социальное развитие дошкольника
консультация по теме

Разоренова Ольга Александровна

социальное развитие дошкольнка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_na_sayt.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное развитие

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

При общении ребенка со взрослым каждый оказывает влияние на другого. Ребенок постоянно имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его людей.

При общении со сверстниками формируются дружеские отношения с детьми, что является одной из составляющих социального развития.

Воспитание уверенности в себе помогает ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения, понять, что он уникален и неповторим. Важно уметь поддержать ребенка в разных ситуациях успеха и неудач, помогать ребенку верить в свои силы.

Необходимо дать знания ребенку  о себе и о семье, закрепить знания о себе, о значении имени, фамилии; формирует знания о родословной. Воспитание любви к месту, где живет ребенок.   В дошкольном возрасте ребенок должен приобрести умение сопереживать людям, окружающим его. Воспитание любви к Родине выстраивается в логическую цепочку "от близкого к далекому" – от любви к семье, к детскому саду, к улице, городу, - до любви к родному Отечеству. Социальное развитие тесно связано с нравственным, эстетическим, трудовым, умственным воспитанием. Занятия, посвященные чувствам, помогут детям выражать свое эмоциональное состояние. Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими чувствами, это приводит к импульсивным поступкам. А импульсивные реакции, в свою очередь, приводят к осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. По мере формирования личности, у ребенка проявляется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми.

Предлагаем вам игры на социальное развитие детей.

Игры и упражнения на преодоление тревожности и повышения самооценки дошкольников.

 Игра «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

Игра «Портрет»

Цель: научить ребенка распознавать эмоции, снять психомышечное напряжение.

Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый — в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, каким их рисовать. Например, какого размера рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? Ребенок отвечает. Какие будут глазки — большие или маленькие, или оставим те, какие есть?» При этом взрослый обводит контур глаз на рисунке. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуются нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы, выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость. Далее ребенку предлагается решить, какое настроение будет у этого портрета. Если ребенок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит свое. Если он не отражает свое истинное настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребенок недоволен собой и хочет измениться.

 Упражнение «Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Игра направленная на сплочение группы.

 «Зеркало»

Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!" Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

Выбирается водящий: это — человек, все остальные — зеркала. Человек смотрится в зеркала, а они отражают его. Зеркала повторяют всё его движения, действия человека, который, конечно, кривляется от души. Здесь важно следить за тем, чтобы зеркала правильно отражали: если человек поднял правую руку, зеркала должны поднять левую и т. п. В этой игре удобно поощрять самых пассивных членов группы. 5. Игра «Носок-пятка» (минитренинг на сближение и снятие тактильного напряжения)

Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.

 Игра «Треугольник, квадрат»

Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: «Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник... квадрат...ромб и т. д.»

Игра «Жучок»

Водящий стоит спиной к группе, выставив из - под мышки свою руку с раскрытой ладонью. Дети и психолог стоят в шеренгу за ним. Правая рука у всех сжата и поднята на уровень груди, большой палец этой руки поднят вверх. Кто-то из шеренги дотрагивается до раскрытой ладони водящего быстро занимает исходное положение, а водящий должен повернуться к группе и угадать, кто до него дотронулся. Водящий водит до тех пор, пока правильно не угадает. Тогда водить начинает тот, кого угадали. Игра хорошо вскрывает групповые отношения.

Словесная игра

 «Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как

называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Игры - имитации

 «Нарисуй стихотворение»

Цель: развивать воображение, мышление, образное мышление, умение согласовывать действия с

партнёром.

Дети разбиваются на пары. Каждой паре даётся кусочек стихотворения. Необходимо изобразить

иллюстрацию к стихотворению. В конце устраивается выставка работ.

 «Пантомимические этюды»

Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении,

старик, ребёнок, который только учится ходить, уставший человек и др.

 «Артисты цирка»

Цель: развивать воображение, мышление, чувство юмора, коммуникативные навыки.

Задача детей – придумать оригинальный номер, и немного прорепетировав показать его

(используются атрибуты, музыкальное сопровождение)

 «Где мы были, мы не скажем, а что делали,

 покажем»

Цель: развивать воображение и мышление, совершенствовать выразительность движения (без

предметов).

Дети разбиваются на пары и совместно решают, какое действие будут показывать. Задача

остальных детей догадаться.

Игра на преодоление негативных эмоций, гнева.

 «Изобрази животное»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход: ведущий предлагает изобразить злых (добрых) животных, порычать, подвигаться как

животные. Сначала лучше изобразить каких-нибудь хищников (тигр, волк), а потом «добрых»

животных (котёнок, щенок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи социального развития дошкольников и их реализация в семье и в детском саду

В статье рассказывается об эффективных средствах работы по социальному воспитанию детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы  в дошкольном учреждении....

Формирование этно-экологичекой культуры как условие личностного социального развития дошкольника

Приобщение детей дошкольного возраста к общекультурным и национально-значимым условиям, формирование национального самосознания....

Как способствовать социальному развитию дошкольника?

Какие же приёмы и средства должен применять педагог, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка? Одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является д...

Консультация для родителей "Социальное развитие дошкольника"

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образ...

Как способствовать социальному развитию дошкольника.

Как способствовать социальному развитию дошкольника.      Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм...

"Социальное развитие дошкольников посредством музыки" опыт работы

        В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандар...

Использование современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников

Описание опыта работы МАДОУ МО г.Нягань "Детский сад №1 "Солнышко" по использованиию современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников....