Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии в процессе ознакомления с окружающим.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Актуальным сейчас является поиск эффективных путей коррекционной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта.
У умственно отсталых дошкольников наиболее нарушенным является процесс мышления, который является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Формирование мыслительной деятельности у умственно отсталых дошкольников отличается особенно большими трудностями. У них имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение даже простейших, наглядно-действенных задач, таких, как объединение разрезанного на 2–3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной соответствующему имеющемуся на плоскости изображению («почтовый ящик»), и т.п. Дети выполняют подобные задания с большим количеством ошибок после ряда попыток. Причем, одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку умственно отсталые дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют способа действия. Осуществление практических действий само по себе затрудняет умственно отсталых дошкольников, поскольку их двигательное и чувственное познание неполноценно. Их движения неловки и стереотипны, часто импульсивны, чрезмерно быстры или, напротив, слишком замедленны. Задания, наглядно-образного мышления, вызывают у дошкольников еще большие трудности. Они не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно. Наиболее трудными для дошкольников оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мышлении. Многие из них, по существу несложные, оказываются недоступными даже тем детям, которые 2-3 года посещали специальный детский сад. Если некоторые задания детьми выполняются, то их деятельность при этом представляет собой не столько процесс мышления, сколько припоминания. Другими словами, дети запоминают некоторые словесные выражения и определения, а потом с большей или меньшей точностью воспроизводят их. Вследствие чего их знания об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.
В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер. Одной из важнейших задач умственного познавательного развития дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций.
Все дети с проблемами в развитии имеют разные по структуре и характеру отклонения интеллектуальной деятельности. Каждому из них необходим свой темп в усвоении материала. Следовательно, необходима разработка индивидуальных программ сопровождения, создаваемых на основе теории поэтапного усвоения умственных действий.
В развитии умственных действий основное значение имеют предметные действия, особенно тогда. Когда ребенок в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов, окружающих их.
Одним из специальных разделов, обеспечивающих получение ребенком систематических знаний и развитие мыслительных процессов, является ознакомление с окружающим. Специальные коррекционные занятия проводятся в виде дидактических игр и решений практических предметных действий.
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованной коррекционной работе по индивидуальным программам сопровождения отмечается положительная динамика развития мыслительных процессов и ознакомления с окружающим миром.
Игры и упражнения для формирования мыслительной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром (по лексическим темам)
Игры и упражнения подобраны по материалам педагогических технологи:
- Е.А.Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»,
- А.А.Катаева, Е.А.Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»
- Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
Учитель-дефектолог: Матвеева М.Н.
Игры и упражнения для формирования мыслительной деятельности через ознакомление с окружающим
Формы мышления | Наглядно-действенное мышление | Наглядно-образное мышление | Словесно-логическое мышление |
Решаемые задачи по формированию мышления
Темы ознакомления с окружающим | 1. Познакомить детей с орудиями специального назначения, имеющими фиксированный способ употребления. 2. Познакомить с различными вспомогательными средствами и способами их использования. 3. Научить детей методу проб (нахождение подходящих орудий) 4. Научить решению двухфазовых задач, практических задач. 5. Научить вычленять причинно-следственные связи.
| 1. Формировать целостное восприятие ситуаций, изображенных на картинках. 2. Формировать обобщенные представления о свойствах и качествах предметов, учить действиям замещения и моделирования. 3. Формировать соотношения между словом и образом. | 1. Учить осуществлять классификацию предметов. 2. Учить выполнять систематизацию. 3. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. 4. Формировать умение устанавливать временные связи и зависимости.
|
«Я и мое имя» | *«Найди свое место» (сесть на тот стульчик, где лежит фотография) *«День рождения куклы Кати» * «Дай стульчик (игрушку) Ване»-решение практической задачи | *«Собери картинку из частей» «Кто где сидит» (по фотографии группы) *«У Тани шарик улетел» (по картинке устанавливать причину) *«Утро Маши (Саши)» (раскладывание последовательности режимных событий) *«Зеркало»-(действия замещения) *«Найди мальчика» (связь образа и слова) | *«Разложи фотографии» (классификация: девочки и мальчики) *«Кто веселее» *«Кого не хватает» |
«Детский сад и наша группа» | *«Достань кукле шарик» - двухфазовая задача *«Звени колокольчик» (метод проб) *«Достань картинку» (картинки про детский сад) *«Построй забор вокруг садика (муляжи)» *«Качели» (легкие – тяжелые)
| *«Собери картинку из частей» *«В детском саду» (рассказ по картинке) *«Достань шарик» - работа по сложенной картинке *«Помоги детям достать игрушки» (по картинке) *Сюжетная картинка: «В песочнице»-(что взять девочке) «Как достать шарик» (выбор по сюжетной картинке) | *«Рассказ-загадка» *«Что было ночью» *«Угадай, что где стоит» *«Где играем, где поем» *«В детском саду и дома» (что и где делаем) |
«Осень» | *«Достань листочек, грибочек» (использование вспомогательных средств) *«Сгребаем листочки» (листья сгребают граблями) *«Повесь листочек на дерево» (использование вспомогательных средств) | *«Сюжетная картинка» *«Достань листочки» *«Помоги детям украсить зал» (работа по картинке) *«Ветреная погода» (сюжетная картинка – найди причину) *«Дождик» (по картинке найти причину) *«Еж и гриб» (последовательность) *«Ручеек» (овладение действиями замещения) | *«Рассказ о маленьком Вове» (признаки погоды) *«Дождливая погода» (по результату найти причину) *«Разложи» (классификация признаков осени) *«Что лишнее» (по признакам) *«Бывает – не бывает» *«Такой листок лети ко мне» |
«Овощи и фрукты» | *«Собираем урожай» (картошку копают лопатой) *«Перевозили урожай» (везут на машине) *«Сорви яблоко» *«Достань морковку» (использование вспомогательных средств) *«Помоги собрать фрукты (овощи)» (использование вспомогательных средств)
| *«Составь целое из частей» *«Узнай на вкус» *«Чудесный мешочек» *«Что где растет» *«Принеси такие же» *«Помоги достать яблоки» (по картинке) *«Паззлы» (составление целого) | *«Разложи на группы» (классификация) *«Что лишнее?» *«Лото» *«Вершки и корешки» *«Что где растет» *«Давай все круглое…» *«Узнай по описанию» |
«Части тела лица»
| *«Наши помощники» (функциональное назначение глаз, ушей…) *«Вкладыши» - метод проб *«Найди нос для Буратино» | *«Зеркало» *«Найди носы для клоунов» (по картинкам- подбор по цвету) *«Включение в ряд» *«Найди парные картинки» | *«Назови одним словом» *«Расставь» (классификация) *«Что лишнее?» *«Чего не хватает?» *«Угадай, о чем я говорю»
|
«Моя семья» | *«Достань бусинки для мамы» (из банки с водой с помощью вспомогательных средств) *«Поймай рыбку для папы» *«Угадай, что в коробке?» (коробка типа готовальни – в ней фото семьи) | *«Чего не хватает» (по парным картинкам: 1 бабушка вяжет – 2 без спиц и т.д. с членами семьи) *«Вечерняя сказка» (последовательность событий по картинке) *«Семья» (состояние рассказа по картинке) *«Где мама (папа)» (по плану и моделям) *«Расставь по росту» (метод проб) | *«Кто старше» *«Что кому дать» (самостоятельное определение основания группировки) *«Разложи» (классификация по возрасту, половой принадлежности) *«Угадай, о ком я говорю» |
«Посуда» | *«Покорми мишку» (в обеденном приборе не хватает предметов) *«Куклы пришли в гости» (что накроем на стол к чаю) *«Вкладыши» (метод проб) *«Накрываем стол» | *«Собери разбитую чашку» (целостный образ) *«Собери сервиз» *«Собери все блюдца» (подбор по рисункам) *«Задание –разбитая чашка» (по картинке установить причину) *«Чудесный мешочек» *«Сложи картинки» | *«Разложи» - классификация *«Что лишнее» *«Угадай загадку» *«Посуда – не посуда» |
«Зима и зимние забавы»
| *«Уберем снег» (снег сгребают лопатой) *«Достань снег с елочки» (использование вспомогательных средств) *«Как покататься на санках» (вспомогательное средство – веревка для санок) *«Достань лыжи» | *«Сюжетная картинка – «Зимой» (мальчик с палками без лыж) *«»Зимние забавы» «Зайчик и снеговик» (установление последовательности событий) *«Зима» - выбор картинки по слову. | *«Рассказ о маленьком Вове» - как он узнал, что выпал снег *«Зима наступила» (по рассказу найти причину) *«Разложи» (классификация признаков зимы) *«Что лишнее» (по признакам) *«Снежный колобок» (почему растаял снег) |
«Праздник – Новый Год» | *«Украсим комнату» (снежинки с ниточками) *«Елку украшаем» (чтобы повесить игрушку, нужно привязать к ней ниточку) | *«Новый Год» (две сюжетные картинки – выбрать, какая девочка пела, плясала…) *«Разложи елочные игрушки в свои домики» *«Сделаем книжку про Новый Год» (последовательность событий) *«Сделай елочку» - последовательность
| *«Угадай, о чем я рассказала» *«Когда это бывает» *«Кому, что нужно» (классификация) |
«Одежда» | *«Надень платье на куклу» (уже застегнутое – сначала расстегнуть) *«Помоги клоунам достать колпаки» *«Достань кукле платье» (с разными препятствиями) *«Пойдем на прогулку» (не до конца оделись, и найти причину) | *«Собери целое из частей» *«Одевание на прогулку» (последовательность по картинкам) *«Найди половинку» *«Магазин одежды» *«Ателье» (шьем из частей) *«Одежда для лета, для зимы» (раскладывание картинок) *«Что не одел мальчик» (по картинке)
| *«Разложи на полки» (классификация) *«Что лишнее» *«Одежда – не одежда» *«Похожи – не похожи» (пальто и шуба, платье и сарафан, брюки и шорты) |
«Обувь» | *«Обуй ботинки» (заранее завязанные) *«Помоги Незнайке достать ботинки» *«Найди Мише ботинки» (вспомогательные средства) *«Пойдем гулять» (в одном ботинке – найти причину)
| *«Обувной магазин» *«Найди пару» *«Спрячь сапожки» *«Что случилось» (по картинке – потерялась туфелька) *«Найди заплатку к сапогу» (метод проб) *«Сложи картинку из частей» | *«Разложи на полки» *«Что лишнее» *«Что теплее» *«Отгадай и назови» *«Похожи – не похожи» (резиновые сапоги и валенки…) |
«Домашние животные и их детеныши» | *«Напои кошку» *«Накорми собачку» *«Покатай козляток» *«Достань корове (козе) ведерко» *«Построй забор для животных» *«Покатай животных на качелях»
| *«Покорми кролика» (работа по сюжетной картинке) *«Шкодливая кошка» (по картинке – устанавливать причину и следствия) *«Кошка и молоко» (по картинке – причину) *«Кошка ловит мышку» (последовательность) *«Разложи тарелочки животным» (по образцу) *«Кто что ест?»
| *«Разложи картинки» (классификация) *«Расставь животных по росту» *«Чьи детки? - классификация *«Кто лишний?» *«Угадай, кто это?» (загадки) *«Кто где живет?» - классификация *«Похожи – непохожи» (кошка и собака) |
«Дикие животные и их детеныши» | *«Покатаем зайчиков» (1 тележка с веревкой, другая – без нее) *«Покорми мишку» *«Построй зоопарк» *«Достань лисичке скалочку» | *«В зоопарке», «В цирке» (составление рассказа по картинке) *«Зверюшки на дорожках» (действия замещения) *«Три медведя», «Где мишка?», *«Зайцы и волк» (наглядное моделирование) *«Кто где живет» *«Найди пару» (взрослое животное и детеныши) | *«Домики для животных» *«Чьи детки?» - классификация *«Кто лишний?» *«Угадай, о ком я говорю» -загадки |
«Вена. Мамин праздник» | *«Полей цветок» (чем поливаем; усложнение -лейка худая) *«Посадим дерево» *«Покормим птичку» *«Помоги маме вымыть пол, посуду и т.д.» (использование вспомогательных средств) | *«Напои птичку» (работа по сложной картинке) *«Полей цветок» (работа по сюжетной картинке) *«Сюжетная картинка», «Весна» (сбор орудий для посадки деревьев) *«Увядшие цветы» (по 2 сюжетным картинкам – выбор условия) *«Ранняя весна» (по картинки – почему не смогут дети катиться на лыжах) | *«Рассказ о маленьком Вове» (как он узнал, что был дождь) *«Когда это бывает» *«Чья это мама?» |
«Игрушки» | *«Лови шарик» (найти нитку, чтобы завязать) *«Достань мишке мячик» (использование разных папок) *«Достань игрушку» *«Столкни мяч» *«Угадай, что в трубке лежит» *«Почему скатился мячик?» | *«Чего не хватает?» (по парным картинкам мальчик везет машину за веревку; 2-нет веревки) *«Задание «Купание куклы» (по картинки устанавливать последовательность) *«Игра с кубиками» (последовательность по картинкам) *«В магазине игрушек» (состояние результата по картинке) *«Из чего сделаны» | *«Разложи игрушки» (классификация) *«Парные картинки» *«Угадай, какое слово не подходит» *«Рассказ-загадка «Шарик упал» |
«Мебель» | *«На чем мы сидим» (стулья спрятаны) *«Угости куклу чаем» (у стола три ножки) *«Расставь стульчики для кукол» *«Разложи вещи в шкаф» (полок нет) *«Уложи мишку спать» (кровать сломалась)
| *«Сгруппируй картинки» (одни и те же предметы мебели расположены по-разному) – картинки *«Сложи картинку» *«Найди пару» *«Найди похожие» *«У куклы Кати новоселье» (наглядное моделирование) | *«Расставь мебель по комнатам» -классификация *«Что лишнее» *«Новоселье у матрешек» (помоги найти свои квартиры) |
«Транспорт» | *«Достань тележку» *«Заведи машину» *«Самолеты летят» (использование гаечного ключа для устранения неполадок) *«Плавает или тонет» *«Покатай зверушек» (отвалилось колесо) | *«Как построить поезд» (сюжетная картинка) *«Сгруппируй картинки» (одни и те же виды транспорта, но разного цвета) *«Сложи картинку» *«Найди пару» *«Найди похожие» *«Разноцветные вагончики» *«Прогулка на машине» (связь образа и слова) | *«Что быстрее» *«Разложи» (классификация) *«Что лишнее» *«Летает –едет» *«Угадай загадку» *«Кто кого везет» |
«Продукты питания» | *«Испечем пироги» (песок надо набирать совочком) *«Свари суп» (продукты режут ножом и т.д.) *«Сварим компот» *«Достань ягоды из компота» (использование вспомогательных средств)
| *«Узнай на вкус» *«Что сначала, что потом» *«Сложи целую картинку» *«Подбери картинки» (для компота, для супа) | *«Съедобное – несъедобное» - классификация *«Разложи картинки» - классификация *«Что бывает сладким?» *«Чем похожи?» |
«Профессии» | *«Кому, что нужно» *«Помоги повару достать половник, налить воды в кастрюлю и т.д.» *«Помоги няне помыть посуду…» | *«На приеме у доктора» (по картинке найти связи между персонажами) *«В парикмахерской» -составление рассказа по картинке. *«На кухне» - составление рассказа по картинке *«Кому, что нужно для работы» (соотнесение по картинкам) | *«Что кому дать» (классификация) *«Что лишнее» *«Надо – не надо» (на слух) *«Угадай, про кого я говорю» (загадка)
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_igry_i_uprazhneniya.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для формирования мыслительной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
(по лексическим темам)
Игры и упражнения подобраны по материалам педагогических технологи:
- Е.А.Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»,
- А.А.Катаева, Е.А.Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников»
- Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
Учитель-дефектолог
Матвеева М.Н.
Игры и упражнения для формирования мыслительной деятельности
через ознакомление с окружающим
Формы мышления | Наглядно-действенное мышление | Наглядно-образное мышление | Словесно-логическое мышление |
Решаемые задачи по формированию мышления Темы ознакомления с окружающим | 1. Познакомить детей с орудиями специального назначения, имеющими фиксированный способ употребления. 2. Познакомить с различными вспомогательными средствами и способами их использования. 3. Научить детей методу проб (нахождение подходящих орудий) 4. Научить решению двухфазовых задач, практических задач. 5. Научить вычленять причинно-следственные связи. | 1. Формировать целостное восприятие ситуаций, изображенных на картинках. 2. Формировать обобщенные представления о свойствах и качествах предметов, учить действиям замещения и моделирования. 3. Формировать соотношения между словом и образом. | 1. Учить осуществлять классификацию предметов. 2. Учить выполнять систематизацию. 3. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. 4. Формировать умение устанавливать временные связи и зависимости. |
«Я и мое имя» | *«Найди свое место» (сесть на тот стульчик, где лежит фотография) *«День рождения куклы Кати» * «Дай стульчик (игрушку) Ване»-решение практической задачи | *«Собери картинку из частей» «Кто где сидит» (по фотографии группы) *«У Тани шарик улетел» (по картинке устанавливать причину) *«Утро Маши (Саши)» (раскладывание последовательности режимных событий) *«Зеркало»-(действия замещения) *«Найди мальчика» (связь образа и слова) | *«Разложи фотографии» (классификация: девочки и мальчики) *«Кто веселее» *«Кого не хватает» |
«Детский сад и наша группа» | *«Достань кукле шарик» - двухфазовая задача *«Звени колокольчик» (метод проб) *«Достань картинку» (картинки про детский сад) *«Построй забор вокруг садика (муляжи)» *«Качели» (легкие – тяжелые) | *«Собери картинку из частей» *«В детском саду» (рассказ по картинке) *«Достань шарик» - работа по сложенной картинке *«Помоги детям достать игрушки» (по картинке) *Сюжетная картинка: «В песочнице»-(что взять девочке) «Как достать шарик» (выбор по сюжетной картинке) | *«Рассказ-загадка» *«Что было ночью» *«Угадай, что где стоит» *«Где играем, где поем» *«В детском саду и дома» (что и где делаем) |
«Осень» | *«Достань листочек, грибочек» (использование вспомогательных средств) *«Сгребаем листочки» (листья сгребают граблями) *«Повесь листочек на дерево» (использование вспомогательных средств) | *«Сюжетная картинка» *«Достань листочки» *«Помоги детям украсить зал» (работа по картинке) *«Ветреная погода» (сюжетная картинка – найди причину) *«Дождик» (по картинке найти причину) *«Еж и гриб» (последовательность) *«Ручеек» (овладение действиями замещения) | *«Рассказ о маленьком Вове» (признаки погоды) *«Дождливая погода» (по результату найти причину) *«Разложи» (классификация признаков осени) *«Что лишнее» (по признакам) *«Бывает – не бывает» *«Такой листок лети ко мне» |
«Овощи и фрукты» | *«Собираем урожай» (картошку копают лопатой) *«Перевозили урожай» (везут на машине) *«Сорви яблоко» *«Достань морковку» (использование вспомогательных средств) *«Помоги собрать фрукты (овощи)» (использование вспомогательных средств) | *«Составь целое из частей» *«Узнай на вкус» *«Чудесный мешочек» *«Что где растет» *«Принеси такие же» *«Помоги достать яблоки» (по картинке) *«Паззлы» (составление целого) | *«Разложи на группы» (классификация) *«Что лишнее?» *«Лото» *«Вершки и корешки» *«Что где растет» *«Давай все круглое…» *«Узнай по описанию» |
«Части тела лица» | *«Наши помощники» (функциональное назначение глаз, ушей…) *«Вкладыши» - метод проб *«Найди нос для Буратино» | *«Зеркало» *«Найди носы для клоунов» (по картинкам- подбор по цвету) *«Включение в ряд» *«Найди парные картинки» | *«Назови одним словом» *«Расставь» (классификация) *«Что лишнее?» *«Чего не хватает?» *«Угадай, о чем я говорю» |
«Моя семья» | *«Достань бусинки для мамы» (из банки с водой с помощью вспомогательных средств) *«Поймай рыбку для папы» *«Угадай, что в коробке?» (коробка типа готовальни – в ней фото семьи) | *«Чего не хватает» (по парным картинкам: 1 бабушка вяжет – 2 без спиц и т.д. с членами семьи) *«Вечерняя сказка» (последовательность событий по картинке) *«Семья» (состояние рассказа по картинке) *«Где мама (папа)» (по плану и моделям) *«Расставь по росту» (метод проб) | *«Кто старше» *«Что кому дать» (самостоятельное определение основания группировки) *«Разложи» (классификация по возрасту, половой принадлежности) *«Угадай, о ком я говорю» |
«Посуда» | *«Покорми мишку» (в обеденном приборе не хватает предметов) *«Куклы пришли в гости» (что накроем на стол к чаю) *«Вкладыши» (метод проб) *«Накрываем стол» | *«Собери разбитую чашку» (целостный образ) *«Собери сервиз» *«Собери все блюдца» (подбор по рисункам) *«Задание –разбитая чашка» (по картинке установить причину) *«Чудесный мешочек» *«Сложи картинки» | *«Разложи» - классификация *«Что лишнее» *«Угадай загадку» *«Посуда – не посуда» |
«Зима и зимние забавы» | *«Уберем снег» (снег сгребают лопатой) *«Достань снег с елочки» (использование вспомогательных средств) *«Как покататься на санках» (вспомогательное средство – веревка для санок) *«Достань лыжи» | *«Сюжетная картинка – «Зимой» (мальчик с палками без лыж) *«»Зимние забавы» «Зайчик и снеговик» (установление последовательности событий) *«Зима» - выбор картинки по слову. | *«Рассказ о маленьком Вове» - как он узнал, что выпал снег *«Зима наступила» (по рассказу найти причину) *«Разложи» (классификация признаков зимы) *«Что лишнее» (по признакам) *«Снежный колобок» (почему растаял снег) |
«Праздник – Новый Год» | *«Украсим комнату» (снежинки с ниточками) *«Елку украшаем» (чтобы повесить игрушку, нужно привязать к ней ниточку) | *«Новый Год» (две сюжетные картинки – выбрать, какая девочка пела, плясала…) *«Разложи елочные игрушки в свои домики» *«Сделаем книжку про Новый Год» (последовательность событий) *«Сделай елочку» - последовательность | *«Угадай, о чем я рассказала» *«Когда это бывает» *«Кому, что нужно» (классификация) |
«Одежда» | *«Надень платье на куклу» (уже застегнутое – сначала расстегнуть) *«Помоги клоунам достать колпаки» *«Достань кукле платье» (с разными препятствиями) *«Пойдем на прогулку» (не до конца оделись, и найти причину) | *«Собери целое из частей» *«Одевание на прогулку» (последовательность по картинкам) *«Найди половинку» *«Магазин одежды» *«Ателье» (шьем из частей) *«Одежда для лета, для зимы» (раскладывание картинок) *«Что не одел мальчик» (по картинке) | *«Разложи на полки» (классификация) *«Что лишнее» *«Одежда – не одежда» *«Похожи – не похожи» (пальто и шуба, платье и сарафан, брюки и шорты) |
«Обувь» | *«Обуй ботинки» (заранее завязанные) *«Помоги Незнайке достать ботинки» *«Найди Мише ботинки» (вспомогательные средства) *«Пойдем гулять» (в одном ботинке – найти причину) | *«Обувной магазин» *«Найди пару» *«Спрячь сапожки» *«Что случилось» (по картинке – потерялась туфелька) *«Найди заплатку к сапогу» (метод проб) *«Сложи картинку из частей» | *«Разложи на полки» *«Что лишнее» *«Что теплее» *«Отгадай и назови» *«Похожи – не похожи» (резиновые сапоги и валенки…) |
«Домашние животные и их детеныши» | *«Напои кошку» *«Накорми собачку» *«Покатай козляток» *«Достань корове (козе) ведерко» *«Построй забор для животных» *«Покатай животных на качелях» | *«Покорми кролика» (работа по сюжетной картинке) *«Шкодливая кошка» (по картинке – устанавливать причину и следствия) *«Кошка и молоко» (по картинке – причину) *«Кошка ловит мышку» (последовательность) *«Разложи тарелочки животным» (по образцу) *«Кто что ест?» | *«Разложи картинки» (классификация) *«Расставь животных по росту» *«Чьи детки? - классификация *«Кто лишний?» *«Угадай, кто это?» (загадки) *«Кто где живет?» - классификация *«Похожи – непохожи» (кошка и собака) |
«Дикие животные и их детеныши» | *«Покатаем зайчиков» (1 тележка с веревкой, другая – без нее) *«Покорми мишку» *«Построй зоопарк» *«Достань лисичке скалочку» | *«В зоопарке», «В цирке» (составление рассказа по картинке) *«Зверюшки на дорожках» (действия замещения) *«Три медведя», «Где мишка?», *«Зайцы и волк» (наглядное моделирование) *«Кто где живет» *«Найди пару» (взрослое животное и детеныши) | *«Домики для животных» *«Чьи детки?» - классификация *«Кто лишний?» *«Угадай, о ком я говорю» -загадки |
«Вена. Мамин праздник» | *«Полей цветок» (чем поливаем; усложнение -лейка худая) *«Посадим дерево» *«Покормим птичку» *«Помоги маме вымыть пол, посуду и т.д.» (использование вспомогательных средств) | *«Напои птичку» (работа по сложной картинке) *«Полей цветок» (работа по сюжетной картинке) *«Сюжетная картинка», «Весна» (сбор орудий для посадки деревьев) *«Увядшие цветы» (по 2 сюжетным картинкам – выбор условия) *«Ранняя весна» (по картинки – почему не смогут дети катиться на лыжах) | *«Рассказ о маленьком Вове» (как он узнал, что был дождь) *«Когда это бывает» *«Чья это мама?» |
«Игрушки» | *«Лови шарик» (найти нитку, чтобы завязать) *«Достань мишке мячик» (использование разных папок) *«Достань игрушку» *«Столкни мяч» *«Угадай, что в трубке лежит» *«Почему скатился мячик?» | *«Чего не хватает?» (по парным картинкам мальчик везет машину за веревку; 2-нет веревки) *«Задание «Купание куклы» (по картинки устанавливать последовательность) *«Игра с кубиками» (последовательность по картинкам) *«В магазине игрушек» (состояние результата по картинке) *«Из чего сделаны» | *«Разложи игрушки» (классификация) *«Парные картинки» *«Угадай, какое слово не подходит» *«Рассказ-загадка «Шарик упал» |
«Мебель» | *«На чем мы сидим» (стулья спрятаны) *«Угости куклу чаем» (у стола три ножки) *«Расставь стульчики для кукол» *«Разложи вещи в шкаф» (полок нет) *«Уложи мишку спать» (кровать сломалась) | *«Сгруппируй картинки» (одни и те же предметы мебели расположены по-разному) – картинки *«Сложи картинку» *«Найди пару» *«Найди похожие» *«У куклы Кати новоселье» (наглядное моделирование) | *«Расставь мебель по комнатам» -классификация *«Что лишнее» *«Новоселье у матрешек» (помоги найти свои квартиры) |
«Транспорт» | *«Достань тележку» *«Заведи машину» *«Самолеты летят» (использование гаечного ключа для устранения неполадок) *«Плавает или тонет» *«Покатай зверушек» (отвалилось колесо) | *«Как построить поезд» (сюжетная картинка) *«Сгруппируй картинки» (одни и те же виды транспорта, но разного цвета) *«Сложи картинку» *«Найди пару» *«Найди похожие» *«Разноцветные вагончики» *«Прогулка на машине» (связь образа и слова) | *«Что быстрее» *«Разложи» (классификация) *«Что лишнее» *«Летает –едет» *«Угадай загадку» *«Кто кого везет» |
«Продукты питания» | *«Испечем пироги» (песок надо набирать совочком) *«Свари суп» (продукты режут ножом и т.д.) *«Сварим компот» *«Достань ягоды из компота» (использование вспомогательных средств) | *«Узнай на вкус» *«Что сначала, что потом» *«Сложи целую картинку» *«Подбери картинки» (для компота, для супа) | *«Съедобное – несъедобное» - классификация *«Разложи картинки» - классификация *«Что бывает сладким?» *«Чем похожи?» |
«Профессии» | *«Кому, что нужно» *«Помоги повару достать половник, налить воды в кастрюлю и т.д.» *«Помоги няне помыть посуду…» | *«На приеме у доктора» (по картинке найти связи между персонажами) *«В парикмахерской» -составление рассказа по картинке. *«На кухне» - составление рассказа по картинке *«Кому, что нужно для работы» (соотнесение по картинкам) | *«Что кому дать» (классификация) *«Что лишнее» *«Надо – не надо» (на слух) *«Угадай, про кого я говорю» (загадка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...
Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим
Цель: понимание экологических проблем и причин, их порождающих, формирование представлений о новых ценностях, участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды....
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Организация: ГБДОУ д/с №86Населенный пункт: Санкт-ПетербургВлияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают з...
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны....
Е.А.СТРЕБЕЛЕВА "ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ"
В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с от-клонениями в умственном развитии. Дано подробное описание бо-лее 200 дидактических ...
КАРТОТЕКА Игры на формирование наглядно-действенного мышления у детей с отклонениями в развитии
Прежде всего, надо научить детей использовать предметы, имеющие фиксированное назначение, формировать представление об использовании предметов-орудий в деятельности, научить подражать действиям взросл...