развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Педагоги необходимо  особое внимание уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ

Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания  предметно ...

Педагогический проект по теме самообразования:«Инновации в развитии и организации развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ «Детский сад» «Колосок» в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Педагогический проект по теме самообразования:«Инновации в развитии и организации развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ «Детский сад» «Колосок» в соответств...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Аналитический отчет «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды»

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценно...

Центр активности в ДОУ по ФГОС старшая группаОсновной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной сре

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространств...