Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим (консультация для родителей).
консультация (старшая группа) на тему
Цель: понимание экологических проблем и причин, их порождающих, формирование представлений о новых ценностях, участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.
На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцсытрическую позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.
Так, до сих пор встречается разделение представителей фауны на полезных и вредных, опасных и неопасных, красивых и некрасивых, отличаются негативные по отношению к какому – либо виду либо неправильные суждения. Приведу несколько примеров. «Бабочки полезные: они опыляют цветы. Их надо охранять – без бабочек у нас не будет цветов и ягод.» Логическим завершением этой мысли может чтать следующее утверждение если нам не нужны ягоды или цветы, то и бабочки нам не нужны. «Гусеницы вредны, так как они поедают листья.» Утверждение находится в явном противоречии с предыдущем высказыванием: гусеница – это стадия развития бабочки, значит, охраняя бабочек, невозможно в гусенице видеть вредное существо.
«Тараканы вредны: они не только портят пищу, но и переносят возбудителей болезней.» Это утверждение неверно: в природе тараканы выплняют важную функцию – они уничтожают органические остатки, кроме того, сами являются кормом для разных видов животных. Очень важно проводить четкое различие между средой природной, естественной и средой антропоческой,созданной человеком. Это поможет понять, как надо обьяснять детям, почему мы уничтожаем тараканов, если все в природе ценно и нельзя губить ничего живого. Обьяснить надо так: в искусственной среде некоторые видыполучают возможность для значительногоувеличения своей численности вследствие благоприятной для них обстановки (ограниченное число хищников, много пищи, большое колличество мест для размножения и т.д.). В подобной среде законы природы действуют, но в ограниченном обьеме, поэтому человек (должен) вынужден брать на себя функцию регулирования численности некоторых видов, к которым относятся тараканы, колорадские жуки, моль, домовые мыши, голуби и др. А вот в естественной среде вредных и полезных видов нет: они все необходимы для нормального функционирования любой экосистемы. Изменение человеком среды обитания заставило обьекты природы приспосабливаться к новым условиям, что и повликло за собой проявление свойств так называемых «вредителей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_razvitie_v_protsesse_oznakomleniya_s_okruzhayushchim.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим (консультация для родителей).
Цель: понимание экологических проблем и причин, их порождающих, формирование представлений о новых ценностях, участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.
На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцсытрическую позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.
Так, до сих пор встречается разделение представителей фауны на полезных и вредных, опасных и неопасных, красивых и некрасивых, отличаются негативные по отношению к какому – либо виду либо неправильные суждения. Приведу несколько примеров. «Бабочки полезные: они опыляют цветы. Их надо охранять – без бабочек у нас не будет цветов и ягод.» Логическим завершением этой мысли может чтать следующее утверждение если нам не нужны ягоды или цветы, то и бабочки нам не нужны. «Гусеницы вредны, так как они поедают листья.» Утверждение находится в явном противоречии с предыдущем высказыванием: гусеница – это стадия развития бабочки, значит, охраняя бабочек, невозможно в гусенице видеть вредное существо.
«Тараканы вредны: они не только портят пищу, но и переносят возбудителей болезней.» Это утверждение неверно: в природе тараканы выплняют важную функцию – они уничтожают органические остатки, кроме того, сами являются кормом для разных видов животных. Очень важно проводить четкое различие между средой природной, естественной и средой антропоческой,созданной человеком. Это поможет понять, как надо обьяснять детям, почему мы уничтожаем тараканов, если все в природе ценно и нельзя губить ничего живого. Обьяснить надо так: в искусственной среде некоторые видыполучают возможность для значительногоувеличения своей численности вследствие благоприятной для них обстановки (ограниченное число хищников, много пищи, большое колличество мест для размножения и т.д.). В подобной среде законы природы действуют, но в ограниченном обьеме, поэтому человек (должен) вынужден брать на себя функцию регулирования численности некоторых видов, к которым относятся тараканы, колорадские жуки, моль, домовые мыши, голуби и др. А вот в естественной среде вредных и полезных видов нет: они все необходимы для нормального функционирования любой экосистемы. Изменение человеком среды обитания заставило обьекты природы приспосабливаться к новым условиям, что и повликло за собой проявление свойств так называемых «вредителей».
Полностью усвоить это способен не каждый ребенок. Однако, знакомя детей с подобной информацией, не следует добиваться того, чтобы они досконально разобрались в ней или смогли воспроизвести в деталях. Это придет позже. Важно, чтобы дошкольник познакомился с такой информацияй и научился руководствоваться простейшими природоохранными правилами в своей деятельности.
Как обьяснить детям, что любогохищника надо охранять? Ведь он поедает других животных. Особенно дети жалеют зайчика, вероятно вследствие того, что он является героем многих мультофильмов и сказок, где обычно предстает умным, веселым, храбрым. Однако роль хищника в природе определяется именно регулированием численности его «жертвы». Не будет, например,волка – зайцы расплодятся, корма не станет хватать, распространятся болезни, вследствие ослабления зайцев из –за голода и скученности, изменится средаобитания… Кроме того, растительно – ядные животные тоже поедают живые организмы – растения. Значит, заяц не лучше и не хуже волка. Это дети должны знать.Пояснить вы сказанное положение поможет довольно известный прием. Представте природу в качестве строгой, но справидливой матери. Она может дать ребенку горькое лекарство, но не дать конфету, мотивы таких ее поступков ребенку непонятны, и он может обидется, даже разозлиться. Однако став старше, обязательно поймет, что это делалось для его блага.
На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы: как мировоззрение человечества. Этот аспект важен необычайно из – за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека», и некоторых других. Именно дошккольный возрост является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого мир природы и среда, созданная человеком. В любой программе обязательно поднимаются – так или иначе – вопросы антропогенного оздействия на природное окружение. А это обязательная часть экологической образовательно – воспитательной работы, нацеленной на развитие экологически мыслящей личности.
С неживой природой дети знакомятся преимущественно в процессе элементарных опытов, практической деятельности и напрогулках. Так, на занятии, посвященном свойствам воды, дошкольники, проводя элементарные опыты, убеждаются: вода – прозрачная жидкость, не имеющая формы, вкуса, запаха. Особенно четко эти признаки можно выявить, сравнивая воду с жидкостью, обладающий иными свойствами, например с соком илимолоком. Каждый опыт завершается краткой беседой, в ходе которой делается вывод о данном свойстве воды и поднимаются вопросыэкологического характера. Например, говоря о прозрачности воды и ее способности растворять кислород, задаются вопросы: «Могут ли рыбы и другие животные жить в молочной реке с кисельными берегами?» «Чего им будет не хватать для жизни?» «Кто бы мог жить в такой реке?» Изучая способность воды растворять определенные вещества, дети размышляют над вопросами: «Можно ли пить морскую воду? Почему нельзя? Почему воду из водопровода пить можно, а из реки – нельзя? Можно ли питьводу без кипячения?». «В какой воде лучше жить растениям и животным: в чистой или грязной?» Даже в беседе выявляется, можно ли очистеть речную воду, как это сделать, и проводится соответствующий опыт по фильтрованию воды. Ззавершается занятие тем, что дети еще раз вспоминают, кто загрязняет (воду) реку и как ей помочь (не засорять берега мусором, не загрязнять воду отходами заводов, ставить фильтры на трубы и т.д.). Такие занятия помогают углублению познавательных интересов, развитию желания узнать что – то новое и необычное об окружающем мире, а так же расширению конкретных знаний и активизации памяти и речи дошкольников.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей, поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляем соответствующие стенды, проводим консультации, экскурсии, анкетирование.
Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, прибщая их к природоохранной деятельности, проводя праздники, игры экологической направленности, занятия и привлекая к этой работе родителей, все это способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии в процессе ознакомления с окружающим.
Актуальным сейчас является поиск эффективных путей коррекционной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта.У умственно отсталых дошкольников наиболее нарушенным является процесс мышления, который...
Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим
Цель: понимание экологических проблем и причин, их порождающих, формирование представлений о новых ценностях, участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды....
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром природы».
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире....
Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим (консультация для родителей).
Цель: понимание экологических проблем и причин, их порождающих, формирование представлений о новых ценностях, участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.На нашей планет...
Статья на тему: «Экологическое развитие детей в процессе ознакомления с окружающим»
Статья на тему:«Экологическое развитие детей в процессе ознакомления с окружающим»...
Статья на тему: «Экологическое развитие детей в процессе ознакомления с окружающим»
Статья на тему:«Экологическое развитие детей в процессе ознакомления с окружающим»...
Презентация " Экологическое развитие ребенка в процессе ознакомления с окружающим и природой"
Многие взрослые современники ведут себя по отношению к природе потребительски, особенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого...