Причины возникновения капризов.
консультация (средняя группа) по теме

Дынкина Ольга Вячеславовна

Детские капризы не случайны. Они всегда имеют какой-либо источник, а неправильное поведение взрослых поддерживает и укрепляет их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

 



           

 

1.2. Причины возникновения капризов

Детские капризы не случайны. Они всегда имеют какой-либо источник, а неправильное поведение взрослых поддерживает и укрепляет их. Важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них. Объективно истоки этой проблемы видятся в позиции официальной педагогики, взявшей за основу развития ребенка идею формирующего обучения: подход, при котором ученик никогда не превзойдет своего учителя. Ребенок рассматривается как неполноценный взрослый, который отличается от последнего только тем, что все делает хуже. Точка зрения официальной педагогики на раскрытие индивидуального потенциала, заложенного в ребенке от рождения, проста: всеми доступными средствами "втиснуть" малыша в рамки, загодя предопределенные воспитателем, учителем. Последствия – капризы, истерики, в более старшем возрасте – неврозы.

Американский психолог У. Бронфенбреннер в своей книге "Дети в Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки и СССР" с удивлением описывает, как легко наши, российские, соотечественники вступают в общение с чужими детьми, и приходит к заключению, что, по-видимому, воспитание детей – любимое национальное дело у русских.

Однако воспитание воспитанию рознь. Если максимально схематизировать все способы общения взрослых с детьми, то можно выделить шесть основных параметров, характеризующих эмоциональное отношение взрослого к ребенку: (принятие – непринятие), организацию повседневного общения (ограничительство – разрешительство) и отношение родителей и воспитателей к собственным решениям (противоречивость – непротиворечивость).

Сочетание этих параметров и будет тем стилем общения с ребенком, который предпочитает взрослый, и анализ которого поможет понять истоки детских капризов , а также неврозов, если процесс "втискивания" ребенка зашел слишком далеко.

В настоящий момент, в среде начитанных родителей, наиболее распространенной является точка зрения, что капризы – это закономерный этап в развитии детей младшего дошкольного возраста, что таким образом они познают мир человеческих взаимоотношений, определяют границы дозволенного и недозволенного, и, в конце концов, "само пройдет".

В большинстве случаев, особенно, если ребенок старше 4-х лет, полезно бывает наказать, например, лишить сладкого или чего-то интересного. Научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему легче будет управлять собой. Но, самое главное – выработайте всей семьей единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.  

У дошкольника капризы становятся преднамеренной формой поведения. Капризами он добивается от взрослых различных уступок, у ребенка первого года жизни, еще нет капризов, как таковых, но предпосылки для их возникновения уже существуют. Малышу хочется, чтобы его взяли на руки. Он начинает хныкать. Пока малыш тихонько плачет, взрослые не берут его на руки, но когда он начинает кричать, здесь уже мать не выдерживает: идет на уступки. В следующий раз ребенок сразу начинает кричать: он теперь понимает, что достичь желаемого можно только криком.  

Капризными часто бывают дети, не знающие ни в чем ограничений, у которых не формируется тормозной процесс, умение сдержать себя. Наиболее агрессивно ведут себя дети, чьи родители или воспитатели эмоционально не принимают их, при этом, то "ничего нельзя", то "все можно". Сегодня нельзя то, что можно было вчера, вчера ругали за то, за что сегодня хвалят, а что будет завтра, пока неизвестно, так как родители или воспитатели сами ещё не в курсе, какое у них завтра будет настроение. Дети, родители которых эмоционально их принимают, не предъявляют к ним противоречивых требований, но при этом ограничивают их исследовательскую активность, стараясь сформировать желательный для окружающих облик, отличаются довольно хорошей социальной приспособленностью, не склонны к капризам и истерикам, но, при этом, они внушаемы, зависимы от мнения окружающих, несамостоятельны. В то же час, дети, не пережившие этапа отделения себя от других, дети, которые не были приняты самыми дорогими для них людьми, плохо осознают цели и потребности окружающих, у них плохо развито фантазерство, они с трудом понимают и принимают вероятность иной точки зрения, не владеют самостоятельными, индивидуальными способами деятельности. Чем раньше взрослые пытаются "втиснуть" ребенка в коллектив, заставляя уважать коллективистские ценности, тем меньше шансов на то, что такой ребенок сможет стать полноценным участником коллективной деятельности, тем больше вероятность формирования невротического типа личности. Одним из средств предупреждения капризов является своевременное приучение ребенка к некоторому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть одним из первых понятных ребенку слов. Но запрещать необходимо лишь то, что действительно нельзя. Не стоит злоупотреблять постоянными запретами.

Без особой необходимости не следует ограничивать свободу ребенка.  

На схеме №2 представлены причины возникновения капризов.  

 

 

Схема 2

Причины возникновения капризов

Опишем основные причины возникновения детских капризов.

Первой причиной может служить начавшееся заболевание. Совершенно спокойный, уравновешенный ребенок начинает вдруг капризничать без всяких видимых причин, становится вялым, хуже ест или совсем отказывается от еды, постоянно просится на руки. Не очень внимательные или неопытные родители могут расценить такое поведение как каприз.  

Вторая причина – отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми, то есть родители навязывают свое понимание окружающего на еще не состоявшегося человека. В такой ситуации малыш просто не в состоянии выразить правильно свои переживания, поэтому он начинает проявлять свое недовольство, чтобы показать свою неудовлетворенность в понимании от родителей. Ни в коем случае нельзя потакать ребенку. Лучший способ предотвратить каприз – это понять чего он хочет еще до того, как малыш перейдет к отчаянным мерам. Если с самого первого дня рождения родители будут с большим участием откликаться на любые знаки и призывы малыша, потребность проявлять свое негодование просто исчезнет. А вот если родители реагируют на своих детей только тогда, когда те громко кричат, то не удивительно, что детки пользуются подобным поведением.

Третья причина – слабость родителей перед своими детьми. Если родители не в состоянии выдержать даже полчаса, пока их малыш будет кричать и купят ему все, что он попросит, то не удивляйтесь, если он воспользуется подобным положением еще много раз.

Четвертая причина – дети через чур изнеженные, заласканные. Чрезмерное внимание взрослых утомляет малыша. Вначале ребенок радуется, смеется, потом перестает смеяться и постепенно от смеха переходит к плачу. Нередко такое поведение могут рассматривать как каприз избалованного ребенка. Но это закономерная реакция ребенок утомлен бесконечным вниманием взрослых и отвечает капризами.  

Противоположная ошибка в воспитании – это недостаток внимания к ребенку, равнодушное отношение, которое тоже может породить капризы. Ребенок, которому не хватает материнской ласки, нередко становится раздражительным, отстает в развитии.  

Пятая причина – отсутствие единства требований к ребенку со стороны взрослых членов семьи. Если мама запрещает делать то, что позволяет бабушка, то ребенок очень скоро поймет, что при бабушке можно капризничать, а при маме надо вести себя по-другому. Психическая перестройка ребенка на каждого взрослого является большой нагрузкой на его нервную систему, утомляет малыша, может привести к капризам, срывам в поведении. Зачастую ребенок капризничает из-за неумения самостоятельно занять себя. Поэтому очень важно вовремя научить малыша играть, показать, как действовать той или иной игрушкой.  

Таким образом, мы рассмотрели несколько не противоречащих друг другу, а, скорее, взаимодополняющих точек зрения на причины возникновения у детей капризов: неумение родителей и воспитателей изрекать с малышом на его языке – языке игры, навязчивое поведение взрослых, пытающихся воздействовать на ребенка не адекватными его возможностям средствами и способами воспитания, невротический стиль общения взрослого и ребенка.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Тема: «Причины возникновения межличностных отношений у дошкольников и пути их преодоления»

Цель данной работы:теоретически обосновать и практически выявить трудности в межличностных отношениях дошкольников и определить средства их преодоления.Объект исследования:дети дошкольного возра...

Причины возникновения речевых нарушений у детей.

Умение красиво говорить – это один из важнейших моментов в жизни каждого человека. Именно не знание правил русского языка, а умение правильно и грамотно выражать свои мысли. Количество детей, имеющих ...

Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью.  Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...

Причины возникновения речевых нарушений у детей.

Презентация поможет учителю-логопеду детского сада подготовить и провести круглый стол, семинар, родительское собрание....

Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного возраста.

Проявление тревожности в дошкольном возрасте Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психичес...

Капризы и упрямство детей-дошкольников их причины возникновения.

Упрямство и капризы — две стороны одного и того же нарушения проявление трудностей специализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, а у слабых в...